Получи документы

Консультация для родителей «Кризис 7 лет»

Ольга Андреева
Консультация для родителей «Кризис 7 лет»

Консультация для родителей : Кризис 7 лет

Андреева О. В.

Кризис 7 лет у ребёнка : что делать с маленьким «взрослым» в семье?

Возрастной кризис у реб нка 7 лет — сложный момент для всех. Ещ вчера

ходившие в детский сад малыши вдруг превращаются в серь зных

первоклассников. Появляется много новых обязанностей и требований,

претерпевает существенные трансформации режим дня, изменяется

отношение взрослых. Не удивительно, что психика переживает настоящее

Публикация «Консультация для родителей „Кризис 7 лет“» размещена в разделах

потрясение. Кто-то из родителей пытается подавить кризис на корню.

Другие, наоборот, относятся к нему слишком спокойно как к закономерному

этапу в развитии реб нка. Но ни один из этих подходов не является верным.

Нужно разобраться в этом коллапсе и научиться правильно себя вести, чтобы

не навредить детской психике и не стать причиной формирования

комплексов и разрушающих личность паттернов поведения.

Суть кризиса

Кризис 7 лет у реб нка — это переход из дошкольного периода в младший

школьный. Ему в своих работах уделял особое внимание Л. С. Выготский.

Многие родители считают, что они осведомлены о том, что в этот момент

происходит с их чадом: он адаптируется к уч бе — и в этом вся проблема. На

самом деле трудности этим не ограничиваются.

В 7 лет реб нку приходится не только привыкать к новому образу жизни. Он

начинает осознавать сво социальное «я», пытается установить более тесные

контакты с окружающими, теряет наивность и непосредственность. Впервые

он ощущает себя не только как физически существующего человека, но и

свою психическую сущность, свой внутренний мир, который отличает его от

всех остальных.

От такого многообразия новых ощущений реб нок пребывает в состоянии

шока. Но при этом надо быстро и органично вливаться в школьную жизнь,

реагировать на вызовы со стороны окружающих.

В 7 лет у реб нка формируются психологические новообразования, которые

определяют суть данного кризиса. Их ч тко прописывает возрастная

психология:

произвольность и опосредованность;

осознание и обобщение собственных переживаний;

подчинение взаимоотношений определ нным правилам;

вхождение в более широкую социальную общность, осознание себя в

новой социальной роли.

Именно эти новообразования становятся ядром кризиса 7 лет и причиной тех

трудностей, с которыми приходится сталкиваться и реб нку, и его

окружению.

Причины

Если вникнуть в психические новообразования, формирование которых

сопровождает кризис семи лет, станет ясно, что именно они являются

основными причинами трудностей.

Произвольность и опосредованность

Ранее ведущей и почти единственной деятельностью была игровая. Она

характеризовалась непосредственностью и непроизвольностью. Перед

реб нком не ставили конкретной задачи: нужно выучить все цвета. В

процессе игры знания приходили сами за сч т любопытства, веселья,

интереса.

Теперь ведущей деятельностью становится учебная. Несмотря на

присутствие в ней игровых моментов, она существенно отличается от тех

методик обучения, которые использовались в детском саду. Здесь перед

реб нком ставятся и проговариваются конкретные цели: выучить

стихотворение, запомнить звуки и буквы, решить примеры.

Каждое действие становится опосредованным, т. е. реб нок понимает, зачем

он его совершает и к какому результату оно привед т. Это накладывает на

него ответственность. Он должен выполнять требования, задачи, цели,

правила и ограничения. После детсадовской относительной свободы он

начинает ощущать себя в тисках, что становится одной из причин кризиса. С

другой стороны, он может их нарушить — у него появляется выбор, как

осознанно повести себя в той или иной ситуации.

Осознание внутренних переживаний

В 7 лет происходит осознание своего внутреннего «я». Оказывается, что,

кроме физической, существует ещ и психическая оболочка. Конечно,

реб нок не знает таких сложных для него терминов. Но он понимает, что,

кроме телесных нужд, в н м есть ещ нечто, что отвечает за совершенно

другие потребности.

Если раньше малыш просил дать ему шоколадку, он удовлетворял свой голод

и любовь к сладкому. Ревновал родителей к новорожд нному члену семьи —

ему просто не хватало объятий и заботы.

Теперь реб нок осозна т, что он хочет получать «пят рки» не затем, чтобы

утолить голод или ощутить физическое удовольствие. Он делает это для того,

чтобы не разочаровать родителей, оправдать надежды учителя,

самоутвердиться среди одноклассников.

Пример из практики. У мальчика была врожд нная хромота. Дворовые

ребята обзывали его, не хотели брать с собой играть в футбол. Несмотря на

это, до 7-летнего возраста он продолжал выходить на улицу каждый день и

проситься к ним. Иногда, когда народа было мало, его неохотно брали, но

при этом обвиняли в любом пропущенном мяче. Когда наступило время

кризиса, реб нок почувствовал обиду, боль, разочарование и массу других

неприятных ощущений от того, что к нему так относятся. Он стал стесняться

и перестал выходить во двор к ребятам. Типичная ситуация, когда ощущение

себя физического трансформируется в ощущение себя психического.

Это созда т определ нные проблемы, потому что внутреннее «я»

оказывается крайне противоречивым. С одной стороны, хочется идти гулять.

С другой, страшно натыкаться на издевательства со стороны ребят.

Возникает ситуация выбора, с которой реб нок сталкивается ежедневно по

несколько раз. И это тоже становится причиной кризиса.

Взаимоотношения по правилам

Это новообразование вовсе не значит, что до 7 лет реб нок вед т себя, как

хочет. Но, согласитесь, кривляния до этого возраста воспринимаются подетски милыми и обаятельными. Позволительны некоторые шалости, можно

простить нарушения каких-то правил. Тем более, что он сам не всегда

осозна т, что сделал что-то плохое.

В 7 лет он знакомится с новыми правилами общения. Учитель —

непререкаемый авторитет, ослушаться которого страшнее, чем родителей.

Последние могут пожалеть, но у «Марьиванны» — целый класс таких

кризисных детей, и никого она прощать не будет. С одноклассниками

начинается конкуренция — за парту, за самую красивую девочку, за

лидерство. Родители начинают относиться строже и спрашивать выполнение

домашних заданий, дневник, результаты уч бы.

Реб нку трудно усвоить сразу столько правил и устанавливать такое большое

количество межличностных контактов. При этом он понимает, что прежние

наивные глазки и милое личико уже не позволят ему быть прощ нным за

очередной промах. Это становится ещ одной причиной кризиса.

Новые социальные роли

Первая новая социальная роль — школьник. А вместе с ней — отсиживание

уроков, соблюдение непривычного режима дня, выполнение домашних

заданий, уч ба, получение хороших отметок, усвоение новых знаний, умений

и навыков.

Вторая новая социальная роль — одноклассник. А с ней — конкуренция,

дружба, симпатии, совместные игры, мелкие группировки внутри класса,

выполнение определ нных обязанностей (старосты, физорга).

Реб нок начинает понимать, что к нему меняется отношение окружающих.

Для родителей, родственников, соседей он теперь — именно школьник. Из-за

того, что требования возрастают, он начинает считать себя взрослым. Но на

самом деле он таковым не является. Это нередко становится причиной

конфликтов и, соответственно, кризиса.

Поэтому дети в 7 лет часто предъявляют родителям свои требования,

совершенно справедливые, по их мнению: «Я теперь буду ложиться спать

позже!», «Я не буду теперь есть манную кашу по утрам!». И обязательно

добавляют: «…потому что я теперь взрослый(-ая!» или «…я уже не

маленький(-ая)». Когда претензии не выполняются, они это глубоко

переживают.

Каждое из этих новообразований так или иначе связано с адаптацией к

школе. Поэтому многие ошибочно считают именно е причиной кризиса 7

лет. На самом деле, даже если реб нок в силу каких-то обстоятельств ид т в 1

класс позже, проблемный период вс равно наступает своевременно.

Признаки

Родителям полезно знать, как проявляется кризис 7 лет, чтобы быть

уверенными, что он наступил, и не спутать с другими, кратковременными и

контекстными личными проблемами. Типичные симптомы:

не слушается, не выполняет просьбы, своевольничает;

хочет казаться взрослее (подражает старшим, отказывается играть с

маленькими);

капризничает, становится упрямым и строптивым;

болезненно реагирует на любую критику;

воспринимает вс в негативном свете;

подвержен резкой смене настроения;

целенаправленно что-то делает и говорит (обзывается не из-за состояния

детского аффекта, а осознанно причиняет боль, открыто выражает сво

недовольство и протест;

обесценивает прежние идеалы: ломает любимые игрушки, говорит

запретные фразы, становится жестоким и деспотичным.

При этом в наборе должно идти не менее 3-4 симптомов возрастного кризиса.

В ином случае они будут продиктованы лишь контекстной ситуацией.

Например, если у реб нка был трудный день, он переутомился и устал, он

может вечером покапризничать и отказаться лечь спать вовремя. Но это

вовсе не будет означать наступление переломного момента.

Нередко в 7 лет при неправильном отношении родителей к кризису или

общей неподготовленности реб нка к школе у последнего может развиться

определ нный симптомокомплекс. Если его вовремя не заметить, он доставит

в будущем немало хлопот.

В ответ на кризис сначала формируется внутренний протест (против новых

социальных ролей, непривычного режима жизни, школы, поведения

родителей, личности учителя). Страдания ищут выхода и выливаются в

активный протест (отказ делать домашние задания, идти на уроки, выполнять

требования учителя). Это сказывается на соматике (скачки давления,

холодный пот, учащ нное сердцебиение, тремор конечностей, снижение

работоспособности и концентрации внимания). Заканчивается данная

цепочка общей невротизацией, с которой приходится обращаться к

профильному специалисту.

Сроки

Многие ошибочно полагают, что если это кризис 7 лет, то он и начинается

ровно в тот день, когда реб нку исполняется семь лет. Или 1 сентября, когда

он ид т в школу и сталкивается с суровой реальностью. На самом деле в

психологии вс далеко не так просто.

Во-первых, данный возрастной кризис наблюдается у детей 6-7 лет. Это

связано с тем, что родители пытаются подготовить их к уч бе заранее.

Начинаются посещения Школы первоклассника. В детском саду занятия

становятся серь знее и требовательнее, максимально приближенными к

школьным. Реб нок чувствует предстоящие изменения, и, если они слишком

резкие и неожиданные для него, психические новообразования могут начать

формироваться за несколько месяцев до 1 сентября. Есть и такие детки,

которые осознают трудности спустя какое-то время после этого. Не нужно

искать в этом отклонений. Каждый приходит к кризису в тот момент, когда

психика оказывается к нему готовой.

Во-вторых, кризис не случается в один день. Трудности и проблемы

нарастают постепенно, подобно снежному кому. Сначала формируется одно

новообразование и появляются связанные с ним симптомы. Через какое-то

время обнаруживается второе и т. д. Как утверждают психологи, возрастной

кризис 7 лет длится от 6 до 9 месяцев, в зависимости от индивидуальных

психических особенностей реб нка.

Гендерные особенности

Кризис 7 лет по-разному воспринимается девочками и мальчиками. Эти

нюансы обязательно нужно знать родителям, чтобы скорректировать свою

помощь и поддержку в этот непростой период. Дети к этому возрасту уже

начинают осознавать свои гендерные различия, и это сказывается на

поведении.

Проблемы с девочками

Несмотря на кризис, 7-летняя девочка чаще всего — прилежная ученица,

которая отличается усидчивостью, аккуратностью и сосредоточенностью. Но

все внутренние противоречия, которые она умело маскирует в школе при

учителе, прорываются наружу либо в общении с одноклассницами, либо

дома. Девочки, общаясь между собой, много врут друг другу, конкурируют

во внешности. Часто конфликтуют с мальчиками. Родителям нередко

закатывают истерики: хочу надеть это платье, проколите мне ушки, купите

мне косметику и т. д.

Взрослые должны направить творческое начало девочек в нужное русло:

поддерживать успехи в уч бе, хвалить за положительные качества, записать в

кружки (рукоделия, танцев, пения).

Проблемы с мальчиками

Семилетнему мальчику самое главное — демонстрация всему миру себя и

соперничество. Он конфликтует не только с девочками, но и с другими

мальчиками, чтобы самоутвердиться. Ему интересно оружие, компьютерные

игры, техника, спорт — вс, кроме уч бы. Эмоциональный фон крайне не

стабилен в силу именно гендерных особенностей. Не умеет держать чувства

в себе. Трудно приучается к монотонной работе. Авторитетом часто

становится старшеклассник не с самой хорошей репутацией.

Чтобы помочь мальчикам преодолеть кризис 7 лет, нужно по максимуму

заинтересовать уч бой, разнообразить школьные будни, позволять

выпл скивать скопившиеся чувства. Помогут усмирить «бурю» спортивные

секции.

Последствия

Если кризис 7 лет будет успешно пережит, это скажется на формировании

положительных паттернов поведения и психических новообразований:

правильное, ответственное, положительное отношение к учебному

процессу;

богатая эмоциональная палитра;

осознанные социальные роли, которыми он гордится;

хобби, увлечения, предрасположенность к конкретной деятельности.

Если кризис 7 лет был осложн н неправильным поведением родителей,

конфликтами с учителями или одноклассниками, внутрисемейными

проблемами, это может отрицательно сказаться на детской психике. Из

самых частых последствий:

потеря интереса к уч бе — проблемы с успеваемостью;

обостр нное восприятие критики;

низкая самооценка;

развитие внутренних комплексов;

агрессия и жестокость — девиантное поведение, открытые межличностные

конфликты;

социальная и школьная дезадаптация — замкнутость;

потеря доверия и близкой связи с родителями.

Кризис у реб нка 7 лет — явление закономерное, типичное для развития в

данном возрастном периоде. Но это вовсе не значит, что взрослым нужно

набраться терпения и просто переждать этот «шторм», ничего не

предпринимая. Такое чрезмерное спокойствие может обернуться серь зными

проблемами в будущем. При недостатке внимания со стороны родителей, при

отчужд нном отношении учителей у детей формируются неправильные

паттерны поведения и внутренние комплексы, от которых потом избавляться

прид тся только с помощью психологов или даже психотерапевтов. Поэтому

так важно знать, как себя вести на данном этапе и как помочь маленькому

школьнику преодолеть все возникающие трудности без последствий.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет»Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Трехлетний ребенок переживает становление маленькой личности.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку повзрослеть. Кризис трёх лет» Данная консультация поможет родителям малышей разобраться в понятии "кризис трёх лет", а также, что делать, как себя вести, как реагировать.

Консультация для родителей «Кризис 3-х лет»Консультация для родителей «Кризис 3-х лет» Кризис 3-х лет- граница между ранним и дошкольным детством- один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр.

Консультация для родителей «Кризис 3-х лет или возраст строптивости» Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется,.

Консультация для родителей «Кризис 3-х лет у детей»  (вторая младшая группа)Консультация для родителей «Кризис 3-х лет у детей»  (вторая младшая группа) Кризис 3-х лет. Родители порой в силу своей занятости не обращают должного внимания на поведение своих детей. Приводя ребенка в детский.

Консультация для родителей «Кризис трёх лет: признаки и пути преодоления» Консультация для родителей «Кризис трёх лет» Любили тебя безо всяких причин За то, что ты внук, за то, что ты сын, За то, что малыш, за.

Консультация для родителей младших дошкольников «Кризис трех лет» «Я сам!» Такое непреклонное, со слезами отстаиваемое изречение является главным признаком приближающегося кризиса. В этот период меняется.

Консультация для родителей старших дошкольников «Кризис 7 лет» - Миша, надень теплые варежки! - Не одену! - Но на улице холодно! - Нет, жарко! - Ну, Миша! - Я не Миша!Этот диалог отлично иллюстрирует.

Консультация для родителей «Упрямство — кризис трех лет»Консультация для родителей «Упрямство — кризис трех лет» Как часто мы становимся свидетелями,что малыш кричит,капризничает,плачет. Не стоит его ругать,надо разобраться в сложившейся ситуации. Ведь.

Консультация для родителей «Психология подростка. Кризис 14 лет: не сломать и не сломаться» .Этот первый год, эти несколько пеленочных месяцев кажутся вечностью. Так будет всегда: купать, стирать, пеленать, вставать ночью, болезни,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Кризис 7 лет»
Опубликовано: 12 декабря 2022 в 11:36
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД