Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

Юлия Васильевна Круппа
Консультация для педагогов «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только общей моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук.

Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции с различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.

Публикация «Консультация для педагогов „Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи“» размещена в разделах

Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с дошкольниками, имеющими нарушения в развитии речи.

Конструирование с помощью пальцев разных предметов, объектов хорошо подходит для мобилизации внимания, вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.

Игры с мелким материалом

- игры с разноцветными крышками, выкладывая из которых красочные предметы и узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение;

- игры с палочками;

- игры с мозаикой, конструктором;

- игры с пуговицами, бусинами, косточками, семенами плодов;

Развитие графической моторики :

- рисование по трафарету;

- рисование по фигурным линейкам;

- штриховка;

- работа в тетрадях, выполнение графических упражнений;

Развивающий массаж

- самомассаж кистей и пальцев рук.

Игры со счётными палочками

"Мышка" – выкладывание из палочек.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Мышка маленькая в норке

Тихо грызла хлеба корку

"Хрум, хрум" –

Что за шум?

Это мышка в норке

Хлебные ест корки.

«Мышки»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Материал: на картинке нарисованы: кошка притаилась, мышки убегают по дорожке (дорожка из кружков) :

Методические рекомендации: " Помоги мышкам добежать до норки: прошагай тремя пальчиками правой руки по кружкам

• указательный, средний, безымянный (в центре средний);

средний, безымянный, мизинец (в центре безымянный);

• большой, указательный, средний (в центре указательный).

«Ёлка из лесу пришла»

Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь: "елка", "иголки", "лапы".

I -й вариант: выкладывание из счетных палочек контура елки по картинке, предложенной ребенку.

II -й вариант: выкладывание из треугольников (маленький, средний, большой) контура елки.

Елочка зеленая

выросла в лесу.

Елочку на праздник

я домой несу.

Как у нашей елки

колючие иголки,

Ветки – лапы называются,

дети удивляются!

Кроме игр со счётными палочками, существуют и различная пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики, координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

Пальчиковая гимнастика

• Готовит малыша к счёту;

• В других – ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше сформировать межполушарное взаимодействие;

• В третьих – осознать понятия «выше» и «ниже», «верх» и «низ», «право» и «лево»;

• В четвёртых – научиться лучше чувствовать собственное тело и координировать его в пространстве.

«Капуста»

Совершаются движения прямыми ладонями вверх-вниз, затем поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, после потрите кулачок о кулачок. Завершается гимнастика простым сжатием и разжатием кулачков.

Мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту режем, режем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту трём, трём.

Мы капусту жмём, жмём.

«Ёжик колкий»

Ёжик, ёжик колкий, покажи иголки.

(Руки в замочек. Наклоны вправо и влево.)

Вот они, вот они.

(Поднимаем и опускаем пальцы.)

Ёжик, ёжик колкий, убери иголки.

(Оставляем пальцы поднятыми.)

Вот так, вот так.

(Опускаем пальцы.)

Графические упражнения

Задание "Штриховка"

Нарисуйте контурную картинку, например, фрукт, либо овощ и дайте ребенку заштриховать картинку прямыми ровными линиями, не выходя за ее контуры.

Задание "Обведи рисунок"

Нарисуйте контурную картинку и дайте ребенку обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.

Задание "Соедини по точкам"

Нарисуйте контурную картинку пунктирными линиями и дайте ребенку соединить пунктиры (точки) одной сплошной линией, не отрывая карандаш от бумаги.

Задание "Нарисуй фигуры"

Нарисуйте две геометрические фигуры, одну большую, другую маленькую дайте ребенку нарисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.

Задание "Нарисуй такую же картинку"

Нарисуйте любую картинку и дайте ребенку повторить ваш рисунок.

Задание "Дорисуй картинку"

Нарисуйте левую половину картинки и дайте ребенку дорисовать правую половину рисунка.

Задание "Графический диктант"

Ребенку дается следующая инструкция: "Слушай внимательно и проводи линии под диктовку. Одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клеточка вниз, одна клеточка направо» и т. д. " Узоры могут быть различными.

Чем еще можно позаниматься с ребенком, чтобы развить мелкую моторику рук?

• разминать пальцами пластилин, глину;

• нанизывать крупные и мелкие пуговицы, шарики на нитку;

• играть с конструктором, мозаикой, кубиками;

• играть с песком, водой;

• резать ножницами (симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок)

• рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью)

Публикации по теме:

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование макаронных изделий как средства развития мелкой моторикиИспользование макаронных изделий как средства развития мелкой моторики Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. И это – один из показателей.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Средства развития мелкой моторики рук у детей 2–3 летСредства развития мелкой моторики рук у детей 2–3 лет Своевременное и всестороннее развитие мелкой моторики детских рук - чрезвычайно важный аспект работы с детьми дома и в ДОУ. Каждый родитель.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 21:36
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД