МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Особенности восприятия детьми с нарушением зрения величины предметов»

Ольга Маринина
Консультация для воспитателей «Особенности восприятия детьми с нарушением зрения величины предметов»

Консультация для воспитателей

«

Особенности восприятия детьми с нарушением зрения величины предметов».

Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием – важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей, которое вследствие патологии зрения нарушается. При нарушении зрительного восприятия нарушаются такие его свойства, как предметность, что часто приводит к схематизму зрительных образов; целостность (в результате нарушения этого свойства восприятие становится фрагментарным, что приводит к неполному и неточному отображению в сознании ребенка внешнего мира); контрастность, что вызывает затруднения в определении местоположения объекта и элементов, из которых он состоит; обобщенность, что снижает возможность вычленять в объекте существенные признаки, а внимание в связи с этим часто фиксируется на случайных элементах. Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет такое же большое значение, как и оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности. В процессе восприятия величины участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно – двигательный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины предметов. Ограниченные зрительные возможности качественно изменяют предметно – практическую деятельность, поскольку зрение не обеспечивает сенсорный компонент действий. В связи с этим нагрузка ложится на руку, которая совмещает исполнительские и сенсорные действия. Но как показывают исследования, рука ребенка с нарушением зрения не готова к выполнению этой роли, так как «ручной» контроль и саморегуляция движений снижены, что, безусловно, сказывается и на результативности восприятия величины предметов. Адекватное отражение действительности возможно только при взаимодействии зрения и осязания, детерминированного объективными условиями. Зрение и осязание фиксируют целый ряд одних и тех же физических, пространственных и временных характеристик: форму, величину, направление, телесность, покой, движение. Только при помощи зрения человек различает цвет, а при помощи осязания – сдавливаемость, вес, тепло, холод. Таким образом. Зрительное восприятие отражает восемь категорий признаков, а осязательное – одиннадцать. Осязание является необходимым компонентом человеческой деятельности, даже при сохранном зрении обеспечивает регулирующую и контролирующую функции над предметно – практическими действиями, поэтому очень важно раннее формирование зрительных сенсорных координаций. Имеет значение и интеллектуальное развитие ребенка. У детей со зрительными нарушениями отмечаются трудности в установлении смысловых связей между объектами, затруднения при классификации предметов, операциях анализа, сравнения, обобщения. Это свидетельствует об отставании в развитии мышления, недостаточности в развитии наглядно – образного уровней мыслительной деятельности, что определяет своеобразие конкретно – понятийного мышления. Развитие глазомера (важнейшей сенсорной способности) непосредственно связано с овладением способами сравнения предметов : наложения, приложения, измерения. Нарушения двигательных функций глаза: неустойчивость фиксации взора, нистагмовидные движения (дрожание глаз, нарушение прослеживающих функций и др. нарушения затрудняют глазомерную оценку пропорций, протяженности, расстояний. Необходимо применение специальных упражнений, направленных на развитие восприятия размеров, величинных отношений, оценки расстояний, направлений и др. Поэтому необходимо учитывать возрастные, индивидуальные и специфические особенности развития ребенка, а также первичный дефект, основной формой которого у детей дошкольного возраста является косоглазие и сопровождающая его дисбинокулярная амблиопия. На занятиях по формированию представлений о величине предметов должны применяться различные методические приемы: визуальное прослеживание линий разного размера, восприятие разномерных точек, объектов, глазомерная оценка величины линий, простых объектов и объектов сложной композиции, выявление пропорций, проведение измерений с помощью мерок, инструментов, «на глаз» и др. Все занятия по развитию представлений о величине должны организовываться таким образом, чтобы дошкольники систематически решали разнообразные практические задачи в процессе предметных действий.

Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности восприятия детьми с нарушением зрения величины предметов“» размещена в разделах

Публикации по теме:

«Зима. Деревья». Традиционное занятие по развитию зрительного восприятия с детьми с нарушением зрения (средняя группа) Тема: Зима; Деревья. Тип занятия: развитие восприятия пейзажного изображения. Цель: Формировать способы восприятия пейзажа. Задачи: 1. Закреплять.

Занятие по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения «Животный мир» (подготовительная группа) Программное содержание: 1. Закреплять знания детей о животных, среде обитания, строении; 2. Автоматизировать навыки полного и последовательного.

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения»Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения» Консультация для родителей "Игры для развития мелкой моторики рук и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения"I часть. Теоретическая.

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения «Гимнастика для глаз» Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой,.

Особенности работы с родителями детей с нарушением зрения Изучением особенностей развития детей с нарушение зрения занимается наука тифлопедагогика – отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы.

«Особенности восприятия мира у детей старшего дошкольного возраста. Развитие восприятия». Консультация для родителей Восприятие формируется на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: рисование, лепка, просмотр.

Проект «Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений» В настоящее время год от года увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Частота нарушений зрения в экономически развитых.

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зренияРазвитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения Общий вид игрового поля. Ребенку предлагается задание: "Назови домашних животных которых ты видишь. " Предлагаем ребенку помощь: "Найди.

Развитие зрительного восприятия в старшей группе детей с нарушением зрения Цель. Закреплять знание геометрических фигур, умение сравнивать предметы по количеству. Закреплять слуховое и зрительное восприятие. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Особенности восприятия детьми с нарушением зрения величины предметов»
Опубликовано: 14 сентября 2015 в 13:02
+49Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД