МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Исследовательская деятельность в ДОУ»

Александра
Консультация для педагогов «Исследовательская деятельность в ДОУ»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моей консультации «Исследовательская деятельность в ДОУ».

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Познавательное развитие по ФОП в ДОО предполагает вовлечение малыша в самостоятельную и совместную исследовательскую деятельность, развитие его воображения и любознательности.

Публикация «Консультация для педагогов „Исследовательская деятельность в ДОУ“» размещена в разделах

Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их возможности.

Воспитателю следует так строить занятия, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Задачи исследовательской деятельности :

Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.

Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Стимулировать желание детей экспериментировать.

Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений.

О мире животных и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т. д. ; условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).

О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса.

О человеке: мои помощники – глаза, нос, уши, рот.

О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т. д.

О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.

О геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб.

Выделю три основных вида исследовательской деятельности детей :

• Наблюдение

Самый популярный и доступный вид исследования это наблюдение. Умение наблюдать, вырабатывается в процессе познания природы, способствует развитию логического и образного мышления, речи и многих других аспектов. Поэтому очень важны в дошкольном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а так же практическая исследовательская деятельность.

Наблюдения на прогулке вызывают у детей большой интерес. На прогулке можно наблюдать :

- за зимующими птицами;

-за погодой;

- за машинами;

- за деревьями зимой;

- за ветром, солнцем, за снегом, снежинками;

- за сезонными изменениями на участке детского сада и др.

Все наблюдения фиксируются в дневнике наблюдения, или можно зарисовывать на листе бумаги, что им удалось понаблюдать в течение прогулки : птичек у кормушки, падающий снег, зимнее солнышко, зарисовать почки деревьев зимой (зарисовка по памяти)

• Опыты и эксперименты

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

Темы опытов и экспериментов:

Опыты с воздухом;

Опыты с водой;

Опыты с песком и глиной;

Опыты с электрическими зарядами;

Эксперименты с другими предметами неживой природы;

Опыты с растениями;

Опыты с различными материалами: стеклом, зеркалом, бумагой, деревом, металлом, мылом);

Опыты с магнитом.

Темы опытов могут повторяться во всех возрастных группах, но содержание с возрастом усложняется ПРИМЕР: Опыты с водой:

1 младшая это игры с водой, такие как «Кораблик» эта игра помогает познакомить детей со свойствами плавающих предметов (бумажные кораблики опускают в таз с водой наблюдают, а после пускают металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит)

2 младшая тут уже дети выявляют свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Средней группе дети знакомятся с окрашиванием воды, а так же выявляют новые свойства воды: вода может быть теплой и холодной, может нагревать другие вещества, некоторые вещества в воде растворяются.

Старшая группа дети проводят более сложные опыты и наблюдения, такие как «Вода помощница», где выявляют, что вода выталкивает находящийся в ней предмет, знакомиться с процессом концентрации, через опыт «откуда берется вода». Сравнивают свойства воды, льда и снега.

Подготовительная группа дети знакомятся с различными жидкостями, выявляют различия в процессах замерзания различных жидкостей, а так же выявят изменение объема жидкости при замерзании. Узнают, как замерзшая вода двигает камни. Познакомятся с круговоротом воды в природе. Познакомиться с процессами очистки воды разными способами.

С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?

Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму. ТЕМАТИКА ОПЫТОВ: БУМАГА СНЕГ МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ ВОДА ПЕСОК СОЛНЦЕ ТКАНЬ ВЕТЕР КАМЕШКИ

В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов. Тематика опытов : Вода; воздух; свойства льда; свет и цвет; вес, притяжение; звук; теплота; Бумага, ее качество и свойство; Древесина, ее качество и свойство ; ткань, ее качество и свойство.

Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств. Тематика опытов: Снег, Вода; краски; воздух; песок, глина, камни; свет и цвет; магнит и магнитизм; вес, притяжение; звук; теплота; Свойство материалов.

Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов. Тематика опытов : Вода; воздух; свет и цвет; магнит и магнитизм; вес, притяжение; звук; теплота; Свойство материалов, электричества; земля, космос.

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления. Тематика опытов : Вода; воздух; свет и цвет; магнит и магнитизм; вес, притяжение; звук; теплота; Свойство материалов, электричества; земля, космос; человек рукотворный мир. приобразование.

Как организовать эксперимент?

Структура детского экспериментирования

постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

формулирование выводов.

Например:

Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей, целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат.

Еще одним важным условием организации экспериментирования в детском саду является разнообразная предметно-развивающая среда.

У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона –

уголок экспериментирования, где размещаются - природные материалы, приборы для экспериментирования, схемы, картотеки опытов и тд.

Результаты проведенных опытов и экспериментов фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей.

Существуют 3 вида документов для фиксации результатов исследования или эксперимента : календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений. Использование практических способов фиксации (зарисовывание, составление рассказов) производится в дневнике наблюдений.

Взаимодействие с родителями

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Что можно сделать вместе с родителями? Например: Организовать консультацию на тему «Игры и эксперименты дома», «Воспитание познавательного интереса, через прогулку», «Мир в котором мы живем» и др. ; Провести открытое занятие по познавательному развитию «Путешествие почемучек»; создание мини-музея «Волшебный мир камней», «Моя первая энциклопедия», «Семян, плодов» и др. ; Создать клуб юных исследователей и проводить в месте с родителями открытые мероприятия такие как : Мастер- класс по росписи камней или занимательный магнит проведение опытов с магнитом, водой и др. ; Выставки рисунков «Путешествие капельки», «песочные истории» и др. ; Совместные проекты «Огород на подоконнике», «Красная книга» и др. ; Совместные праздники «Вода волшебница», «Волшебный песок» и др.

Исследовательская деятельность (проектная)

Данный вид деятельности ориентирован на старший дошкольный возраст. И подразумевает изучение –обобщение и сообщение. Роль взрослого мотивация к поиску ответов на вопросы.

Можно провести такие проекты как: «Огород на подоконнике» - наблюдать за ростом растений.

Магнит помощник - дети узнают о свойствах магнита

Зачем нужна вода – дети узнают о значении воды в жизни всего живого на земле: вода-источник жизни, а также осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.

Волшебное превращение глины – дети узнают о свойствах глины, ее возможном применении.

Деревья - наши друзья дети сформируют представление о деревьях, как о живых организмах; развивать познавательные и творческие способности детей среднего дошкольного возраста; воспитывать бережное отношение к природе.

Зимующие птицы - наши друзья дети узнают больше о зимующих птицах и формирование ответственного и бережного отношения к птицам в зимнее время года

Для детей младших групп можно предложить : изучить атласы, карту города. Попробовать провести различные манипуляции с предметами (ронять, кусать, ломать) и сформулировать вопрос почему кубик не катиться?

Почему весной сосулька плачет?

Почему птицы поют?

Почему распускаются почки

Почему трава зеленая? Используя полученную информацию совместно с родителями подготовить проект.

- Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность «Опыты с солью»Исследовательская деятельность «Опыты с солью» Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на.

Из опыта работы «Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ»Из опыта работы «Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ» Экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни,.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из средств в решении детских конфликтов»Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из средств в решении детских конфликтов» Доброго времени суток, уважаемые посетители моей странички. Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность с детьми второй младшей.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для педагогов «Развитие речи и театрализованная деятельность детей от 2 до 3 лет» Дети от 2 до 3 лет имеют широкий диапазон индивидуальных различий в речевом развитии. В этом возрасте формируется эмоциональное общение.

Консультация для педагогов «Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников»Консультация для педагогов «Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников» Самостоятельная деятельность является одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду. Научная педагогика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Исследовательская деятельность в ДОУ»
Опубликовано: 14 ноября 2023 в 16:38
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД