Папки-передвижки

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности (1 фото)

Инюшкина Надежда Федоровна
Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности

«Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

Китайская пословица

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи, оказывает положительного влияния на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, психических процессов — обогащение памяти, активизация мышления.

Публикация «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности» размещена в разделах

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Они постоянно, что-то смешивают, пересыпают, рассматривают. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя.

Основными развивающими функциями экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте являются:

• развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)

• освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родо-видовых (классификационных, пространственных и временных отношений;

• перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);

• развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

• расширение кругозора детей: освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений.

В экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности используется следующая методика:

• вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы

• схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);

• вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;

• метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;

• метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.

Огромное значение в познавательном развитии имеет проектная деятельность, т. к. она охватывает все образовательные области.

Для организации места проведения инновационного обучения требуется подобрать соответствующую мебель и материалы для занятий. Также требуются дидактические материалы в виде схем, иллюстраций, оборудования для опытов. Необходимо помнить, что оборудование и материалы должны постоянно обновляться, что будет вызывать у детей интерес к процессу обучения. Для каждого занятия необходимо готовить новую тематическую экспозицию, поэтому потребуется позаботиться о подходящем демонстрационном оборудовании и методических материалах. Каждый раз основу экспозиции должны составлять образцы изучаемых предметов: дерева, воды, магнитов, минеральных камней, растений и т. п.

Для обустройства уголка для экспериментальных работ потребуются:

Емкости и банки, в которых будут храниться изучаемые образцы, и будут проводиться простейшие опыты. Эти емкости должны быть изготовлены из прочных, не бьющихся материалов. Можно использовать пластик, металл, дерево. При изучении во время занятий стекла, все изделия из него должны демонстрироваться и изучаться только в присутствии воспитателя.

Подбор коллекций материалов различного происхождения. Это могут быть минералы, грунты, пески, речной гравий, морские и речные ракушки, крупы, коллекции гербариев из листьев и соцветий.

Бумага различных типов, ткани разной фактуры, фольга и другие материалы.

Набор из магнитов различного размера и походящие предметы из металла.

Настольные лампы, свечи, лампочки, фонарики и другие осветительные приборы и источники освещения.

Набор луп, количество которых должно соответствовать количеству детей во время занятий, микроскоп или бинокль.

Краски, созданные на основе безопасных для детей природных компонентов.

Набор пипеток, одноразовых шприцов без игл, не ртутных термометров.

Надувные шарики, специальные ленты из папиросной бумаги, которые помогут определять направление ветра во время занятий.

Фартуки, салфетки, косынки, клеенчатые скатерти, полотенца, которые потребуются детям во время проведения опытов и практических занятий.

Методическая литература, в которой подробно описывается последовательность проведения физических и химических опытов для детей дошкольного возраста.

Специальные простейшие измерительные устройства времени типа песочных часов, календарей, работающих от солнечной батареи.

Устройства для взвешивания механические или электронные, оборудованные специальными весовыми эквивалентами.

Безопасные зеркала в пластиковых или прорезиненных рамах.

Организация экспериментальной деятельности детей

в подготовительной группе по теме «Вода вокруг нас».

В качестве тем занятий для экспериментального обучения в подготовительной группе могут использоваться различные предметы и явления из окружающего мира. Воспитатель просто должен их подбирать таким образом, чтобы в ходе экспериментального изучения таких предметов у ребенка создавалась стройная логическая система представлений об окружающем его мире.

Находить темы для изучения на экспериментаторских занятиях очень легко. Дети ко всему проявляют живой интерес в этом возрасте. Самое главное для педагога – это создать стройную структуру занятий, после которых у детей складывалась системное восприятие полученной информации.

Тема познавательно-исследовательской деятельности - «Вода вокруг нас» мной была выбрана не случайно, я часто замечала, как дети неэкономно использую воду в группе. Объяснения не приносили того результата, которого хотелось бы добиться.

Цель проекта: формирование представлений у детей о водных ресурсах страны, их значение для всего живого и необходимости водосбережения.

Для придания этому процессу системного характера были организованы специальные занятия. Это помогало детям быстрее осваивать научные знания о природном объекте, расширять свою базу представлений о нем, знакомится с историческими фактами. Такая мотивация познавательной деятельности быстрее воздействовала на закрепление навыков самостоятельного изучения окружающей действительности. Непосредственно образовательная деятельность была организована по темам:

«Круговорот воды в природе»;

«Откуда в наш дом пришла вода»;

«Водные ресурсы России»;

«Бургузинский заповедник (1916)»

Были использованы пособия Н. А. Рыжовой, С. Н. Николаевой, О. В. Дыбиной и др.

Занятия по экспериментальной деятельности детей сегодня стали одной из важнейших составляющих образовательного процесса в дошкольном детском учреждении. Упор на экспериментальную образовательную деятельность воспитанников подготовительных групп позволяет лучше подготовить их к дальнейшему обучению в школе, дает возможность привить малышам любовь к исследованию и познанию нового, помогает выработать первичные навыки изучения новых предметов и объектов.

Достижение поставленных целей напрямую зависит от степени эффективности взаимодействия ребенка с педагогом.

Опытно-исследовательская деятельность была направлена на изучение как явных так и скрытых свойств воды. Это: «Три состояния воды», «Превращение воды в пар», «Свойства льда», «Свойства снега», «Сила воды», «Как фильтровать воду», «Водосбережение».

Особенностью таких экспериментаторских занятий является то, что педагог выступает не как субъект, диктующий ребенку ту или иную оценку изучаемого предмета, а как равный партнер, который также познает исследуемое явление или предмет.

Дети в данном возрасте еще не в состоянии самостоятельно ставить такие задачи и структурировать свою познавательную деятельность. Поэтому помощь воспитателя, который с позиции равного будет им подсказывать нужное направление экспериментального исследования, необходима.

Каждое такое экспериментальное занятие педагог должен тщательно планировать, выделяя задачи и цели развивающих экспериментальных занятий.

В ходе проведения занятий воспитатель должен стремиться обучить детей самостоятельно усваивать материалы и делать собственные логические выводы в ходе эксперимента. В ходе проведения простейших опытов дети на практике должны постигать причинность явления и событий.

В качестве развивающих занятий по экспериментированию проводились занятия по рисованию, аппликации и модельно конструктивной деятельности.

Дети с большой охотой занимаются конструированием, используя для этого самые разнообразные материалы. Тактильные ощущения и мелкая моторика позволяют расширять логическое, эмоциональное и функциональное восприятие окружающего мира, позволяют приобретать необходимые навыки коммуникации, что особенно важно для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Были организованы выставки репродукций картин известных художников, иллюстраций книг и серия бесед по ним, благодаря которым дети познавали культурное наследие страны, а также, в ходе таких занятий, прививались морально-эмоциональные ценности, которые выражаются в уважительном отношении детей к людям, занимающимся тем или иным видом трудовой деятельности.

Игровая деятельность создавала положительный эмоциональный настрой и поддерживала интерес к данной теме.

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности

Кроме развития логических способностей и увеличения базовых фундаментальных знаний во время таких занятий уделялось внимание нравственному воспитанию детей (природу нужно беречь и охранять).

Благодаря этому проекту, на заключительном этапе было отмечено, что дети владеют элементарными научными знаниями круговорота воды в природе, изменениями состояния воды, познакомились с водными ресурсами края, не только сами стали экономнее расходовать воду, но и пытались контролировать других людей.

Список литературы.

1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

2. Н. А. Рыжова «Маленький исследователь в детском саду»

3. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

4. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. Учеб. пособ. — / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.

5. Сивкова, Н. И. Влияние инноваций на формирование мотиваций обучения. / Н. И. Сивкова. – М. : Народное образование, 2010. – 130 с.

6. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.

7. Соболева О. Л. «Большая энциклопедия дошкольника», 2010 г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельностиРазвитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности подготовил воспитатель первой квалификационной категории Абдулганеева Татьяна Владимировна. Работая с детьми продолжительное время, я.

Формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности у детей дошкольного возраста Процесс формирования физической культуры личности ребенка дошкольного возраста, является неотъемлемой частью педагогической деятельности.

Формирование интереса к самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР План: 1. Развитие у детей художественной самостоятельности и элементов творчества в рисовании. 2. Особенности развития сюжетного рисования.

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому,.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой Презентация опыта работы «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельностиРазвитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности азвитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности. «Люди, научившиеся.

Использование мультфильмов в развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста в образовательном процессе Статья из сборника материалов III Международной тнаучно — практической конференции (Абакан, 20 ноября 2015 г) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ.

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе коллекционирования Наряду с направлением изучения познавательных интересов и познавательной активности в психолого-педагогической литературе можно выделить.

Творческий отчет «Формирование познавательного интереса посредством экпериментальной деятельности» «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности» Целью своей работы я наметила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности
Опубликовано: 10 февраля 2017 в 21:51
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД