Получи документы

Консультация для воспитателей «Групповой сбор»

Анна Сергеевна Хайрулина
Консультация для воспитателей «Групповой сбор»

Цели и задачи группового сбора

— Создать эмоциональный настрой на весь день - "задать тон".

— Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

— Развивать навыки (ведения коммуникации, планирования собственной деятельности и т. п.).

— Выбрать тему нового проекта.

— Подвести итого проекта.

— Разработать план реализации нового проекта.

— Развивать умение "считывать информацию" об эмоциональном состоянии других людей.

— Учить объяснять словами свое эмоциональное состояние.

— Развивать эмпатию.

— Учить приемам коррекции эмоционального состояния.

Публикация «Консультация для воспитателей „Групповой сбор“» размещена в разделах

— Развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т. п.).

— Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.

— Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

— Учить внимательно слушать, высказывать конструктивное отношение к высказываниям других.

— Учить делать выбор.

— Учить планировать собственную деятельность.

— Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.

Структура группового сбора

1. Приветствие ( инвариант: пожелания, комплименты, подарки).

2. Игра ( инвариант: тренинг, пение, слушание).

3. Обмен новостями.

4. Планирование дня ( инвариант: выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей, выбор деятельности).

Если групповой сбор проводится в начале рабочего дня (программа 'Сообщество', утро радостных встреч в программе "Радуга", он может иметь название "утренний сбор", в этом случае первая часть сбора будет называться "приветствие". Совершенно не исключается вероятность проведения группового сбора в программах "Детство", "Развитие" во вторую половину дня. В этом случае он может иметь называние "групповой сбор", "сбор", "кружок" и первой частью будут, например, "пожелания".

Игра (тренинг, пение, слушание).

Хороший утренний (групповой) сбор должен быть сродни "производственной летучке" и проводиться быстро, легко и по-деловому полезно. Именно поэтому игры и прочие формы используются как игры, а не как учебные действия.

Что это может быть? Любые игры, не требующие большой подвижности, например, пальчиковые игры, словесные игры, игры-фантазии, игры-цепочки, игры-шутки. Если же это пение, слушание, пожалуйста - то, что может помочь детям почувствовать себя комфортно, легко и весело, а не то, что вы обязаны разучить для ближайшего утренника или отрепетировать для театральной постановки. Элементы тренинга, например, элемен-ты психогимнастики - пожалуйста, это даст возможность подготовить детей к эмоционально яркому воспроизведению образа в театральной постановке, но именно элементы тренинга, в котором участвуют все и свободно выражают мимикой и жестами свое видение "расстроенного зайца', 'испуганной мыши', 'гордого петуха'.

Обмен новостями.

Каждому 'хорошему' воспитателю приходится сталкиваться со стремлением детей поделиться своими новостями - домашними событиями, удачами-неудачами, детскими обидами и достижениями. Чаще всего дети высказывают их "подлавливая' воспитателя, завоевывая его внимание.

Обмен новостями на утреннем или групповом сборе - место "лигитимного" высказывания всего, что переполняет душу и просится на язык.

Новости не регламентируются (только по одной короткой новости, не селекционируются (только хорошие новости, не вытягиваются насильно (Сережа, мы еще не слышали твоих новостей, не запрещаются (нет-нет, об этом мы не говорим, это стыдно, маленькие дети не должны об этом думать и говорить). Новости принимаются как факт.

Вы заметите, что дети, почувствовав, что им наконец-то дают возможность свободно говорить на любую тему, будут стремиться говорить много. Для того, чтобы не погрязнуть в говорении и выслушивании, обязательно нужно подготовиться к потоку слов.

Что значит подготовиться? Научиться правильно слушать и реагировать на детские высказывания, В этом поможет техника «я-сообщений», тактика "реагирования на чувства", некоторые правила и маленькие «нехитрые» хитрости. Начнем с правил.

Так как высказаться хочется если не всем, то многим, введите правило: "Мы говорим по одному" или "Мы не перебиваем друг друга" или "Говорит только тот, у кого в руках микрофон (волшебная палочка, мячик)'.

Вводить правило целесообразно тогда, когда дети, попробовав "пробиться' в этом гвалте, сами почувствуют, что их не слышат, что это неудобно.

Правило сформулируйте вместе, запишите крупными печатными буквами или знаком и повесьте рядом с тем местом, где проводится групповой сбор - например, на стене или свесьте его с потолка на нитке.

Хитрости.

В общем-то, они и не выглядят как настоящие хитрости, но помогают предупреждать шум и неудобства. Например, до начала группового сбора прикрепите какой-либо знак (бант, медальку) нескольким детям. Именно у них будет право рассказать о своих новостях первыми. Предупредите, что сегодня право рассказать о новостях будет у девочек (у девочек, чье имя начинается с буквы "А'; у девочек, которые одеты в платья и т. п.). Положите нескольким детям под их подушечку какой-либо предмет, например, вырезанное из бумаги сердечко или "сороку, которая приносит новости".

Если вы знаете, что у кого-то из детей есть значимая для всех новость (день рождения, рождение брата, возвращение мамы из командировки и т. п., предоставьте ему право высказаться первому.

Реагирование на высказывание. Это саман сложная часть обмена новостями. Навык приходит только с практикой, но есть несколько советов, которым можно следовать.

— Не игнорируйте, но и не останавливайтесь на новостях, связанных с покупками вещей. Если вы будете поддерживать эти высказывания, то возникнет риск того, что дети сочтут, что новости — это когда что-то купили. У одних будут формироваться комплексы 'мне ничего не покупают', а у других будут закрепляться меркантильные интересы.

— Не морализируйте. Если новость, высказанная ребенком, затрагивает отри-цательные, на ваш взгляд, действия (ребенка, семьи ребенка, других детей, постарайтесь понять (вот где нужен навык, какие чувства испытывает тот, кто об этом говорит. И реагируйте на чувства этого ребенка. Например, ребенок сообщает "Я вчера подбил ворону' — вы говорите 'Я понимаю, ты хотел быть героем, но ворона такая беззащитная - она ведь без оружия и не нападала на тебя'. Или "Мы с мамой вчера пекли пироги, и я сам сделал пирожок», вы — "Это была трудная рабо-га, но ты справился».

— Не оценивайте. Легче всего привычно сказать «хорошо», "молодец". Но, во-первых, молодцами тут же захотят стать и остальные, во-вторых, эта обезличенная оценка едва ли чего-то стоит. Более того, не стоит оценивать других, особенно родителей, со слов ребенка. Например, "Моя мама сделала красивую вышивку', вы - 'Я вижу, ты гордишься своей мамой". Или "Мой папа вчера был пьяный", вы - "Обидно, ведь ты не смог поиграть с папой'. Таким образом, вы и на высказывание ребенка отреагируете и, возможно, придадите его чувствам значимый, благородный вид.

— Не стесняйтесь, если проблема, которую затронул ребенок, выходит, в вашем понимании, "за рамки приличия". Например, "Я вчера видел, откуда кошка рожала котят", вы - "Ты узнал, как появляются на свет котята"

— Не расспрашивайте, если эта новость не составляет непосредственной важности для понимания всех детей. Есть достаточно универсальная фраза, с помощью которой можно не обидно "закрыть" тему. Например, "Мы вчера видели страшную аварию', вы - "Так бывает, когда кто-нибудь не внимателен'. Универсальная часть - спокойно, уверенно сказанное "Так бывает".

— Учитесь управлять своим взглядом. Если вы хотите показать ребенку, что не склонны поддерживать его дальнейшие высказывания, ответьте и переведите внимательный взгляд дальше.

— И, наконец, позволяйте детям играть роль воспитателя и дайте им самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях,

Стоит пи всеми силами "побуждать' молчащих детей рассказывать о новостях? Конечно, нет. Понимание индивидуальных особенностей ребенка, терпение и терпеливость подскажут вам, когда не следует торопить и торопиться,

Стоит ли позволять одному - двум, умело говорящим, узурпировать "Новостной канал"? Нет. "Мы рады, что у тебя всегда много событий, но давай дадим возможность высказать-ся и другим детям" или "Ты можешь рассказать о своих новостях после сбора тем детям, которые захотят их услышать",

Планирование деятельности

Планирование (выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей, планирование действий)

В разных программах планирование образовательной деятельности и выбор детьми деятельности по интересам идет совершенно по-разному,

В программе "Сообщество" - утренний сбор - место и время определения всего, что составит план работы педагогов и детей, возможно, на много дней. В программе "Радуга" - дети ежедневно планируют то, чем они хотели заняться в свободное время самостоятельно или вместе с воспитателями. В программе "Детство" идет выбор темы (тематического проекта, тематического блока). В программе "Детский сад-дом радости" ведется работа по обучению детей пошаговому планированию собственной деятельности, В разных программах это происходит по-разному, но задача все же единая - научить и практиковать детей в умении осознанно относиться к выбору деятельности и действий, развивать произвольность и т. п.

Вопросы для планирования на утреннем круге

— Какой у тебя сегодня план?

— Над каким проектом ты сегодня будешь работать?

— Что ты хочешь сделать?

— Когда у тебя появилась эта идея (этот план?

— Кто помог тебе придумать такой замечательный проект?

— В каком центре ты сегодня решил поработать?

— Почему именно в этом центре?

— Что ты предполагаешь сделать сегодня?

— Что ты хочешь узнать?

— Чему ты хочешь научиться?

— Что тебе нужно для выполнения твоего плана (для создания. ?

— Какие материалы тебе понадобятся?

— Как ты считаешь, того, что есть в центре тебе достаточно?

— Что нужно добавить?

— Где это можно найти?

— Какие инструменты тебе могут понадобиться?

— С чего ты начнешь?

— Какую часть работы ты хочешь выполнить сегодня?

— Что ты оставишь на завтра?

— Тебе нужны помощники?

— Кого бы хотел видеть своим партнером?

— Какую часть работы будет выполнять?

— Как вы распределите работу?

— Для чего тебе нужен этот рисунок?

— Где ты будешь это использовать?

Как реализовать задуманное

Ответ на вопрос "Когда дети могут реализовать задуманные дела и проекты?" — каждая из программ дает по-своему:

Программа 'Сообщество'— во время работы в центрах активности, т. е. в первую половину дня.

Программа 'Радуга'— на прогулке, во вторую половину дня в самостоятельной и совместной деятельности.

Программа 'Детство"— в совместной и самостоятельной деятельности в ходе реализации тематического проекта,

Вероятно, найдется место для запланированного детьми и в других популярных образовательных программах.

Важно для каждой из них, и более того, для каждого ребенка, чтобы названные ими идеи (темы, дела, задумки) были зафиксированы воспитателями. Записаны на листах (листочках, представлены на самом видном месте и сохранены, как достояние группы.

Для этого, пожалуйста,

— делайте записи печатными буквами;

— не забывайте подписать имя автора идеи;

— договоритесь о том, как вы будете отмечать уже сделанное.

Смысл и ценность записей:

Во-первых, вы получаете самостоятельно, а значит, осознанно и ответственно выбранные дела и действия - не нужно будет придумывать мотивацию. Она уже есть, причем внутренняя.

Во-вторых, дети знают, чем они могут заняться сами и чем планируют заняться другие. Это придает дню определенность и продуманность.

В-третьих. У вас накапливается содержание, подтверждающее индивидуализацию образовательной работы с детьми и примеры "индивидуальной работы".

В-четвертых, и вы, и дети, всегда сможете обратиться к записям и посмотреть, насколько реальны те дела и планы, о которых вы договорились. Что выполнено, что осталось не реализованным. Это придает осмысленность всей жизни группы.

В-пятых, дети, уже со второй младшей группы, понимают, что вы записываете "их идеи, их мысли", т. е. придаете им значение. Это воспитывает чувство собственного достоинства.

В-шестых, записанные печатными буквами слова побуждают детей учиться читать. Что вы и увидите, если будете это делать вместе с ними постоянно.

Общее время группового сбора

В целом, групповой сбор может длиться, в зависимости от возрастной группы, от 5 до 20 минут. Все будет зависеть от того, насколько' вам хорошо вместе, насколько вы ведете сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна. Основные части группового сбора можно варьировать. Здравый смысл подсказывает, что приветствие займет минуту-две; игра не должна занимать больше 5 минут; обмен новостями - 5-10 минут, столько же - планирование. Но могут быть варианты, когда приветствие - секунда, — игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут основное время.

Публикации по теме:

Занятие-беседа «Сбор урожая» Хочу предлжить вам план беседы о Сборе урожая: Знать слова и выражения: убирать урожай, собирать фрукты и овощи, перевозить в хранилище,.

Групповой сбор «Моя Родина-Россия» для старшего дошкольного возраста Данная статья представляет собой разработку сценария по педагогической технологии "групповой сбор". Сценарий создан в соавторстве с педагогами.

Консультация для воспитателей «Прогулка» Консультация для воспитателей "Прогулка" Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание.

Утренний сбор как способ организации детей Консультация "Утренний сбор - как способ организации детей" Утренний сбор - это часть режимного момента, проводимого в определенное время;.

Консультация для родителей и воспитателей «Малыш плохо говорит: тактика родителей и воспитателей» В последнее время всё более угрожающей становится ситуация, когда большое количество детей к 3 – 4 годам ещё практически не говорят. Это.

Игра для детей «Сбор грибов» Игра для детей «Сбор грибов» (осень) Материал: корзинки или ведёрки по числу детей, в разных местах расставлены ёлочки и грибы. Ход игры:.

Сбор урожая. Фотоотчет «Ах, картошечка»Сбор урожая. Фотоотчет «Ах, картошечка» Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей. Цель: - закрепить.

Утренний сбор в подготовительной к школе группе МДОУ УРР д/с «Солнышко» Утренний сбор в подготовительной к школе группе. Воспитатель: Горюнова Т. А. Место проведения: группа Время.

Утренний сбор в средней группеУтренний сбор в средней группе Групповой сбор. Цели и задачи: 1. Создать эмоциональный настрой на весь день. 2. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость и доброжелательность.

Утренний сбор «Зимующие птицы» Ход утреннего сбора Приветствие Давайте порадуемся солнцу и птицам А также порадуемся улыбчивым лицам. И всем кто живет на этой планете.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Групповой сбор»
Опубликовано: 3 апреля 2016 в 14:06
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД