Папки-передвижки

Конспект занятия «Знакомство с рассказом Н. Н. Носова «Живая шляпа» посредством технологии «сторисек»

Анна Карпушкина
Конспект занятия «Знакомство с рассказом Н. Н. Носова «Живая шляпа» посредством технологии «сторисек»

Цель: Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «Живая шляпа» посредством технологии «сторисек».

Задачи:

Образовательные:

- формировать интерес к художественным произведениям посредством технологии «сторисек»;

- учить понимать юмор, последовательность событий и действий персонажей в рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа» при помощи иллюстраций;

Публикация «Конспект занятия „Знакомство с рассказом Н, Н, Носова „Живая шляпа“ посредством технологии „сторисек“» размещена в разделах

- продолжать знакомить детей с особенностями и композицией рассказа в сравнении с другим литературным жанром (сказки);

- закреплять умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.

Развивающие:

- развивать произвольное внимание при восприятии произведения, связную речь и фантазию детей посредством придумывания другого названия и окончания рассказа;

- развивать диалогическую и монологическую речь воспитанников.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, умение самостоятельно делиться на команды, работать в команде сообща, помогать товарищу для достижения более высокого общего результата в процессе проведения викторины на внимательность.

Предварительная работа:

на занятиях по ознакомлению с художественной литературой:

1. Анализ с детьми особенностей рассказа как литературного жанра.

2. Знакомство с биографией и творчеством писателя Н. Н. Носова.

в совместной работе:

1. Оформление в книжном уголке группы выставки книг с портретом и рассказами Н. Н. Носова.

2. Рассматривание иллюстраций в книгах.

Оборудование: игрушки (кот, два мальчика, шляпа, книга с иллюстрациями, портрет Н. Н. Носова, картинки «незнакомых слов», сюжетные карточки по рассказу «Живая шляпа», картошка (муляжи, две корзины, фишки для проведения викторины.

Интеграция образовательных областей:

- художественно-эстетическое развитие (знакомство с рассказом);

- физическое развитие (проведение подвижной игры и пластического этюда);

- познавательное развитие (анализ жанровых особенностей рассказа, образное восприятие содержания рассказа и поступков героев, решение проблемной ситуации, придумывание названия и окончания рассказа);

- речевое развитие (организация словарной работы, развитие связной речи при озвучивании своего варианта окончания рассказа);

- социально-коммуникативное развитие (осознание детьми эмоционального состояния детей, отражение состояния страха через пластический этюд на имитацию движений).

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Воспитатель вносит на занятие мешок и уточняет у детей:

- Ребята! Посмотрите, что у меня в руках! Кто знает, что это такое? (ответы детей)

- Правильно, ребята. Это мешок. А как вы думаете, что в нем? (ответы детей)

- Этот мешок наполнен различными предметами из книжных историй и поэтому он называется – «мешок историй».

Воспитатель выкладывает на стол компоненты мешка: кот, два мальчика, шляпа, книга с иллюстрациями, портрет Н. Н. Носова, картинки «незнакомых слов», сюжетные карточки по рассказу «Живая шляпа», муляжи картошки.

Воспитатель берет в руки шляпу и спрашивает детей :

- Что у меня в руках? Для чего это нужно? (ответы детей)

- Совершенно верно. Шляпа нужна, чтобы покрывать голову от жары или от холода (воспитатель надевает шляпу на голову и показывает детям)

- Скажите, а у вас шляпы есть? (ответы детей)

- Ребята, шляпа – это красивый головной убор, который носят взрослые люди.

- Ребята! А ещё шляпа может быть живой! Не верите? Я тоже сначала думала, что это сказка, пока не прочитала рассказ писателя Николая Николаевича Носова «Живая шляпа».

Мы с вами уже говорили о том, что рассказ и сказки – разные литературные жанры. Кто из вас помнит, чем рассказ отличается от сказки? (ответы детей)

- Правильно, ребята! В рассказе всегда говорится о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и превращений, как в сказке. Значит, живая шляпа была на самом деле! Не верите? А хотите узнать, как всё было на самом деле? Тогда присаживайтесь на стульчики.

II. Основная часть:

1. Чтение педагогом содержания рассказа с показом иллюстраций:

- Ребята! Я буду читать рассказ и по ходу чтения показывать вам иллюстрации, которые сделал к рассказу замечательный художник Иван Михайлович Семёнов. А вы внимательно слушайте рассказ, запоминайте его героев и смотрите иллюстрации.

2. Беседа с детьми по содержанию рассказа :

- Вот такой интересный рассказ. Ребята, скажите, а это смешная была история или грустная? (ответы детей)

- А что вам показалось самым смешным?

- Почему мальчики подумали, что шляпа живая?

- Автор назвал свой рассказ «Живая шляпа». А как по-другому вы бы назвали этот рассказ? (дети предлагают свои варианты названий, педагог при этом привлекает к творчеству малоактивных детей).

- Молодцы, ребята! Вот сколько интересных названий для рассказа вы придумали.

3. Решение проблемной ситуации:

Скажите, а если бы я назвала его «Шляпа-волшебница», это название подошло бы рассказу? Почему вы так думаете? Кто думает иначе? Почему? Кто ещё как думает? (педагог выслушивает аргументы детей за и против).

- Конечно, ребята, волшебные шляпы бывают только в сказке, а в рассказе чудес и превращений нет, только описываются реальные события. Поэтому название «Шляпа-волшебница» не подходит для рассказа.

4. Словарная работа:

- Ребята! Автор в рассказе использует слова, которые могут быть не всем вам знакомы. Давайте уточним их смысл.

- Первое слово – комод. Кто из вас знает, что такое комод? (ответы детей) Правильно, комод – это низкий шкаф с выдвижными ящиками. Посмотрите, вот он на картинке (воспитатель показывает комод на картинке).

- Второе слово – кочерга. Кто из вас знает, что такое кочерга? (ответы детей). Правильно, кочерга – это удлинённая палка с загнутым концом, которую используют для выгребания углей из печки. Посмотрите, вот она на картинке (воспитатель показывает кочергу на картинке).

- Третье слово – лыжная палка. Кто из вас знает, что это за палка? (ответы детей). Правильно, лыжная палка – это палка, которую используют лыжники для ускорения движения. Посмотрите, вот она на картинке (воспитатель показывает на картинке лыжную палку).

- Вот теперь все слова, которые использует автор, нам стали понятны.

5. Пластический этюд:

- Ребята! А мальчики сильно испугались, когда впервые увидели живую шляпу? А сможете мимикой показать друг другу, как они испугались! Вот как они испугались!

А теперь покажите:

- как они тряслись от страха, сидя на диване,

- как они побежали бегом из комнаты,

- как они заглядывали в комнату через приоткрытую дверь.

- Молодцы! Присаживайтесь на стульчики.

6. Дидактическая игра «Что сначала, что потом» :

- Ребята, предлагаю вам карточки, на которых изображены сюжеты из рассказа «Живая шляпа», разложите карточки в том порядке, в котором идет рассказ.

- Итак, с чего начинается рассказ? (ответы детей)

- Какое название можно придумать для этой части? (ответы детей)

- Какая часть рассказа следует за первой? (ответы детей)

- О чём в ней говорится? (ответы детей) (ответы детей)

- Какое название можно придумать для этой части? (ответы детей)

- Чем закончилась история про мальчиков и котёнка?

- Какое название можно дать третьей части? (ответы детей)

7. Подвижная игра «Попади в шляпу»

- Ребята! А как вы думаете, сложно попасть в шляпу картошкой? (ответы детей) Вот сейчас и проверим! Я предлагаю вам самостоятельно поровну разделиться на две команды.

- Перед вами две корзины с картошкой и одна шляпа, которую мы положим посередине комнаты. Вам необходимо попасть в неё картофелем. Команды бросают картофель поочередно. Побеждает та команда, которая совершила больше точных попаданий (игра проводится с детьми под руководством педагога).

- Молодцы, ребята! Победила у вас дружба! Видите, как сложно попасть картофелем в цель. Вот поэтому и Вовка с Вадиком долго не могли попасть в шляпу.

8. Викторина на внимательность (викторина рассчитана на 2 команды) :

- Ребята! А шляпа может быть ещё и волшебной (воспитатель переворачивает шляпу углублением вниз, где предварительно помещён пакетик с фишками). Давайте сыграем с вами в викторину и проверим, какая из двух команд была более внимательная, когда я читала вам рассказ. Я буду поочерёдно задавать каждому игроку команды вопросы по содержанию рассказа, и он должен будет на него ответить. Если он затрудняется, ему могут помочь члены команды. Но если и команда не сможет ответить, то право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 фишку. Я, как фокусник, буду доставать вам из шляпы фишку только за правильный ответ (воспитатель достаёт из шляпы фишку и показывает её детям). В конце игры мы подсчитаем фишки у каждой команды и та команда, у которой будет больше всего фишек, станет победителем. Условия игры понятны? Итак, начнём!

1. Где лежала шляпа? (на комоде)

2. Где сидел котёнок? (на полу возле комода)

3. Каким цветом был котёнок? (серый)

4. Что делали мальчики? (сидели за столом и раскрашивали картинки)

5. Кто из мальчиков хотел поднять шляпу с пола? (Вовка)

6. Куда запрыгнул Вадик, спасаясь от шляпы? (на диван)

7. Куда побежали мальчики, когда шляпа поползла к дивану? (на кухню)

8. На что дети решили пойти посмотреть в комнате? (посмотреть, может кто-нибудь шляпу за верёвочку дёргает)

9. Чем решил Вадик ударить шляпу, если она вдруг к ним поползёт? (кочергой)

10. Почему Вовка взял лыжную палку? (потому что у них не было другой кочерги)

11. Как Вадик хотел спугнуть шляпу, чтобы она задвигалась? (он стал стучать по полу кочергой и кричать)

12. Что предложил Вовка, чтобы спугнуть шляпу? (набрать картошки и стрелять ею в шляпу)

13. Где лежала картошка, которой мальчики решили кидаться? (на кухне, в корзине)

14. Кто из мальчиков первым попал в шляпу? (Вадик)

15. Что случилось со шляпой, когда в неё попал Вадик? (шляпа подскочила кверху)

16. Что вначале высунулось из-под шляпы? (серый хвост)

17. Что после хвоста высунулось из-под шляпы? (лапа)

18. Что сделали дети, когда увидели, что из-под шляпы вылез котёнок Васька? (Ребята обрадовались, Вадик схватил Ваську и стал его обнимать)

19. Кто из ребят догадался, что шляпа упала на котёнка с комода? (Вовка)

20. Что ответил ребятам котё нок на вопрос: «Васька, как же ты под шляпу попал (ничего не ответил, он только фыркал и жмурился от света)

- Молодцы, ребята! Вы были очень внимательными, когда я вам читала рассказ, и всё запомнили. Поэтому у нас сегодня проигравших нет. Вы все победили, потому что были внимательными и дружными, помогали своим товарищам в команде дать правильный ответ.

III. Рефлексия:

- Ребята! Подходит к концу наше занятие. Давайте с вами уточним, о чём же мы сегодня с вами говорили? ( ответы детей: о рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа», о шляпе и пр.)

- С чем новым для себя и интересным вы сегодня познакомились? ( ответы детей: с «Мешком историй», с новым рассказом Носова, с новыми словами, с новой игрой, с новым занятием – придумывание названий и окончаний рассказов и пр.)

- Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей)

- Что было для вас самым сложным? (ответы детей)

- А что больше всего понравилось? (ответы детей)

Публикации по теме:

Конспект занятия «Маленькая ложь за собой большую ведёт» по произведению Н. Носова «Леденец»Конспект занятия «Маленькая ложь за собой большую ведёт» по произведению Н. Носова «Леденец» Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей 4-5 лет (по произведению Н. Носов «Леденец»). Используемая технология:.

Конспект занятия по экологии «Живая и неживая природа»Конспект занятия по экологии «Живая и неживая природа» Уважаемые коллеги, приглашаю вас на занятие по экологии "Живая и неживая природе, об их взаимосвязи. Задачи: 1. Расширять представление о.

Детский мастер-класс по изготовлению панно в технике пластилинографии «Живая шляпа» ко Дню рождения Н. НосоваДетский мастер-класс по изготовлению панно в технике пластилинографии «Живая шляпа» ко Дню рождения Н. Носова Николай Носов - известный детский писатель. Его произведения знают и любят многие дети. Да и не только дети! Я сама до сих пор люблю читать.

Фотоотчёт о продуктивной деятепьности по аппликации по произведению Н. Н. Носова «Живая шляпа»Фотоотчёт о продуктивной деятепьности по аппликации по произведению Н. Н. Носова «Живая шляпа» При реализации проекта в старшей группе по творчеству Н. Н. Носова, мы с детьми в совместной деятельности делали котёнка и шляпку по произведению.

Конспект занятия по развитию речи «Весёлые рассказы Н. Носова» в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Весёлые рассказы Н. Носова». В подготовительной группе. Цели: Познакомить детей с творчеством.

Конспект занятия по речевому развитию «Знакомство с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания» в старшей группе Цель: Ознакомление дошкольников с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания». Задачи: Образовательные: -формировать у детей умение раскрывать.

Конспект занятия «Земля — живая планета». Цель. Уточнить представления о Солнечной системе. Сформировать элементарное представление о силе притяжения (на основе опытов). Рассказать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с рассказом Н. Н. Носова «Живая шляпа» посредством технологии «сторисек»
Опубликовано: 27 ноября 2023 в 16:16
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД