МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО

Алла Дмитриевна Абросимова
Консультация для педагогов «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО

Инклюзивное образование – такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в общеобразовательных организациях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.

Публикация «Консультация для педагогов „Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС до“» размещена в разделах

Основная идея инклюзивного образования - исключение дискриминации детей, равное отношение ко всем людям, создание особых условия для детей, имеющих особые потребности.

Статистика констатирует, что в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья.

Положения об инклюзивном образовании закреплены в Российских государственных документах:

Конвенция ООН «О правах инвалидов».

Конституция Российской Федерации (не допускается дискриминация в пользовании правами по какому-либо основанию, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса).

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Закон об образовании – (инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей).

Программа «Доступная среда».

Федеральный государственный образовательный стандарт ДО (далее ФГОС ДО).

Во ФГОС ДО говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Основную образовательную Программу ДОУ, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

• обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

• освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями, должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей (п. 2.11.2 ФГОС).

Организация инклюзивного образования строится на принципах:

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, при участии старшего воспитателя, работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

Задачами ФГОС ДО в отношении детей с ОВЗ можно считать:

охрану и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия);

обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

Под специальными условиями понимаются :

использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

предоставление услуг ассистента (помощника, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий; обеспечение доступа в здание ДОО и другие условия без которых невозможно или затруднено освоение Программ обучающимися с ОВЗ;

профессиональная квалификация педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ.

Основные направления работы педагогического коллектива в инклюзивной группе :

диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;

комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы;

разработка и реализация конкретных этапов овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе овладение индивидуальной образовательной программой ребенком с ОВЗ;

разработка каждым специалистом календарных и тематических планов коррекционно-развивающей работы; планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;

организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы; мониторинг инклюзивного образовательного процесса, создание специальных условий.

Формы реализации содержания инклюзивного образования :

Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями.

Индивидуальные занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. Диагностика, определение задач развития и коррекции осуществляется командой специалистов, а каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком.

Фронтальные формы организации активности детей.

На коррекционно-развивающих занятиях используются специальные методы и приемы, которые помогают сделать обучение эффективным:

1. позитивный эмоциональный фон занятия (положительная мотивировка, задание темы занятия с помощью сюрпризного момента.);

2. разнообразные формы организации учебного процесса (НОД) : занятие – сказка; занятие – путешествие по станциям, по островам страны Математики; занятие – игра; занятие – соревнование; занятие - викторина, занятие – прогулка; занятие – экскурсия и др.

3. многофункциональные средства обучения: рамки-вкладыши, дидактические игры, проблемные ситуации, задания на сообразительность и смекалку, логические задачи, шифровки, электро-викторины, игрушки-головоломки;

4. наличие занимательных атрибутов (волшебная палочка; карта для путешествия, поющий медвежонок - сапожок, внутри которого спрятаны задания и призы, маски животных, овощей, героев сказки и т. д.);

5. использование игр по развитию коммуникативных навыков, в которых проигрываются различные социальные ситуации;

6. смена обстановки, использование физкультминуток, чередование видов деятельности (игровых и собственно учебных заданий, вербальных и подкрепленных наглядностью и т. д.);

8. использование в обучении интерактивных средств (просмотр тематических презентаций, видеороликов, компьютерные обучающие программы, проектная деятельность);

9. эффективная система оценивания детей, которая помогает ребятам полюбить занятия и приучиться трудиться:

создание ситуации успеха для повышения авторитета ребёнка,

использование приема «мгновенного самоконтроля»;

сравнение успеха не с успехами других, а с его прежними результатами;

система поощрения детей на занятиях.

Детско-родительские группы. Это комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия.

Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада.

Публикации по теме:

«Повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС до» «Повышение профессионального мастерства педагогов в условиях реализации ФГОС ДО» Система повышения профессионального мастерства педагогов.

Дополнительное образование в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов Объединение усилий учреждений общего и дополнительного образования является основанием для повышения эффективности реализации федеральных.

Инклюзивное образование — проблемы и пути реализации. Инклюзивное образование решает в настоящее время очень большой спектр вопросов. Работая, по новым образовательным стандартам педагогический.

Консультация для педагогов «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребенка в условиях внедрения ФГОС» Консультация для педагогов на тему «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребенка в условиях внедрения ФГОС» Степанова А. С.

Консультация для педагогов Тема: «Системно — деятельностный подход в экологическом образовании в условиях реализации ФГОС до» .

Консультация для воспитателей «Портфолио педагога в условиях реализации ФГОС ДО» Чевушева Наталья Анатольевна Консультация для воспитателей "Портфолио педагога в условиях реализации ФГОС ДО". В соответствии с концепцией.

Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС ноо и ФГОС до ГБОУ ВО «Самарский Государственный Социально – педагогический университет» Факультет психологии и специального образования Программа.

Создание условий для формирования компетенций педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС до «Создание условий для формирования компетенций педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО» В условиях реализации Федерального государственного.

Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование – ступени равных возможностей» Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование – ступени равных возможностей» Автор: Ракитина Марина Викторовна, воспитатель, Муниципального.

Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование — ступени равных возможностей» Работая в Ачинской коррекционной общеобразовательной школе-интернате I вида 19 лет, я сделала вывод о том, что специальное образование и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО
Опубликовано: 24 ноября 2016 в 11:05
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД