Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Растите детей чуткими»

Лидия Артемьева
Консультация для воспитателей «Растите детей чуткими»

Поговорим о воспитании эмпатии (сопереживания, сочувствия) и эмпатийном поведении детей. Сопереживание персонажам художественного произведения, особенно сказки, представляет собой комплекс чувств,в состав которого входят такие эмоции,как сострадание, осуждение, гнев, удивление. эти социально ценные эмоции должны ещё зародиться, проявиться, найти выход и привести к результату (помогающее поведение, содействие) в соответствующих условиях, которые может и должен создавать взрослый.

Публикация «Консультация для воспитателей „Растите детей чуткими“» размещена в разделах

Последовательно могут быть использованы такие формы: творческий кукольный спектакль, игра - беседа с персонажами, творческая ролевая игра по сюжету сказки.

Сближение детей с персонажами с помощью кукол, определённое предпочтение в ситуации свободного выбора и ролевое изображение самих персонажей детьми и взрослыми - вот те способы и приёмы, которые использует педагог для обучения детей глубокому пониманию нравственного смысла художественного произведения. Эффективность указанных приёмов обеспечивается при соблюдении педагогом некоторых условий работой над книгой, таких, как:

1) Подготовка детей к восприятию, как серьёзному и радостному событию;

2) Постепенность, последовательность перехода от одного предложенного этапа к другому;

3) Возврат к некоторым методическим приёмам для усиления воспитательного момента или коррекции нежелательных эмоциональных реакций: могут повторяться все указанные приёмы, особенно игры - контакты с персонажами;

4) Сближение сказки и её героев с жизнью и эмоциональным опытом ребёнка путём объединения в одной игре героев различных сказок и их активного "общения" с детьми, любимые герои в этом случае "помогают" осваивать новое, более сложное нравственное содержание других произведений;

5) Усиление сопереживания соответствующим героям и создание более глубокого проникновения в нравственное содержание произведения в результате повтора игр - драматизаций.

Однако воспитательная задача взрослого будет выполнена, если он сумеет создать такие условия, при которых эмпатийные симпатии, переживания и помогающее поведение могут быть перенесены ребёнком из связи "Я - персонаж" в сферу"Я другой человек". Для этого надо научить детей видеть эмоциональное состояние другого.

Этому способствуют:

- творческие сюжетные игры с повторами определённых сцен и с предложением какому - либо ребёнку играть в них сначала одну, а затем тут же - другую роль;

- рассматривание иллюстраций с изображением различных эмоциональных ситуаций с соответствующим обсуждением;

- проигрывание коротких сценок, нацеленных на проникновение "внутрь" эмоциональных ситуаций;

- участие детей в творческих кукольных спектаклях и драматизациях то в качестве исполнителей, то в качестве зрителей;

- создание определённых условий для развития у ребёнка способности обнаруживать в жизни, во взаимоотношениях со взрослыми и детьми ситуации, аналогичные литературным по своей нравственной сути;

- воспитание активного отношения к реальным ситуациям;

- учить жалеть, помогать, защищать и т. д. (здесь действенным может оказаться приём сближения и мгновенной смены ситуации - литературной и жизненной);

- обучение (косвенно, в ситуации игры) детей предпочтению соответствующего персонажа, которому они могут подражать в жизненных ситуациях, аналогичных литературным: различные контакты с персонажами, во время которых педагог опосредованно, через другие персонажи или других детей, одобряет или не одобряет выбор ребёнка;

- пример соответствующего выбора другими детьми для того ребёнка, у которого этот выбор оказался неправильным.

Представленные приёмы необходимо творчески осмыслять применительно к определённому этапу детского развития в конкретных условиях детского сада. Педагог должен научить каждого ребёнка умению видеть и понимать другого человека, и переживать с ним его чувства, умению действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого, ибо одно из самых важных направлений в личностно - ориентированном воспитании дошкольников - это "развивать. внутренние силы, благодаря которым человек не может не делать добра, т. е. учить сопереживать" (В,А,Сухомлинский)

Публикации по теме:

«Роль нетрадиционного рисования в развитии детей». Консультация для воспитателей«Роль нетрадиционного рисования в развитии детей». Консультация для воспитателей Шемякина Людмила Николаевна Воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ «Непоседа» г. Можайск «Роль нетрадиционного рисования.

Консультация для родителей «Если вы растите сына…» Консультация для родителей «Если вы растите сына…» Перед дневным сном дети любят слушать сказки и истории. При выборе художественной литературы.

Консультация для воспитателей «Знакомство детей с русской народной песней» Знакомство детей с русской народной песней. Одной из основных задач художественно- эстетического воспитания дошкольников является формирование.

Консультация для воспитателей «Как научить детей здороваться» Как обычно начинается утро ребенка (маленького ребенка -2-4 лет? Не всегда он просыпается в настроении, родители торопятся на работу, ребенок.

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной культуре и традициям» «Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности нет.

Консультация для воспитателей «Виды восприятия у детей 3–5 лет» Восприятие – сложный познавательный процесс, который развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Виды восприятия определяются.

Консультация для воспитателей «Показатели речевого развития детей с 3–4 лет» Уважаемые, коллеги, показателями речевого развития ребенка являются: фонетическая сторона речи, грамматический строй речи,лексическая сторона.

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности» Консультация для воспитателей «Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности» Микадзе Екатерина Приобщение ребенка к духовной.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Консультация для воспитателей «Выявление и обследование детей-логопатов» В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Растите детей чуткими»
Опубликовано: 15 ноября 2016 в 23:07
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД