Лучший педагог года

Консультация для родителей «Формирование представлений о времени у дошкольников. Ознакомление детей с частями суток»

Бувакина Ольга Олеговна
Консультация для родителей «Формирование представлений о времени у дошкольников. Ознакомление детей с частями суток»

Консультация для родителей : «Формирование представлений о времени у дошкольников. Ознакомление детей с частями суток».

Восприятие времени – отражение в сознании человека продолжительности, последовательности, быстроты и частоты протекания процессов, явлений, действий. Основа восприятия времени – чувственное восприятие. Однако, для того чтобы правильно ориентироваться во времени, необходимо знание общепринятых эталонов времени. Время воспринимается комплексом анализаторов (особенно двигательными). Детьми дошкольного возраста время воспринимается опосредованно, через определенную деятельность, через чередование событий и постоянно повторяющихся явлений:

Публикация «Консультация для родителей „Формирование представлений о времени у дошкольников, Ознакомление детей с частями суток“» размещена в разделах

Причины трудностей восприятия времени :

1. Необратимость времени : невозможно вернуть прошлое;

2. Текучесть времени;

3. Отсутствие наглядных форм времени.

«СУТКИ»

Цель – уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.

Оборудование: часы с 4 секторами ( картинки: утро, день, вечер, ночь) Ход игры: взрослый показывает на сектор, где изображено утро, спрашивает ребенка: «Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем утром? (просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем и т. д.)». Взрослый обращаем внимание на положение солнца: «Утром солнышко поднимается над горизонтом и наступает рассвет». Взрослый показывает сектор, где изображён день, спрашивает: «Что здесь нарисовано? - Когда это бывает? А что мы делаем днём? (Гуляем, ходим в магазин, обедаем, ложимся отдыхать и т. д.). Днём тоже светло, солнышко – высоко на небе». Взрослый показывает сектор, где изображён вечер, спрашивает: «Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем вечером? (Гуляем, ужинаем, играем, читаем, ложимся спать и т. д.). Вечером солнышко опускается все ниже и ниже за горизонт. Взрослый показывает сектор, где изображена ночь, спрашивает: «Что здесь нарисовано? «Когда это бывает? А что мы делаем ночью? (Спим). Ночью темно, светит луна. Затем взрослый обводит календарь рукой и говорит: утро, день, вечер и ночь можно назвать одним словом – сутки. Они, как четыре подружки – друг без друга не могут, и всегда ходят друг за другом.

«КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»

Цель – уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности. Оборудование: набор картинок «части суток». Варианты заданий: 1. Детям показываются картинки, на которых изображены контрастные части суток (день-ночь, утро-вечер). Взрослый задает вопросы: - Что нарисовано на картинке? - Когда это бывает? (Если ребёнок затрудняется, дается подсказка: «Когда это бывает, днём или ночью?») - Почему ты так думаешь? - Как ты узнал, что наступила ночь (день? - Что ты делаешь ночью (днём? - Какое сейчас время суток?

2. Предъявляются картинки, на которых изображены смежные части суток (утро день, вечер-ночь). Взрослый задает вопросы: - Что нарисовано на картинке? - Когда это бывает? - Что ты делаешь утром (днем? - Как ты узнал, что утро (вечер) кончилось, а наступил день (ночь? - Какое время суток тебе больше нравится? Почему? 3. Взрослый просит ребенка выбрать картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь). 4. Взрослый предлагает ребенку разложить картинки по порядку, что бывает раньше, а что потом: «Сначала ночь, потом…» Когда ребенок уже усвоили порядок частей суток, можно внести элемент шутки – назвать последовательность частей суток с ошибками, а ребенок должны исправить ошибку.

«НАЗОВИ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО»

Цель - определение уровня умения ребенка ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток.

Ход игры: взрослый говорит предложение, пропуская названия частей суток : «Мы завтракаем утром, а обедаем…», «Мы пойдём гулять…» и т. д. Ребенок называют части суток, за каждый правильный ответ – жетон.

«НАЗОВИ СОСЕДЕЙ»

Цель – закрепление последовательности частей суток.

Ход игры: взрослый говорит название: «Назовите соседей утра» и т. д. Ребенок называет части суток, за каждый правильный ответ – жетон.

«ЧАСТИ СУТОК»

Цель - уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.

Оборудование: 4 картинки (утро, день, вечер, ночь, подборка стихотворений.

Ход игры: Взрослый выставляет картинки с изображением частей суток, ребенок называет части суток и определяет их последовательность. Взрослый читает стихотворение о каждой части суток, а ребенок, в соответствии с его чтением, показывают нужную картинку

. Вариант игры: Картинки даются ребенку, при чтении стихотворения ребенок поднимают соответствующую картинку.

К игре «Части суток»

Загадки про «Части суток»

Вот проснулось в небе солнце,

Заглянуло к нам в оконце.

Петушок горланит мудро,

Возвещая: «Это…»

(Утро)

На траву роса ложиться,

Ну а нам пора вставать,

На зарядку становится,

Чтобы лучше день начать.

(Утро)

Небо вдруг порозовело,

Тихо – тихо и несмело

Солнце красное лучом

Что открыло, как ключом?

(Утро)

Петушок зарю встречает,

Мама деток умывает,

Иней на траве, как пудра.

Что за время суток?

(Утро)

Солнце яркое встаёт,

Петушок в саду поёт,

Наши дети просыпаются,

В детский садик собираются.

(Утро)

Солнце в небе высоко,

И до ночи далеко,

Коротка деревьев тень.

Что за время суток?

(День)

Солнце в небе

Ярко светит

На прогулку мы идём,

Песни весело поём!

(День)

Солнце ярко осветило

Землю, всё позолотило.

Оно сияет и блестит,

Нам лениться не велит.

(День)

День прошел. Садится солнце.

Сумрак медленно крадется.

Зажигайте лампы, свечи —

Наступает темный.

(Вечер)

Солнце спать легло, и будто

Легким, синим покрывалом

Оно всю землю укрывает,

Это время – очень точно-

Сумерками называют.

(Вечер)

Солнышко лучистое

Село за дома,

Мы пришли с прогулки,

Ужинать пора.

(Вечер)

В небе звездочки горят,

В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,

Нашим деткам спать велит.

(Ночь)

Когда с темнотою

Земля вдруг сошлась

И в небе луна

Со звездою зажглась?

(Ночь)

На дворе темным-темно,

Месяц смотрит к нам в окно.

Спят в кроватках сын и дочка —

Значит, наступила.

(Ночка)

Солнце село. Свет погас.

Спать пора всем. Поздний час.

Улетел уж вечер прочь,

А за ним крадется.

(Ночь)

«Гномик Тик-Так»

Гномик бодро просыпался

И росою умывался,

Колпачок свой надевал,

Звонко песню напевал.

(Утром)

Гном чинил свою калитку

И катался на улитке,

Он и пчелкам помогал,

Им цветочки наклонял.

(Днем)

Когда гномик это делал?

Гном уста, фонарик яркий

Светлячок ему включает,

Сказку гномик прочитает

И тихонько засыпает.

(Вечером)

Гномик спит,

И снятся сказки

Интересные ему.

(Ночью)

Консультация для родителей :

«Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста»

Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, регулировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время. Во всех видах деятельности человека требуется ориентировка во времени, чувство времени.

Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Необходимо детям показывать и объяснять временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом (это дни недели, части суток, месяца, времена года и т. д.) . Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться, самим ориентироваться во времени : определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости, от наличия времени.

Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительность различных жизненно важных временных интервалов, показать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.

Календари – вот наши главные консультанты и начальники. И все потому, что они хранят и воспроизводят ритмы нашей с вами, дорогие родители, жизни. А ритмы бывают самыми разными – оттого и календарей великое множество. Ребенку в дошкольном возрасте еще довольно трудно научится определять дни недели, месяца. Вашему внимаю, мы предлагаем вам статью о том, как помочь справится ребенку дошкольного возраста с таки абстрактными понятиями как – календарь, месяц, год, дни недели.

Необходима постоянная систематическая работа по формированию у дошкольников представлений времени. При отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способам его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени.

Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду и дома. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как вся наша жизнь строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, что будет способствовать формированию их психологической готовности к занятиям.

С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающий повышенный интерес у детей.

Знакомство с календарем необходимо в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий и по дням недели.

В старшем дошкольном возрасте развивается, и познавательный интерес к различным параметрам времени. Детей интересует длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени.

В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по формированию представлений о таких временных отрезках как утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток связывают не только с конкретным содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с более объективными показателями времени – явлениями природы (утро – встает солнце, становится светлее и т. п.) . Дома с детьми родители могут беседовать о том что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня.

В качестве наглядного материала можно использовать картинки, календарь наблюдения.

Лучше всего, если дети будут заполнять календарь погоды в дошкольном учреждении и дома с родителями. Дети путают такие понятия как: вчера, сегодня, завтра из – за их изменчивости и относительности. Смысловое значение этих слов можно раскрывать при заполнении календаря, задавая дополнительные вопросы: «Чем завтра будите заниматься в садике?», «Что делали вчера?», «Когда мы ходили в парк?»

На занятиях дети узнают, о том, что сутки, которые в разговоре обычно называют словом день, сменяются одним другим.

Для лучшего понимания мы предлагаем дома использовать отрывной календарь, каждый день вместе отрывать лист и проговаривать, что сегодня наступил новый день. Последовательность дней недели всегда одна и та же: понедельник, вторник, среда… Последовательность дней недели связывают с конкретным содержанием деятельности детей : «чем вы занимаетесь по понедельникам? Что будете делать во вторник, т. е завтра? И т. д.» Пусть ребенок сам снимает листки календаря и складывает из суток неделю, из недель - месяц. Необходимо оформить коробку, куда он будет складывать листы календаря. У ребенка будет наглядное представление о смене дней, месяцев, он может подойти посчитать, сколько прошло дней, сколько осталось до конца недели. При окончании одного месяца необходимо проговорить, что наступает новый месяц, посчитать, сколько дней было в прошлом месяце уложить стопочку листов и начать складывать новый месяц.

При систематической работе с календарем дома и в детском саду, что будет способствовать формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости.

Публикации по теме:

Консультация «Формирование представлений о малой Родине у младших дошкольников» Формирования представлений о малой родине у младших дошкольников воспитатели МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №18 «Теремок» Цаер.

Формирование временных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста. Презентация «Части суток» Математическое развитие детей невозможно осуществлять без опоры на наглядность. В методических рекомендациях предлагаются различные наглядные.

Конспект занятия для второй младшей группы «Знакомство с частями суток» Занятие: «Запоминаем части суток» Цель: Научить соотносить предметные картинки с текстом стихотворения. Задачи: -Закрепить знания детей.

Консультация для педагогов и воспитателей «Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ» У большинства детей с ОВЗ отмечается низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нём. У них возникают трудности.

Консультация для родителей «Формирование и развитие познавательной и коммуникативной компетенции дошкольников» Современные семьи малочисленны, дети большую часть времени находятся в одновозрастных детских коллективах. Находясь преимущественно среди.

Консультация для родителей «Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста» На современном этапе развития человечества педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста» При работе над развитием временных представлений рассматривается следующий круг вопросов сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников» Прежде чем, рассказать о формах работы с дошкольниками по формированию представлений о зимних видах спорта, нужно пояснить, что же такое.

Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений у детей младшего возраста» Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений у детей младшего возраста» МБДОУ "Детский сад №93" г. Владимир Воспитатель:.

Ознакомление детей с частями суток Ознакомление детей с частями суток начинается со второй младшей группы. В связи с особенностями данного возраста для определения каждой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Формирование представлений о времени у дошкольников. Ознакомление детей с частями суток»
Опубликовано: 31 января 2018 в 09:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД