Консультация для воспитателей: Использование музыки при восприятии старшими дошкольниками литературных произведений.

Галина Григорьева
Консультация для воспитателей: Использование музыки при восприятии старшими дошкольниками литературных произведений.

Восприятие литературных произведений – это психическая деятельность, направленная на воссоздание художественных образов, представленных в авторских словесных описаниях, имеющих своей конечной целью, освоение художественного смысла произведения (А. В. запорожец, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин). Эта деятельность основана на синтезе познавательных и эмоционально-волевых процессов, - деятельность воссоздающего воображения, когда ребенок, чтобы понять литературное произведение, воображает, т. е. пытается увидеть картины, нарисованные автором.

В восприятии литературы старшему дошкольнику свойственны (В. А. Левин, Л. М. Гурович):

* игровая непосредственность, эмоциональная целостность и индивидуальное своеобразие восприятия художественных произведений;

* способность радоваться гармонически организованной, праздничной и многообразно интонированной речи литературных произведений; желание играть художественными формами;

* стремление свободно действовать с реальностью, выстроенной воображением писателя и читателя, владеть этим миром в воображении и таким образом эмоционально осваивать его;

* потребность и способность маленького читателя, как свою жизнь, проживать множество чужих судеб, активно действовать в неожиданных обстоятельствах вымышленных сюжетов, сопереживать полюбившимся персонажам;

* радость от занятия искусством и потребность в таких занятиях.

Сила впечатления, получаемого детьми при слушании литературного произведения, зависит от уровня развития эстетического переживания и восприятия. Необходимое условие развития этих процессов – созревание анализаторов. Для успешного восприятия дошкольниками литературного произведения особое значение имеет созревание слухового анализатора (Н. С. Карпинская). Ритм, рифма, интонация способствуют пониманию детьми раннего и дошкольного возраста содержания художественного текста. Основное средство внешнего выражения эмоциональной стороны речи – интонация.

Совершенствование восприятия у старших дошкольников происходит по линии все большего осмысливания прослушанных сказок, рассказов, стихотворений, обогащения чувств. Важно развивать у детей эмоциональную отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений. В старшем дошкольном возрасте заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка. Улавливая ритмичность, музыкальность стихов, дети сравнивают их с песней. Старшие дошкольники способны различать более тонкие оттенки разнообразных интонаций, постепенный переход от одних интонаций к другим в связи с развертыванием сюжета и сменой настроений.

Одним из условий развития восприятия детьми литературных произведений становится сочетание художественного слова с другими видами искусства: изобразительным, музыкальным, театральным. Самая тесная связь возникает между речью, словом и музыкой.

Музыка, как и литература, стремится показать детям реальный мир в ярких выразительных образах. Музыка – это искусство интонации. Проникновение ребенка в музыкальный образ литературного героя только усилит процесс его воссоздания в воображении, поможет понять его переживания, осмыслить факты происходящего с ним события. «Музыка выступает как могучее средство не только познания, но и превращения любого логического факта в факт эмоционально-одухотворенный, поэтому волнующий и гораздо глубже входящий в сознание ребенка», писал Д. Б. Кабалевский. Именно эстетическое переживание содержания произведения искусства лежит в основе процесса восприятия, утверждал в своих работах Б. М. Теплова.

Организация восприятия детьми 6-7 лет литературных произведений в сочетании с музыкой требует соблюдения ряда условий.

1. Сотворческая деятельность воспитателей и музыкального рукоодителя должна происходить совместно.

2. Чтение педагогом литературных произведений должно быть выразительным, с соблюдением определением правил чтения.

3. Развивающая среда группы должна помогать ребенку погружаться в литературное произведение, содействовать его пониманию, осмыслению.

4. Необходимо осуществлять интеграцию разных видов искусства в литературном развитии ребенка- дошкольника.

В работе по восприятию детьми литературного произведения в сочетании с музыкой можно выделить несколько этапов.

1 этап. Подготовка к комплексному восприятию литературного и музыкального произведения (А. С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане» и музыки к одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова). Активизация процесса художественного восприятия через обогащение предметной среды группы и музыкального зала.

2 этап. Организация процесса восприятия детьми литературного произведения, его героев с использованием музыки.

3 этап. Подготовка к драматизации сказки.

4 этап. Создание условий для творческих игр на содержание сказки.

Основными задачами совместной деятельности взрослого и воспитанников являются:

* познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина, ее особенностями (многообразием образов, стихотворной формой и пр.) и музыкой оперы Н. А. Римского-Корсакова;

* учить детей понимать характер сказочных персонажей, их переживания, эмоциональные состояния, мотивы поступков, особенности взаимоотношений;

* познакомить детей с языковыми изобразительными средствами и средствами выразительности, используемыми в поэме и в опере.

В силу того что некоторые моменты содержания и языка трудны для понимания, чтение литературного текста и слушание отрывков оперы воспитателю и музыкальному руководителю необходимо комментировать, чередовать чтение с повествовательным рассказом, обсуждением ситуаций, описанных в произведении.

Лучше, если в процессе чтения будут участвовать два взрослых: воспитатель и музыкальный руководитель. Один читает вслух, а второй в качестве слушателя сочувствует в детском переживании звучащего литературного произведения, задавая детям эмоциональный ключ к восприятию конкретного произведения искусства и эталон уважительного отношения к искусству вообще (В. А. Левин)

Публикации по теме:

Использование образов животных в художественной литературе в работе с дошкольниками. «Использование образов животных в художественной литературе в работе с дошкольниками» Цель: развивать интерес у детей к образам представителей.

Презентация к Мастер-классу с педагогами «Развитие речи через воображение» Цель работы с дошкольниками: Обучить детей построению и использованию моделей для пересказа художественного произведения и для сочинения.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Консультация для воспитателей: Использование музыки при восприятии старшими дошкольниками литературных произведений.
Опубликовано: 2 января 2013 в 18:20
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Авторский сайт педагога как образовательный ресурс повышения качества обучения.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...