Получи документы

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности

Тюрина Юлия Александровна
Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности

Тема по самообразованию на 2017–2018 учебный год

Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности»

Публикация «Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности» размещена в разделах

Цель самообразования: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности; создать оптимальные условия для развития познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

2. Изучение методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

3. Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;

5. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

6. Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

7. Развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.

Актуальность:

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выгодский.

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач. Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития.

Способность создавать продукт, доводить начатое дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным звеном в развитии учебной самостоятельности.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму».

Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких

И больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему».

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс; развитие собственного познавательного опыта.

Практический выход: доклад на педсовете, презентация проектов, картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет, публикации в социальных сетях для педагогов.

План работы на год

Сроки Содержание работы Практические выходы

Подбор и изучение методической литературы

Сентябрь 1. Дыбина О. В.

Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

2. Нищева Н. В. Опытно- экспериментальная деятельность в ДОУ. СПб, ООО «Издательство»

«Детство-Пресс», 2013

3. Н и щ е в а Н. В. Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры.

С П б, О О О

"Издательство Детство-Пресс», 2013

4. Нищева Н. В. Проектный метод в организации познавательно- исследовательской деятельности в детском саду. СПб, ООО "Издательство Детство-Пресс», 2013

5. Бондаренко Т. М. экологические занятия для детей 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Т. Ц. Учитель. Воронеж, 2002

6. Ковинько Л. В. «Секреты природы – это интересно!», Линка-Пресс, М. 2004

7. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста. Методическое пособие. СПб, Издательство

«Детство-Пресс», 2013

8. Детские учебно- развлекательные журналы «Маленькие академики», 2015-2016 г

9. Научно-практические журналы «Дошкольная педагогика» 2006-2016 г

10. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес». Опыты и эксперименты для детей от3 до 7 лет, СПБ. Издательство

«Речь», 2006 Изучение методики,

технологии по познавательно- исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта

Работа с детьми

Сентябрь Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие» Выявление у детей

уровня овладения необходимых навыков и умений по разделу экспериментирования.

Проект «Кока-Кола – польза или вред?»

Презентация детского

исследовательского проекта «Кока-Кола – польза или вред?»; фотоальбом с результатами опытно - экспериментальной деятельности по проекту.

Октябрь НОД «Путешествие в страну здорового питания» Обобщение и закрепление представлений детей о здоровье, здоровом питании, витаминах и полезных продуктах.

Ноябрь Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Повышение

познавательной активности детей, интереса к предметам окружающего мира

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Развитие

исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем

Декабрь Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно - бытовых ситуациях, в

исследовательской деятельности. Закрепление знаний

детей о свойствах воды. Формирование у детей потребности к сохранению воды

Познавательное занятие

«Льдинка и снежинка» Путём практического исследования (рассматривание снежинок и льдинок через лупу, изготовление и цветных льдинок) побуждать детей делать выводы.

Умение называть сходства и различия снега и льда, делать выводы и умозаключения

Январь Интегрированное занятие

«Незнайка и мороженное»

НОД «Царство льда и снега» Расширение знаний

детей о мороженом, оформление выставки поделок детей, размещение информации о проделанной работе на сайте детского сада.

Февраль НОД «Природные ископаемые»,

«Кладовые земли», Рисование «Волшебный песок», лепка «Глиняная посуда» Формировать представление о камнях, учить выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы. Создать коллекцию камней.

Март Игра-путешествие в страну «Витаминия» Формирование представлений детей о здоровье, как одном из главных ценностей человеческой жизни, закрепление знаний детей о пользе витаминов, оформление «Витаминного» уголка в группе

Апрель Эксперименты с камнями

Сформировать представление детей о некоторых

свойствах камней.

Май Познавательный проект «Чудо пуговка» Обобщение знаний детей о пуговицах в процессе познавательно- исследовательской деятельности, выставка поделок детей из

пуговиц

Работа с родителями

Сентябрь Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по познавательному развитию Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания по познавательному

развитию

Октябрь Практикум для родителей «Экспериментируем дома» Практическое задание

Ноябрь Изготовление пособий для

проведения опытов с воздухом и водой. Набор пособий для

опытов с воздухом и водой.

Декабрь Участие родителей в оформлении прогулочной площадки «Снежный городок» Участие в конкурсе

Январь Родительское собрание «Приобщение детей к опытно-экспериментальной деятельности» Протокол родительского собрания

Февраль Консультация для родителей

«Техника безопасности при проведении опытов на кухне» Информационный лист

«Правила безопасности при проведении опытов на кухне»

Март Привлечение родителей к организации и оформлению уголка маленького исследователя. Оформление уголка маленького исследователя

Апрель Распечатка фотографий с экспериментальной деятельности для оформления альбома Фотоальбом «Юные исследователи»

Самореализация

Сентябрь Определение тематики, подбор литературы в печати, интернете. Разработка плана работы по самообразованию

Октябрь Подбор и изучение методической литературы, изучение интернет ресурсов, посещение вебинаров, семинаров по теме, создание картотеки опытов и экспериментов. Картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет

Ноябрь Серия консультаций для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в

домашних условиях»; «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»; «Ребенок – исследователь в детском саду». Папка-передвижка

«Эксперименты на кухне»

Декабрь Пополнение предметно развивающей среды Обновление уголка маленького исследователя

Январь-Февраль Размещение своих разработок на педагогических сайтах и участие в интернет конкурсах педагогического мастерства Сертификаты

Март Методическая разработка

«Значение поисково - исследовательской деятельности в развитии ребенка». Выступление на семинаре. Публикация в социальной сети для педагогов

Май Отчет о проделанной работе по

теме самообразования с подготовкой презентации Выступление на педсовете

Публикации по теме:

«Развитие у детей познавательного интереса к окружающему миру в процессе экспериментирования»«Развитие у детей познавательного интереса к окружающему миру в процессе экспериментирования» Коментарии к презентации «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ» СЛАЙД 1 Современные.

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельностиФормирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Китайская пословица Одним из эффективных методов познания.

Фотоотчёт о семинаре «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»Фотоотчёт о семинаре «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» В рамках реализации Международной программы "Эко-школа/Зелёный флаг" в детском саду прошёл теоретико-практический семинар "Развитие познавательного.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии интереса к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников» С младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется.

Развитие исследовательской активности дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Туяа» ГО «Поселок Агинское» Методические рекомендации п. Агинское.

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментированияРазвитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования Презентация[/b] Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования. [/b] Подготовительная группа. [/b].

Развитие познавательного интереса воспитанников ДОУ в процессе исследовательской деятельности I. Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя МБДОУ «Верхоянский детский сад №2», г. Верхоянска,.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности МАТЕРИАЛЫ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской.

Развитие у логопедических детей познавательного интереса, действий посредством проведения исследовательской деятельности Все ли дети старшего возраста во время проведения исследовательской, какой- либо другой деятельности инициативны (постоянно, мотивированы,.

Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности Сообщение из опыта работы на тему «Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности
Опубликовано: 15 октября 2017 в 11:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД