МААМ-картинки

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [ч] и [щ]»

Нодина Валентина Алексндровна
Конспект занятия по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [ч] и [щ]»

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуковая культура речи : работа со звуками ч – щ».

Цель:

Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Программное содержание.

Образовательные задачи:

- Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;

Публикация «Конспект занятия по звуковой культуре речи „Дифференциация звуков [ч] и [щ]“» размещена в разделах

-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделять слова с заданным звуком, определять место звука в слове, подбирать слова на заданный звук.

Развивающие задачи:

Развивать артикуляционный аппарат; память, внимание, мышление.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей самоконтроль за речью, желание говорить правильно и красиво.

Оборудование: мяч; мягкая игрушка Чебурашка; предметные картинки на звуки «ч», «щ»; изображения букв Ч, Щ; карточки с заданием.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, я Вам загадаю загадку, а вы отгадайте, кто пришел к нам в гости.

У Крокодила Гены

В руках гармошка играет,

На макушке фуражка,

А рядом с ним важно

Сидит… (Чебурашка)

Дети, посмотрите, какой Чебурашка грустный. Он очень сильно устал и замерз с дороги. Давайте напоим нашего гостя горячим чаем.

Воспитатель:

Сегодня мы с вами продолжим знакомство со звуками. Чтобы узнать, какие звуки мы сегодня будем учиться чётко произносить и различать, нужно отгадать загадки.

Мы ходим ночью ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)

Опущу я в речку руку,

Чтоб поймать на ощупь. (Щуку)

На доску выставляется картинка.

Воспитатель:

Какой первый звук в слове «часы»?

Дети:

Первый звук «ч».

Воспитатель:

Какой первый звук в слове «щука»?

Дети:

Первый звук «щ».

Воспитатель:

Ребята, предлагаю послушать, как звучат «ч» и «щ».

Попробуйте повторять -ч, -щ, -ч, -щ

Дети повторяют.

Воспитатель:

Как они звучат? Звонко или мягко?

Дети: Мягко.

Ребята, эти звуки по своему произношению очень схожи между собой, но, кроме этого, у них есть еще один общий Секрет: эти согласные звуки никогда не бывают твердыми, они всегда только мягкие и обозначаются зеленым цветом!

Воспитатель:

А теперь давайте все вместе подумает и назовем слова, начинающиеся на звук «ч».

Дети:

Часы, чашка, червяк, чемодан, чучело, Чиполино, чайка, чиж, чай, человек, черный, черепаха, чародейка, четыре.

Воспитатель:

Молодцы, ребята!

Я буду называть слова, измените его так, чтобы в нем появился звук Ч.

Например: щенок - щеночек, диван-диванчик, чемодан-чемоданчик, книга-книжечка, ребенок-ребеночек, платок-платочек, червяк-червячок, лист-листочек, чашка, щетка.

Воспитатель:

Цитирует отрывок из сказки К. Чуковского «Федорино горе»;

Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю…

Выясняет, кто и за что прощает Федорушку, в каком произведении об этом рассказывается, кто его автор, какие еще произведения этого писателя дети могут назвать.

Воспитатель:

Повторяем стихи и просит детей назвать слова со звуками ч и щ.

Воспитатель:

Читает скороговорку:

В роще щебечут стрижи,

Чечетки, щеглы и чижи.

Л. Ульяницкая

Ребята, давай те с вами поиграют в игру и немножко отдохнем. (воспитатель предлагает пройти детям на ковёр и проводится физкультминутка).

Физкультминутка : Звуки Ч - Щ

Щегленок выпал из гнезда, (Наклон вперед)

Ему теперь грозит беда: (Приседания)

Котище черный рыщет, (Ходьба)

Птенцов и птичек ищет (Поставить руки ладошками к голове).

Щегленка видит черный кот, (Повороты влево, вправо).

К нему, мурлыча вот идет, (Прыжки на месте).

Щегленок помощи не ждет (Прыжки)

И отчаянья - в полет! (Руки в стороны, взмах руками)

И вот удача - высота

Спасла щегленка от кота. (Потягивание, руки к плечам, вниз, встать на носочки).

Воспитатель:

Молодцы! Отдохнули. Поиграли в игру, а теперь снова садитесь на свои места.

А теперь давайте поучимся говорить чистоговорку.

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Воспитатель:

В каких словах встречается звук «щ»?

Дети:

Щёткой, щенка, щекочу.

Воспитатель:

Теперь найдите слова, которые начинаются со звука «Ч»

Дети:

Чищу.

Воспитатель:

А в каких словах встретились оба звука?

Дети:

Чищу, щекочу.

Воспитатель:

Давайте повторим чистоговорку (повторяется 1 раз хором, и 2-3 индивидуально).

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Четвертый лишний».

На доске выставляет картинки со звуками ч или щ, где в названии одной картинки нет этих звуков. Дети проговаривают слова, находят лишнюю картинку и объясняют свой выбор.

Отгадывание загадок.

1. В брюхе баня, в носу решето, на голове пупок.

Всего одна рука и та на спине. (чайник)

2. Носит воду хозяину в угоду!

При нем живет, пока не упадет. (чашка)

3. Осторожно разливай

Всем по чашкам

Сладкий … (чай)

4. У меня пропал носок,

Утащил его (щенок)

5. Она чистит зубы четко,

У меня зубная (щетка)

6. Маленький, горький,

Луку брат. (чеснок)

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, Чебурашка перепутал свои картинки. Нужно помочь Чебурашке распределить правильно картинки. И ещё нужно будет определить место этих звуков в слове.

(Картинки стопкой лежат на столе. Дети выходят к доске по одному.)

Воспитатель:

Молодцы ребята. Хорошо справились с заданием. Помогли Чебурашке собрать правильно свои картинки.

Для закрепления звуков «Ч», «Щ» предлагаю слепить их из пластилина.

Дети по образцу лепят звуки.

Рефлексия:

Ребята, Чебурашке очень понравилось в нашей старшей группе, он многому научился и самое главное, он никогда не будет путать звуки Ч и Щ!

Вам понравилось занятие? Что вам больше всего понравилось?

Артем, какие звуки мы учились различать?

Алиса, как произносятся [Ч], [Щ]?

Какое задание понравились Арина?

Какие задания для вас были сложными Коля?

Ребята, Чебурашке очень понравилось в нашей старшей группе, он многому научился и самое главное, он никогда не будет путать звуки Ч и Щ!

Вам понравилось занятие? Что вам больше всего понравилось?

Артем, какие звуки мы учились различать?

Алиса, как произносятся [Ч], [Щ]?

Какое задание понравились Арина?

Какие задания для вас были сложными Коля?

Публикации по теме:

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [Щ]» в средней группе .

Конспект занятия по звуковой культуре речи с использованием дидактической игры «Куклы Оля, Уля, Аля» Дидактическая игра «Куклы Аля, Оля, Уля». Автор: Драгунова Ксения Цель: Знакомство с буквами А, У, О. Закрепление правильного произношения.

Конспект комплексного занятия по звуковой культуре речи «В гостях у зайчика» во второй младшей группе Вид деятельности: Формирование речи дошкольников младшего возраста, лепка бубликов. Цель: Познакомить детей со словообразованием в названиях.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи «Ёжик» (вторая младшая группа)Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи «Ёжик» (вторая младшая группа) .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [ч] и [щ]»
Опубликовано: 14 февраля 2024 в 21:20
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД