ЛЯШКО ТАТЬЯНА
Консультация «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
2 слайд
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике связан с внедрением ФГОС и со «Стратегией повышения финансовой грамотности в РФ». Нынешним дошкольникам предстоит жить в 21веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Публикация «Консультация „Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
3 слайд
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Финансово-грамотный человек умеет правильно и рационально распределять свои финансовые ресурсы, ведет учет своих доходов и расходов;
Тратит меньше, чем зарабатывает, копит сбережения;
Рационально выбирает продукты и услуги;
Знает свои права;
Ориентируется в мире финансов.
4 слайд
И перед обществом встает вопрос, когда начинать и с чего начинать приобщение ребенка к экономической действительности.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, но пока еще на житейском уровне.
5, 6, 7, 8 слайд
Первый этап, организационный: создание творческой группы, повышение квалификации педагогов, подбор и разработка нормативно-правового и методического сопровождения работы по данному направлению,
пополнение ППРС, опрос и анкетирование родителей, мониторинг индивидуальных знаний и навыков детей по теме «Финансовая грамотность».
9 слайд
Второй этап – это внедрение программы финансовой грамотности в образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста. На первом этапе творческой группой детского сада была изученна парциальной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников» под редакцией, и на основании парциальной программы, была создана модифицированная программа общеразвивающей направленности «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
10 слайд
Какие же цели и задачи, мы преследуем, реализуя данную программу :
создание благоприятных условий для формирования финансовой грамотности,
формирование норм финансово-грамотного поведения,
подготовка к жизни в современном обществе.
11 слайд
Задачи:
- познакомить и обогатить словарный запас основными экономическими понятиями;
- развивать экономическое мышление дошкольников;
- воспитать бережное отношение и заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними,
- формировать правильное отношение к рекламе, умению разбираться в ней;
- научить принимать свои первые финансовые решения;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- формировать деловые качества личности.
Срок реализации программы 2 года. Примерный тематический план составлен для реализации детей старшей и подготовительной группы и содержит следующие тематические блоки.
12 слайд
Тематический план для детей старшей группы
1. В двух словах о деньгах, о налогах и банках -6 ч.
2. Богатство, бедность, жадность, щедрость - 6ч.
3. Бюджет, потребности, доходы и расходы - 5ч.
4. Труд, профессия, товар (услуга) - 5ч.
5. Магазины, ярмарки. Цена, стоимость - 8ч.
6. Реклама, спрос и предложение - 6 ч.
Тематический план для детей подготовительной группы
1. Без труда нет жизни на земле – 5ч.
2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны – 7ч.
3. Покупаем, продаем и обмениваем-11
4. Тратим разумно, сберегаем и экономим- 6ч.
5. Учимся занимать и отдавать долги – 4ч.
6. Учимся планировать- 4ч.
7. Богатство и бедность-5ч.
13, 14 слайд
Формы работы с детьми : сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, тематические беседы, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, создание проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, видеотека.
Изучение основ финансовой грамотности должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и детский сад передают ребенку первый социальный опыт.
Образовательный процесс проходит по схеме воспитатель-ребенок-родитель.
Слайд 15
Основные направления работы с родителями: информационное – стенды, памятки, досуговые – театрализованная деятельность, открытые занятия, аналитические – опрос, анкетирование, познавательные – мастер-классы, тренинги, консультации.
Слайд 16,17
Заключительный этап, анализ предполагаемого результата. При реализации программы по экономическому воспитанию дошкольников педагогом может проводиться оценка индивидуального развития детей (педагогический мониторинг, а также оценка изменения поведения детей путем проведения обсуждений и анкетирования родителей. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- педагогическая и психологическая диагностика личностных образовательных результатов детей (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- корректировка форм и методов организации образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.
Важно не только давать знания и навыки, но и понимание того, где можно применять аспекты финансовой грамотности в жизни.
Финансовая грамотность – это
благополучие и независимость в будущем!