Получи документы

Консультация для родителей «Упражнения для формирования антонимического словаря у детей с ОНР»

Ирина Козаченко
Консультация для родителей «Упражнения для формирования антонимического словаря у детей с ОНР»

«Упражнения для формирования

антонимического словаря у детей с ОНР»

Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря.

Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.

Работа по формированию антонимического словаря полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира. Антонимы, кроме того, являются и средством выразительности речи.

Публикация «Консультация для родителей „Упражнения для формирования антонимического словаря у детей с ОНР“» размещена в разделах

Критерием сформированности речи детей является умение использовать в своей речи слова с противоположными значениями – антонимы.

Каждый родитель может поиграть со своим ребенком в простые логопедические игры, которые расширят антонимический словарь вашего малыша, а так же позволят провести время интересно и с пользой.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно.

Одеть — (раздеть,

поднять — (опустить,

бросить — (поймать,

спрятать — (найти,

положить — (убрать,

дать — (взять,

купить — (продать,

налить — (вылить).

Закончить предложение и назвать слова-«неприятели»

Слон большой, а комар.

Камень тяжелый, а пушинка.

Золушка добрая, а мачеха-…

Зимой погода холодная, а летом.

Сахар сладкий, а горчица.

Дерево высокое, а куст.

Дедушка старый, а внук.

Суп горячий, а компот.

Сажа черная, а снег. и т. д.

Добавить слово, обозначающее действие, по картинкам.

В клетку. (влетает, из клетки. (вылетает);

через дорогу. (переходит, от дерева. (отходит);

к дому. (подъезжает, от дома. (отъезжает);

в стакан. (наливает, из стакана. (выливает);

на дерево. (влезает, с дерева. (слезает).

Выбрать из трех слов слова-«неприятели»

Друг, печаль, враг;

высокий, большой, низкий;

ночь, сутки, день;

длинный, большой, короткий;

радость, радостный, печальный;

большой, низкий, маленький;

поднимать, опускать, брать;

белый, длинный, черный;

давать, продавать, брать;

тяжелый, длинный, легкий т. д.

Назови антонимы.

Труд человека кормит, а лень портит.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Плохое начало не к доброму концу.

Малое слово большую обиду творит.

Чужого не захватывай, а своего не разбрасывай.

Кто дела не боится, того и лень сторонится.

Умел ошибаться — умей и поправиться.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Дело мастера боится.

Закончи пословицу.

Ученье — свет, а неученье —. (тьма).

Знай больше, а говори. (меньше).

В учебе корень горек, зато плод ее. (сладок).

Не бойся врага умного, бойся друга. (глупого).

Лучшая вещь — новая, лучший друг —. (старый).

Мир строит, а война. (разрушает).

Смелый побеждает, а трус. (погибает).

Ласточка день начинает, а соловей. (кончает).

Радость - свет, печаль -. (тьма).

Шум - толпа, тишина -. (одиночество).

Доскажи словечко.

Минус – плюс,

Огонь – вода,

Дерзкий – осторожный.

Все антонимы всегда противоположны.

Я — антоним к слову «зной»,

Я в реке, в тени густой

И в бутылках лимонада.

А зовут меня. (прохлада).

Я — антоним слову «смех».

Не от счастья и утех,

А бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обид и неудач.

Догадались? Это. (плач).

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала.

Делу всякому венец.

Называюсь я. (конец).

Я — антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я — для отдыха, для сна.

Называюсь. (тишина).

Назовите слова с противоположным значением.

На качелях

На качелях—вверх и вниз,

Только слышен ветра свист.

Взлет, посадка, снова взлет,

И опять наоборот.

Наверху мы — великаны,

Словно карлики, — внизу.

Есть подобие полета,

Нет в нас страха наверху.

Громко закричим мы вместе:

- Мы как птицы! Мы летим!

И тихонечко прошепчем:

-Падать больно не хотим.

Желаем Вам успехов!

Подготовила

учитель-логопед

Козаченко Ирина Ивановна.

Публикации по теме:

Оборудование логопедического уголка в старшей логопедической группе. Предметно-развивающая среда групп детских садов призвана обогащать эмоциональный и практический опыт взаимодействия ребенка с педагогами.

Презентация предметно-развивающей среды по формированию основ здорового образа жизни в первой младшей группе Ивестно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Упражнения для формирования антонимического словаря у детей с ОНР»
Опубликовано: 28 октября 2013 в 16:05
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД