Получи документы

Конспекты НОД по познавательному развитию (логика) детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования

Екатерина Катаева
Конспекты НОД по познавательному развитию (логика) детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования

МАДОУ «Детский сад№175» г. Перми

Конспекты НОД

Познавательное развитие (логика)

детей старшего дошкольного возраста

посредством моделирования

Составила: Катаева Е. С.

Пермь 2019 г.

Конспект НОД «Моделирование отношений обобщающих понятий с помощью кругов Эйлера (непересекающиеся множества)»

Составила: Катаева Е. С.

Задачи:

Публикация «Конспекты НОД по познавательному развитию (логика) детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования» размещена в разделах

• Упражнять детей в умении обобщать предметы

• Упражнять детей в нахождении основания классификации

• Учить придумывать и заменять карточки с предметами на знаки-символы

Развивать умение аргументировать свой ответ

• Продолжать знакомить с отношениями непересечения при помощи кругов Эйлера.

Количество участников: до 12 детей

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие

Материал: мяч, карточки с изображением игрушек, животных, обручи, листочки, карандаши, мел.

Ход занятия:

Вводная часть:

- Ребята, я хочу поиграть с вами в необычные игры. А вы, хотите со мной поиграть? (ответы детей : да, конечно)

-Тогда я вас приглашаю сесть на стульчики на ковер (дети садятся в полукруг)

Основная часть:

Игровое упражнение с мячом

-Слушайте, внимательно правило игры. Я называю любой предмет, например: вилка, нож, ложка, а вы называет, каким можно назвать одним словом эти предметы. Отвечает тот, кому я брошу мяч! (

-Платье, кофта (одежда).

-Шляпа, шапка (Головные уборы)

-Туфли, сапоги (обувь)

-Ромашка, василек (цветы)

-Кукла, мяч, матрешка (игрушки)

«Игра наоборот»

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру наоборот. Я говорю обобщающее слово, а вы называете предметы, относящиеся к этому понятию (если дети к этому времени устали можно сесть на стульчики).

- Приготовились!

- Посуда - (кружка, ложка, кастрюля)

- Одежда - (пальто, шуба, другие варианты)

- Головные уборы - (ответы детей)

(Игра продолжается до тех пор, пока у детей сохраняется интерес).

Игровое упражнение с картинками и обручами

-Ребята, посмотрите на столе лежат картинки.

-Давайте, подойдем поближе и посмотрим, что на них изображено (дети рассматривают)

-Что на них изображено? (кукла, неваляшка, юла, кошка, собака.)

-Я предлагаю эти карточки разобрать, то есть разложить на группы (дети группируют)

- Давайте посмотрим, что у нас получилось? Кто готов нам рассказать? ( дети называют две группы предметов: игрушки, животные).

-А сейчас я вас попрошу, эти карточки поместить в обручи.

- Группы игрушки и животные никак у нас не связаны друг с другом, у них нет общих элементов, они находятся по разным обручам. Такие отношения называются непересекающимися (с кругами Эйлера и моделированием отношений непересечения дети познакомились на прошлом занятии, предусматривающем использование блоков Дьенеша).

- Сейчас мы эти отношения понятий нарисуем на листочке, при помощи кругов. Берите листочки и карандаш, я буду рисовать на доске, а вы на листочках (дети рисуют на листочках, воспитатель на доске)

- А теперь, я вам предлагаю придумать знаки-символы и поместить их в наши круги (дети придумывают символы и зарисовывают их в круги)

- Рита, какой ты символ придумала для обозначения животных?

- Кира, а ты? (и так все дети показывают, что придумали и нарисовали, после этого воспитатель показывает, что он придумал, выбираем наиболее удачный символ, чтобы затем его применять в дальнейшей работе)

- А для понятия игрушки?

-Артем, что ты придумал, покажешь нам? и т. д.

Заключительная часть:

-Мне было очень приятно с вами работать. Я предлагаю вам придумать знаки-символы для понятий: дикие животные, домашние животные, и мы выберем наиболее удачную задумку. Спасибо за работу!

Примечание: Занятие проводится в игровой форме, дети двигаются, переходят от одного места к другому, поэтому физкультминутку можно не проводить.

Конспект НОД «Моделирование отношений обобщающих понятий с помощью кругов Эйлера (непересекающиеся множества, определение «лишнего» объекта»

Составила: Катаева Е. С.

Задачи:

• Совершенствовать умение моделировать отношения непересечения при помощи кругов Эйлера

• Упражнять в классификации предметов, умении обобщать предметы

• Упражнять в нахождении «лишнего» объекта, развивать умение аргументировать свой ответ.

Количество участников: до 12 детей

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие

Материал: 5 -6 карточек с изображением видов посуды ( например: чашка, кастрюля, тарелка, стакан, сковорода и др.) и карточка с изображением животного, 2 обруча.

Ход занятия

Вводная часть

-Мне сегодня ребята из другой группы принесли конверт с картинками, а в нем задание, с которым, как они считают, мы не справимся. Я уверена, что мы справимся с этим заданием. Правда!

Основная часть:

-Я вам предлагаю подойти к столу, на который я положила конверт с картинками (дети подходят)

-Доставайте скорее картинки-карточки из конверта (дети достают)

-Посмотрите внимательно на картинки, есть ли такое слово, которым можно назвать все эти картинки. Если нет, то почему? (дети отвечают нет, т. к. большинство карточек – предметы посуды, а лиса - это животное. Если дети, самостоятельно не нашли «лишнюю» карточку, то педагог задает наводящие вопросы).

-Ребята, давайте все карточки сложим в один обруч (дети помещают карточки в обруч)

- А теперь назовите все картинки одним словом (дети отвечают –посуда)

-Да, правильно это посуда. Молодцы!

-А теперь, чтобы «лишняя» карточка-лиса больше не терялась среди предметов посуды, мы ее поместим в другой круг (дети помещают)

- Посмотрите у нас два обруча с разными картинками-предметами, эти картинки никак не подходят друг другу, они разные по значению, не имеют общих признаков. Они лежат в разных обручах, не имеют точек соприкосновения. Возьмите листочки и карандаши и сами попробуйте нарисовать модель отношений этих понятий с помощью кругов (дети берут листочки и карандаши, рисуют модель, педагог рисует на доске).

- Молодцы, разместите карточки с предметами в свою модель (дети размещают)

-Как называется модель отношений, которую мы с вами нарисовали (дети отвечают)

-Почему мы называем эту модель непересечения понятий (дети отвечают)

-А теперь я вам предлагаю встать в круг и поиграть в игру «Передай мяч». Послушайте внимательно, как будем играть. Я называю предмет, передаю мяч соседу – Антону. Антон называет предмет из этой же группы и передает мяч соседу справа, то есть Илье. И так далее. Когда мяч дойдет до последнего игрока (Киры, она назовет обобщающее понятие, например: заяц, волк, еж, медведь, лиса…. Дикие животные (дети играют, пока не пропадет интерес).

Заключительная часть:

-Я считаю, что мы хорошо справились с заданием и можем рассказать об этом ребятам из другой группы на прогулке, вы согласны? Тогда собирайтесь скорее на прогулку.

Конспект НОД «Моделирование отношения пересечения множеств с помощью кругов Эйлера»

Составила: Катаева Е. С.

Задачи:

• Совершенствовать умения детей классифицировать объекты

Познакомить детей с отношением пересечения понятий

• Упражнять в придумывании и рисовании знаков-символов

• Упражнять детей в построении модели отношений пересечения между двумя множествами объектов с помощью кругов Эйлера.

Количество участников: до 12 детей

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие

Материал:

1. Два обруча, карточки с изображением: Кукла, мячик, корабль, машина и самолет, листочки, карандаши. Примечание: кукла, мячик и машина синего цвета.

2. Два обруча, карточки с изображением: яблоко, груша, банан, помидор, огурец, листочки, карандаши. Примечание: яблоко зеленого цвета

3. Два обруча, карточки с изображением: вишня, смородина красная, груша, банан, апельсин, яблоко красное, листочки, карандаши.

Ход занятия:

Вводная часть:

-Ребята, я прошу вас объединиться в пары. Будете работать вместе и помогать друг другу выполнять сложные задания. (Дети объединяются в пары)

Основная часть:

-Подойдите, пожалуйста, к столу, на котором лежат карточки.

-Перед вами несколько карточек с предметами. Вам нужно разложить эти карточки на две группы, назвать каждую группу предметов одним словом.

- Можно приступать к заданию (дети выполняют задание в паре).

- Я, вижу, вы готовы, проверяем (проверка идет с первой пары и по порядку, дети объясняют, какие группы у них получились, называют обобщающее понятие)

Упражнение с обручами

-А теперь берите обручи, можно расположиться на полу, если вам там удобнее. (Дети берут обручи и свои карточки, располагаются удобно, такие занятия лучше проводить, например, в музыкальном зале, где много свободного пространства).

- Приступаем к выполнению задания. Пожалуйста, в один круг положите карточки с игрушками, а в другой - карточки, на которых изображен транспорт.

- Я, смотрю, все справились, ну тогда проверяем.

-Да, молодцы с этим заданием вы справились.

- А теперь я вас попрошу разложить карточки так, чтобы в одном круге был транспорт, а в другом – все синие предметы.

-Я, вижу, что вы готовы проверять. Тогда проверяем. (Проверка идет с первой пары)

-Да, многие из вас допустили ошибку, разложив карточки, как в первый раз, давайте будем разбираться. У нас машина с вами тоже синего цвета, что будем делать? ( Дети отвечают: переложить в другой круг и перекладывают)

-Тогда возникает проблема другая, машина не попадает в круг транспорт.

-Что будем делать, как тут быть? (Возможно, кто-нибудь из ребят догадается. Если никто не догадывается, педагог старается поддержать дискуссию дальше).

-Нам надо разместить карточку с машиной так, чтобы, она была и в одном круге, и в другом. Как вы думаете, что нам нужно сделать? Или как нам положить одновременно машину и в один круг и в другой? (Дети предлагают свои варианты, например: разрезать карточку. Если дети затрудняются, то педагог тихонько сдвигает круг на круг, будто случайно, наталкивая детей на дальнейшее рассуждение.)

- Посмотрите, у нас один круг заходит на другой, образуя тем самым общее для двух кругов пространство. Кто догадался, что можно сделать?

- Смотрите, ребята, теперь у нас машинка лежит в круге с транспортом и в круге с синими предметами (обводит указкой по кругам (обручам, когда обсуждения детей закончатся).

Педагог предлагает решить еще 1-2 аналогичных задания. Например: два обруча, карточки с изображением таких объектов, как: яблоко зеленого цвета, груша, банан, помидор, огурец. Два обруча, карточки с изображением таких предметов, как: вишня, смородина красная, груша, банан, апельсин, яблоко красное.

-Теперь подойдите все к столу, каждый возьмите себе листочки и карандаш, попробуем нарисовать эти отношения на листочке при помощи кругов (дети рисуют на листочках, педагог на доске).

- Давайте посмотрим, у вех получилось нарисовать модель отношений (проверка)

-Сверьте с моей моделью, которую я нарисовала на доске.

Заключительная часть:

-Молодцы, у нас все получилось.

- Мы сегодня хорошо поработали, узнали, что множества могут иметь общие элементы. Эти общие элементы можно отразить на кругах отношением пересечения.

Конспект НОД «Моделирование отношения вложения на кругах Эйлера»

Составила: Катаева Е. С.

Задачи:

• Продолжать знакомить детей с возможностью классифицировать понятия по разным основаниям

• Совершенствовать умения детей объединять предметы по общему признаку, обобщать предметы

• Упражнять в сравнении понятий по объему

• Совершенствовать умения строить графические модели отношений понятий при помощи кругов Эйлера

Количество участников: до 12 детей

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие

Материал: доска, мел, карточки с изображением животных (по 2 карточки с изображением домашних и диких животных, животных «южных» и «наших мест»)

Ход занятия:

Вводная часть:

- Раз, два, три, круг собери! (дети встают в круг)

- Мы в ладоши будем хлопать и ногами будем топать,

а потом мы повернемся и друг другу улыбнемся!

Основная часть:

- Ребята подойдите к столу и посмотрите на карточки, которые там лежат.

-Ребята, что на картинках изображено? (дети перечисляют).

-Каким одним словом их можно назвать? (животные).

-Ребята, а можем ли мы этих животных поместить в один круг? (ответы детей)

-Почему нет? (ответы детей)

-Правильно, дикие и домашние животные должны «жить» в разных кругах.

-Значит, что надо сделать?

-Внутри большого круга нарисовать еще два средних круга (дети размещают картинки).

-Ребята, а можем ли мы как-то еще разделить этих животных? Давайте вместе подумаем (ответы детей)

-Вот дикие животные. Они все в одном месте живут? (ответы детей).

-Конечно, нет. Слон, обезьяна живут там, где тепло, т. е. в южных местах.

- А волк, лиса, заяц живут в наших краях.

-Значит, в среднем круге надо нарисовать еще сколько кругов? (ответы детей)

-Правильно, два. В них мы разместим карточки с животными «наших мест» и «южных».

- Давайте рассмотрим карточки с изображениями домашних животных.

-Их также поделим на животных «наших мест» и «южных».

-Видите, оказывается, как можно еще разместить карточки с изображениями животных.

- Ребята, давайте теперь попробуем, каждый сам на листочке нарисовать отношения понятий с помощью кругов (дети рисуют модель отношений).

-А теперь давайте в наши круги разместим символы, обозначающие понятия: Животные, дикие животные, домашние животные.

-Молодцы! А теперь придумаем символы для понятий: животные «южных мест» и «наших мест»

-Я придумала, вот такие символы (воспитатель показывает, смотрим, обсуждаем, выбираем наиболее удачные)

-Давайте поместим все наши символы в круги и посмотрим, что у нас поучилось (дети зарисовывают символы у себя на листочках, воспитатель на доске)

Заключительная часть:

-Ребята, сегодня мы с вами раскладывали карточки на группы по разным основаниям, рисовали модели отношений понятий, придумывали знаки-символы понятиям. Вы все молодцы, в очередной раз порадовали меня своими успехами.

Конспект НОД «Моделирование отношений понятий на кругах Эйлера»

Составила: Катаева Е. С.

Задачи:

• Совершенствовать умения детей обобщать предметы

• Совершенствовать умения детей в нахождении основания классификации

• Упражнять в сравнении понятий по объему

Развивать умение аргументировать свой ответ

• Закреплять умения детей графически отображать отношения понятий на кругах

Количество участников: до 12 детей

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие

Материал: доска, мел, карточки с предметами: сапог, фартук, рыбы, гриб, чашка, ворона, лиса, бабочка, волк, еж.

Ход занятия:

Вводная часть:

-Ребята, сегодня шла на работу и решила проверить почтовый ящик, а там письмо, очень странное (воспитатель достает письмо показывает детям). А странное потому, что написано от Незнайки очень неумело. Вот посмотрите. Я так торопилась, что не стала его открывать, давайте его откроем (открываем).

-Незнайка просит детей подготовительной группы, помочь ему выполнить задание, ему сорока на хвосте принесла новость, о том, что наши дети легко справятся с этими заданиями, поможем Незнайке? (ответы детей)

Основная часть:

- Оказывается, Незнайка не знает, как разместить картинки в кругах.

- Посмотрите, что изображено на карточках? (ответы детей : животные, посуда, обувь)

- Сейчас я нарисую большой круг и будем размещать в него картинки

- Рыбы, ворона, бабочка-это кто? Каким одним словом их можно назвать? (ответы детей)

- Правильно, это животные.

- А фартук к чему относится?

-Да это одежда.

-Сапог? (обувь)

-Гриб? (растение)

-Так можно их всех вместе в один круг размещать?

-Конечно, нет.

-Значит, животных мы поместим в большой круг, так как картинок с их изображением больше.

-А остальных куда?

-Для них мы нарисуем еще круги: для одежды, обуви, растений (воспитатель рисует, дети размещают картинки).

-Ребята, посмотрите на круг, где картинки с животными.

- Все мы выполнили задания правильно или нет? (рассуждения детей)

-Ворона-это (птица).

-Бабочка-это (насекомое).

-Могут они все вместе в одном «домике» - круге находиться? (ответы детей).

-Значит, для птиц и насекомых надо нарисовать свои круги.

-Подумайте, что еще не так?

-Конечно, надо разместить по отдельным кругам зверей и рыб.

-Сейчас выполним задание полностью и правильно.

-Ребята, подумайте и скажите мне, кого больше в нашем кругу: животных или птиц? (рассуждения детей).

-Конечно, животных, так как к животным относятся и звери, и рыбы, и насекомые

-Молодцы ребята, я думаю, Незнайка будет доволен нашим решением.

- Возьмите каждый листок и карандаш и нарисуйте отношения понятий на своем листочке (дети рисуют отношения понятий, воспитатель смотрит, у всех ли детей получается).

- А теперь сверяем с моей моделью, у всех получилось? (ответы детей)

-Ребята, хотите поиграть в игру? Не в подвижную, а в словесную?

-Только сначала давайте немного разомнемся, отдохнем.

- Подходите скорей ко мне.

-Давайте вместе с нами, потопаем ногами,

похлопаем в ладоши, сегодня день хороший! (Движения выполняют 2-3 раза)

-Отдохнули, садимся на стулья и играем в игру «Бывает - не бывает».

Внимательно слушайте, что я буду говорить. Если «уловите» небылицу, отвечайте: «Так не бывает» и исправляйте.

-Итак, кот Васька стащил сметану. Так бывает? (ответ).

Съел всю сметану и довольный залаял: гав-гав-гав. Так бывает? Почему? А как бывает?

-Услышал кота Ваську пес Арапка и замяукал: «И я хочу сметаны». А так бывает?

-Кот Васька любит рыбу. Залез на сосну и ловит в дупле окуньков. Окуньки сидят в гнездышке и пищат: пи-пи-пи. Так бывает?

-Папа - окунь учит окуньков летать. Окуньки летают быстро. Так бывает?

Заключительная часть:

- Молодцы, ребята, спасибо вам за помощь Незнайке, я обязательно передам ему решение домашнего задания. А теперь собирайтесь на прогулку, посмотрим, может, у нас тоже окуньки летают.

Список литературы:

1. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / Под ред. А. И. Булычевой. – М: НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие», 2016. – 173 с.

Публикации по теме:

Творческо-исследовательский проект по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Береги свою планету» Творческо-исследовательский проект «Береги свою планету» Разработала и реализовала: воспитатель первой квалификационной категории Серго.

Интерактивная игра по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» Интерактивная игра по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» Разработала: Меркулова.

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел»Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел» Конспект НОД по познавательному развитию На тему: «Мы спешим на помощь!» Для детей старшего дошкольного возраста Разработала воспитатель.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о весне?» Цель: закрепление знаний детей о времени года - весна, основных ее признаках. Задачи. 1. Формировать представления детей о характерных признаках.

Конспект НОД по познавательному развитию «Насекомые» для старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по познавательному развитию «Насекомые» для старшего дошкольного возраста Цель:Закреплять знания детей о насекомых Задачи:Называть отличительные признаки насекомых (шесть лапок,крылья,усики). Развивать словесно-логическое.

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей»Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей» Когда к истории хотим мы прикоснуться, Иль в мир прекрасный нам охота окунуться В музей идём, по залам ходим, И для себя мы много интересного.

Конспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе «О ПРАВАХ, ИГРАЯ» Программное содержание: -способствовать социальной адаптации ребенка.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Презентация по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Бабочки-красавицы»Презентация по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Бабочки-красавицы» Презентация по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Бабочки - красавицы» Эта презентация предназначена для.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспекты НОД по познавательному развитию (логика) детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования
Опубликовано: 29 декабря 2019 в 15:55
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД