Лучший педагог года

Конспекты НОД по обучению грамоте детей старшей группы (речевая технология Л. А. Венгера)

ольга ярославцева
Конспекты НОД по обучению грамоте детей старшей группы (речевая технология Л. А. Венгера)

Тема: «Подарок для дорогого человека»

Задачи: Учить детей проводить звуковой анализ слов, познакомить со слогообразующей функцией гласного звука, закреплять знания о гласных звуках, умение отличать их от других; развивать навыки сотрудничества, чувства самоуважения, взаимопомощи; воспитывать любовь и заботу о маме, уважение к женщинам разных возрастов.

Оборудование: игровой макет «Город звуков», плоскостная фигурка

Публикация «Конспекты НОД по обучению грамоте детей старшей группы (речевая технология Л, А, Венгера)» размещена в разделах

«Звуковка», кубики зелёного и красного цвета, фишки серого и красного цвета, картинки-схемы слов: «дом», «суп», «рак», «лес», «роза», «сок», «чай».

Ход деятельности: 1. Ритуал приветствия – упражнение «Минутка вхождения»

Воспитатель: Настало утро. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы здесь сегодня вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня Мише? Ане? Лизе? (имена детей) А что вы хотите пожелать мне? Вдохните глубоко и с выдохом забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю всем хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Основная часть.

Воспитатель: Дети, помогите мне вспомнить, кто поселился в городе Звуков? (Принцесса Звуковка)

- С кем дружит принцесса? (с гласными звуками)

- Что ей больше нравится? (Она любит петь гласные звуки)

- Давайте вместе со Звуковкой пропоём песню гласных звуков.

(Воспитатель указывает на слова-схемы и выделяет гласный звук)

- ааааааа, оооооо, ыыыыыыы, ууууу, ээээээ, иииииии…

- Какие это звуки? Почему?

- Как они обозначаются?

- Сегодня для принцессы предстоит нелёгкая задача. Она пока ещё маленькая и не всё умеет, поэтому просит о помощи. Вы согласны ей помочь?

- Сегодня Звуковке нужно выбрать в звуковом магазине подарок для мамы. Для чего нужен подарок Звуковке? (Праздник 8 марта)

- Давайте отправимся в магазин.

(открывается витрина)

Игра «Выбери подарок»

- Нужно выбрать большой подарок.

(на доске схемы слов, состоящие из 3 звуков и одна из 4)

- Назовите, что здесь есть?

(дети называют предметы)

- Какой предмет самый большой? (Кит)

- А сейчас назовите слова, которые состоят из одной части.

(прохлопывают)

- А какое слово вы не назвали? (Роза) Почему? (Слово большое)

- Из скольких частей оно состоит?

- Давайте узнаем ещё, почему оно большое. Каждый посадит розу у себя, а садовники посадят розы в городе Звуков.

Звуковой анализ слова «роза»

- Произносим первый звук – «рррр…., ловим звук.

- Какой это звук, гласный или негласный? Ставим первый кубик серого цвета.

- Произносим второй звук – «рооооо…., ловим следующий звук.

- Какой это звук? Ставим кубик красного цвета.

- Произносим третий звук «роззззз, ловим звук.

- Какой это звук, гласный или негласный? Ставим третий кубик серого цвета.

- Произносим четвёртый звук – «розааааааа, ловим звук.

- Какой это звук? Ставим кубик красного цвета.

- Сколько звуков в этом слове? (4)

- Сколько слогов? (прохлопывают 2 раза)

- Сколько гласных звуков? (2)

- Назовите их. (О и А)

- Как они обозначаются?

- А сейчас запомните правило: Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов (частей)

- Прочитайте слово по схеме.

- Какой же подарок должна выбрать принцесса? (Розу)

- Почему? (В слове 4 звука, оно большое)

- Но чтобы получить розу, нужно её купить.

Игра «Живые звуки»

(Воспитатель называет выборочно гласные и негласные звуки, дети определяют и показывают нужную фишку)

- Молодцы, розу мы купили, теперь нужно её передать принцессе. А для этого мы будем передавать слово «роза» по цепочке.

Игра «Цепочка слов»

- Я называю слово «роза», а следующий придумывает слово на звук «р» и передаёт своему товарищу.

(проводится игра в кругу)

- Итак, роза вернулась к принцессе, теперь она может передать подарок своей маме. Звуковка очень рада, что вы помогли ей.

- А вы, ребята, чтобы хотели подарить своей маме. Придумайте слово из 3 или 4 звуков и назовите его.

(если остаётся время, то можно к одному слову составить схему несколькими группами)

- То, что вы задумали можно будет нарисовать после нашего путешествия на бумаге.

3 Рефлексия.

- А сейчас хочу узнать:

Что понравилось? Запомнилось?

Что получилось?

Что было трудно? С каким заданием не справились?

4 Ритуал прощания – упражнение «Солнечные лучики»

Дети протягивают руки вперёд и соединяют их в центре круга. Тихо стоят, пытаясь представить себя тёплым солнечным лучиком, желают друг другу доброго дня.

Тема: «Тим, Том и Ко»

Задачи: Познакомить с дифференциацией согласных звуков на твёрдые и мягкие; учить проводить звуковой анализ слов; закрепить знания о гласных звуках; развивать навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками и педагогом; воспитывать желание помогать, заботиться о меньших.

Оборудование: игровой макет «Город звуков», плоскостная фигурка

«Звуковка», «Звуковички» в синей и зелёной рубашке; кубики зелёного, синего и красного цвета, фишки зелёного, синего и красного цвета, картинки-схемы: «луна», «лиса»; плоскостное изображение колокольчика; мяч.

Ход деятельности: 1. Ритуал приветствия- упражнение «Утреннее приветствие»

Дети встают в круг и поднимают руки вверх.

Воспитатель: С добрым утром, солнце! Мы тебе рады. Мы проснулись, за руки взялись!

Дети медленно опускают руки, затем берутся за руки.

Воспитатель: (глядя на каждого) И Маша здесь…. И Даша здесь…

Дети повторяют: И Маша здесь….И Даша здесь…

Воспитатель: Все здесь!

Дети: (встают на носочки, не разъединяя рук, поднимают их вверх и хором говорят): Все здесь!

После этого опускают руки.

2 Основная часть.

(раздаётся звон колокольчика, дети обращают внимание на звук; у

«Звуковки» прикреплён плоскостной колокольчик)

Воспитатель: Откуда раздаётся звон? (из города звуков)

- Наверное что-то случилось. Давайте узнаем.

- Кто звонит в колокольчик? (звуковка)

- Давайте поиграем с колокольчиком. Я произношу гласные звуки, а вы за мной повторяйте.

Игровое упражнение «Колокольчик»

Воспитатель в произвольном порядке произносит гласные звуки: в разном темпе, разной длительности, а дети повторяют.

- Посмотрите, рядом со Звуковкой появились новые жители. Как вы думаете, кто это? (предположение детей)

- Это братья принцессы Звуковки- Тим и Том. Давайте вместе повторим: «Тим». Это младший брат, он носит зелёную рубашку и дружит с мягкими согласными звуками. Давайте произнесём его друзей: ль, мь, пь, рь, сь, ть и. т. д

- А старшего брата зовут Том. Давайте повторим: «Том». Он носит синюю рубашку и дружит с твёрдыми согласными. Давайте назовём его друзей: л,м,п,р,с,т, и. т. д

- Что-то не поделили сегодня братья, и Звуковка не знает, как разрешить их спор. Давайте поможем разобраться. А получилось у братьев вот что.

(Рядом с фигурками Тима и Тома закреплены картинки: Тим- картинка-схема слова «луна», а у Тома – картинка-схема слова «лиса»)

- Том говорит, что «лиса» -это его слово, а Тим спорит, что Том не прав. Как помочь? Давайте составим схемы слов. Мне нужны помощники.

(один ребёнок составляет слово «лиса» из кубиков, а другой слово

«луна»)

Звуковой анализ слов «луна» и «лиса»:

- Произносим первый звук – «ллллллл…., ловим звук.

- Какой это звук, гласный или согласный? Мягкий или твёрдый? Ставим первый кубик синего цвета.

- Произносим второй звук – «лууууу…., ловим следующий звук.

- Какой это звук? Ставим кубик красного цвета.

- Произносим третий звук «луннннн, ловим звук.

- Какой это звук, гласный или согласный? Мягкий или твёрдый? Ставим третий кубик синего цвета.

- Произносим четвёртый звук – «лунаааааа, ловим звук.

- Какой это звук? Ставим кубик красного цвета.

- Сколько звуков в этом слове? (4)

- Сколько слогов? (прохлопывают 2 раза)

- Сколько гласных звуков? (2)

- Назовите их. (У и А)

- Как они обозначаются?

- Прочитайте слово по схеме.

(аналогично слово «лиса»)

- А теперь сравним слова. Какое количество звуков в словах?

(Одинаковое)

- Сколько слогов в словах?

- С какого звука начинается слово «луна»?

- Какой он? (Твёрдый)

- Как обозначается?

- А с какого звука начинается слово «лиса»? Какой это звук? Какой фишкой обозначается?

- Как мы распределим слова между Тимом и Томом? Кому отдадим слово «лиса»? Почему? (потому что он дружит с мягкими звуками)

- Кому слово «луна»? Почему?

- Молодцы, помогли решить спор и не дали поссориться братьям.

Игра «Назови пару»

- А теперь поиграем в любимую игру Тима и Тома.

Все дети встают в круг, воспитатель становится ведущим с мячом.

- Я называю твёрдые согласные звуки и бросаю мяч любому из вас, а вы мне должны назвать мягкий звук, пару твёрдому звуку – младшего брата. А потом поиграем наоборот.

Игра «Ловушка»

- Чтобы звуковички больше не ссорились, давайте их угостим. Что любит Том? С какого звука начинается его имя? Назовите угощения, где есть звук «т»

- Может угостим виноградом, это тоже угощение?

- А молоток понадобится?

- Молодцы, теперь звуковички точно остались довольны. Им понравились игры, в которые мы играли.

3 Рефлексия.

- А вам, что понравилось?

- Что запомнилось сегодня в Звуковом городе?

- Какие игры?

4 Ритуал прощания – речёвка «Дружные ребята»

«Все мы дружные ребята,

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем,

Как заботиться мы знаем.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло»

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по обучению грамоте по программе «Развитие» Л. А. Венгера в подготовительной к школе группе Сроки № занятий Программные задачи Средства решения задач Сентябрь 1-5 * учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные,.

Перспективное планирование НОД по обучению грамоте по программе «Развитие» Л. А. Венгера в старшей группе Сроки № занятий Программные задачи Средства решения задач Сентябрь 1-2 * закреплять представления детей о слове; * закреплять интонационно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспекты НОД по обучению грамоте детей старшей группы (речевая технология Л. А. Венгера)
Опубликовано: 27 марта 2015 в 19:31
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД