Анна Пантюхова
Конспект ООД по обучению грамоте «Звук [щ], буква Щ»
Конспект организованной образовательной деятельности
по «Обучению грамоте»
Тема: «Звук [щ], буква Щ».
Программные задачи :
-Познакомить детей со звуком[ щ].
-Развивать умение выделять звук [щ] из ряда звуков, слогов, слов, из текста.
-Упражнять в определении места звука в словах.
Публикация «Конспект ООД по обучению грамоте „Звук [щ], буква Щ“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
-Развивать умение заменять первый звук в словах на звук [щ] и получать новые слова.
-Развивать умение анализировать предложения.
-Познакомить с графическим изображением звука[ щ].
-Упражнять в звуко-слоговом анализе слов.
-Упражнять в составлении слова из букв.
Материалы: кассы букв, звуковые линейки, предметные картинки щёток (зубной, для обуви, для одежды).
Возрастная категория: 6 – 7 лет
Ход ООД
1. Организационный момент.
«Третий лишний»
- Назови лишний звук.
Амо ктб
Вгу здс
Уит лмц
Эык аио
Шхц впз
2. Знакомство со звуком [щ]. Характеристика звука [щ].
- Послушайте скороговорку. Какой звук часто в ней слышится?
Два щенка, щекой к щеке,
Грызли щётку в уголке.
Детям демонстрируются картинки щёток, и зачитывается стихотворение:
Этой щё ткой чищу зубы: - щ-щ-щ,
Этой щёткой – башмаки: - щ-щ-щ,
Этой щё ткой чищу брюки: - щ-щ-щ,
Все три щётки мне нужны.
- Ребята, а вы слышали, как дворник подметает улицу?
- Какой звук получается?
- Давайте произнесём звук [щ].
Звук [щ] согласный (язычок создаёт воздуху преграду, всегда мягкий, глухой (горлышко молчит).
3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [щ]» :
Щ, п, ц, ш, щ, р, ц, х, щ. ;
Ащ, ощ, уп…;
Щавель, щётка, корова, ящик, молоток, лещ.
«Хлопни в ладоши»
Щука в речке жила, щёткой воду мела,
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.
4. Заменить первый звук в слове на звук [щ]. Какие слова получились? Составить предложение с получившемся словом.
Кепка – щепка, мука -, кит -, река -, венок - ….
5. Определение места звука в слове :
Щенок, ящик, плащ, щука, овощи, щётка, барабанщик, крановщик, борщ, вещь.
6. Физминутка «Повтори»
Повторить позы, показанные на карточках.
7. В предложениях найти слова со звуком [щ]. Сколько слов в каждом предложении? Нарисовать схему каждого предложения. Каким по счёту стоит слово со звуком (щ) в предложении?
Щенок спит.
Щука плавает.
Барабанщик барабанит.
Щенок ел мясо.
Коля поймал щуку.
Уборщик убирает мусор.
8. Знакомство с буквой Щ.
Щ – это щётка с загнутой ручкой.
Всё перечистим щёткой колючей. В. Ковшиков
На что похожа буква Щ?
9. Звуко-слоговой анализ слов.
Щи, щит, ищи, щука, щуки.
10. Изображение буквы Щ путём прорисовывания.
11. Слово рассыпалось. (Овощи)
12. Подведение итогов занятия.
Придумайте слова на букву Щ.