Папки-передвижки

Консультация на тему «Развитие познавательно-поисковой активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»

Светлана Агафонова
Консультация на тему «Развитие познавательно-поисковой активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»

Консультация на тему : «Развитие познавательно-поисковой активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»

Прежде чем давать знания,

надо научить думать, воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Это черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребё нка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать – это путь в неизведанное. А самое главное научиться самовыражаться.

Публикация «Консультация на тему „Развитие познавательно-поисковой активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности“» размещена в разделах

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались.

В работах многих отечественных педагогов говорится о предоставлении дошкольникам возможности приобретать знания самостоятельно; о необходимости их включения в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования.

Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков, И. Д. Зверев, В. В. Запорожец, И. Я. Лернер, А. И. Савенков, Г. И. Щукина и др.) показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.

Психолог Поддьяков Н. Н. в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет экспериментирование, которое является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного возраста : “Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ”

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность детей принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется, что накладывает особую печать на все действия, входящие в поисковую деятельность, - они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробующий характер.

Создание условий для детского экспериментирования

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Должно быть разнообразное оборудование:

— различные емкости;

— шприцы, трубочки;

— увеличительные стекла, лупы;

— измерительные приборы;

— компас, бинокль;

— микроскоп;

— губка, пенопласт, поролон, и т. д.

Поисково – исследовательская деятельность — это интегрирующийся с другими вид деятельности.

Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.

При наблюдениях надо опираться на любознательность детей. Маленькие дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: "Что это?", то в четыре уже появились "Почему?", "Зачем?", а в пять- шесть лет очень важный для развития вопрос "Как это происходит?"

Исследователь Павлов И. П. считал наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия. Наблюдение - очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий.

Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В своей работе педагоги должны придавать большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры : "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Где, чей домик?" Такие игры помогают им в ознакомлении детей с явлениями природы.

Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Для более глубокого изучения темы «Вода», «Воздух», «Земля» можно изготовить мини-макеты «Подводный мир», «Космос» и «Арктика».

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием. Чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

У детей поддерживается интерес к экспериментам в том случае, если результат виден сразу или через непродолжительное время. Эксперименты с живой природой, как правило, в большинстве долгосрочные и требуют определенного терпения от дошкольников, в результате чего нередко интерес к такой деятельности угасает, цель экспериментирования забывается детьми. Поэтому для развития интереса к поисково-исследовательской деятельности надо использовать эксперименты и опыты с неживой природой, знакомство детей со свойствами воды, песка, земли, глины, воздуха, магнетическими свойствами некоторых предметов и т. п.

"Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей".

/В. А. Сухомлинский/

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Дошкольники по своей природе пытливые исследователи.

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования» По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «. в деятельности.

Развитие познавательной активности посредством опытно-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста А у нас в саду дела — эксперименты снова, Сам волшебник никогда не творил такого! То растопим снег и лед, то смешаем краски, Изменяем вкус.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Развитие исследовательской активности дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Туяа» ГО «Поселок Агинское» Методические рекомендации п. Агинское.

Игра как метод развития познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности «Игра как метод развития познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»Актуальность Сегодня.

Работа в рамках проекта на тему «Развитие познавательно — речевой активности детей средствами проектной деятельности»Работа в рамках проекта на тему «Развитие познавательно — речевой активности детей средствами проектной деятельности» В рамках данного проекта проводилась работа по следующим подпроектам. Работа в рамках проекта на тему: рассказывание из личного опыта «Новый.

Работа в рамках проекта на тему «Развитие познавательно — речевой активности детей средствами проектной деятельности»Работа в рамках проекта на тему «Развитие познавательно — речевой активности детей средствами проектной деятельности» Продолжение. Работа в рамках проекта на тему: рассказывание о своих родственниках по семейным фотографиям «Наша Армия» Срок : февраль Задачи:.

Развитие познавательно-исследовательской активности старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем Подготовила.

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация на тему «Развитие познавательно-поисковой активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»
Опубликовано: 5 декабря 2017 в 16:31
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД