Лучший педагог года

Творческий отчет «Формирование познавательного интереса посредством экпериментальной деятельности»

Сания Трифонова
Творческий отчет «Формирование познавательного интереса посредством экпериментальной деятельности»

«Формирование познавательного интереса у детей

дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности»

Целью своей работы я наметила - создание условий для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Развивать у детей познавательные способности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Публикация «Творческий отчет „Формирование познавательного интереса посредством экпериментальной деятельности“» размещена в разделах

2. Формировать знания о предметах и явлениях окружающего мира.

3. Формировать у детей правилабезопасного проведениянаблюдений и опытов.

4. Включать родителей в процесс развития познавательного интереса детей через наблюдения и опыты.

Предполагаемый результат:

1. Ребенок способен устанавливать связи между предметами и явлениями, делать обобщения, выводы, используя разные способы обследования предметов, включая опыты.

2. Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет качества, свойства.

3. Соблюдает правила безопасности при проведении опытов и наблюдений.

4. Родители активные участники, проводимых мероприятий.

Формы работы :

1. Организованная совместная деятельность воспитателя и детей (опыты, познавательные игры, беседы, наблюдения)

2. Самостоятельная деятельность детей в специально организованных условиях.

3. Организованная совместная деятельность родителя и ребенка.

4. Организованная совместная деятельность воспитателя, детей и родителей.

5. Наблюдения на прогулке за объектами живойи неживой природы.

6. Познавательные игры.

Актуальность.

Экспериментальная деятельностьвызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, способствует воспитаниюу него внутренней потребности в знаниях, что является важным критерием в подготовке ребенка к школе. И экспериментальная деятельность как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Таким образом, в дошкольном возрасте экспериментальная деятельность (опыты, наблюдения) являются ведущими, а в первые три года – практически единственными способами познания мира.

Методическая литература:

«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов вдетском саду» А. И. Ивановой, где рассматриваются детское экспериментирование, как метод обучения; характеристика понятийного ряда: опыт, эксперимент, детское экспериментирование; связь экспериментирования с другими видами деятельности; соблюдение правил безопасности при детском экспериментировании.

«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Л. Н. Прохоровойв ней представлены практические материалы по экспериментальной деятельности дошкольников, система методической работы, диагностика уровня детей по экспериментированию, советы психолога, конспекты занятий.

«Перспективное планированиенаблюдений на прогулках в детском саду»О. Н. Гавриловой в ней представлен дифференцированный по возрастным группам тематический план наблюдений за изменениями, происходящими в природе в течение года, взаимосвязь живой и неживой природы. «Экологические проекты в детском саду» О. А. Масленниковой, А. А. Филиппенко.

«Методика детского экспериментирования» Л. В. Рыжовой, в ней представлены педагогические технологии исследовательской и экспериментальной деятельности детей среднего и старшего возраста, игры, конспекты занятий.

«Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ» составитель Н. В. Нищеева – это сборник занятий разных возрастных групп.

«Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» Н. В. Веракса, О. Р. Галимов – методические рекомендации, занятия для разных возрастных групп.

Методические журналы: «Дошкольное воспитание», Детский сад», Обруч»

Совместными усилиями родителей и воспитателей группы оборудовали «Уголок экспериментирования», в нем размещены необходимое оборудование и материал для опытов; природный материал: песок, шишки, камни, различные крупы, мука;кусочки дерева; бросовый материал: пластиковые бутылочки, баночки, одноразовая посуда, кусочки ткани, различная бумага, коробочки от киндер- сюрпризов, гуашь. Подобрала и изготовила дидактические игры. Составила перспективные планы по опытам для детей младшего, среднего и старшего возраста». Наметила работу с родителями по данной теме (консультации, картотеки опытов,.)

На прогулке начиная с раннего возраста, провожу наблюдения за объектами и явлениями в живой и неживой природе. Что ощущаешь, когда обращаешь лицо к солнцу? Где тает снег быстрее на солнечной стороне или в тени? Почему некоторые предметы на улице холодные, а другие теплые? Зачем укрывать снегом деревья и кустарники?

В младшей группе мы проводили опыты с водой, снегом, льдом, песком, бумагой, глиной и тканью (апрель и май). Например, цикл опытов с водой по ознакомлению со свойствами и качествами воды: «Налей- вылей», «Прятки, найди киндер- игрушку», «Разноцветная водичка», «Заморозим», «Разогреем».

В этом возрасте я ставлю цель опыта, предлагаю детям план его проведения, и вместе с детьми осуществляю необходимые действия и делаю с ними вывод. Постепенно привлекаю детей к прогнозированию результатов своих действий, в выборе метода воздействия на объект с целью его преобразования. «Из чего лучше сделать кораблик?», «Можно ли спрятать игрушку в воде?»

Формированию познавательного интереса способствуют игры. В игре «Что светит на небе днем, а что ночью?» дети закрепляют знания о последовательности частей суток по объектам неживой природы. В течение дня обращаю внимание детей на виды деятельности, которыми они заняты и их связи с частями суток, отсюда произошла игра «Утро, вечер, день, ночь- сутки прочь!». «Что из чего сделано?»- набор предметных картинок из дерева, стекла, глины, резины. Дети определяют качества предметов, классифицируют по заданным признакам. В игре «Кому нужна вода?», «Где водичка?» дети уточняют представления о необходимости воды для всего живого, расширяют знания о местонахождении воды в природе и в быту. «Убери лишнее» - набор предметных картинок с объектами живой и неживой природы, в этой игре дети классифицируют по заданным признакам, закрепляют знания о живой и неживой природе. «Дождь или снег?», определение осадков в разное время года. Игра по типу «Чудесный мешочек», в емкости с песком спрятан предмет, развивает сенсорные

Родители по рекомендации проводили несложные опыты дома.

Консультация для родителей «Наблюдение в живой и неживой природе» позволяет организовать совместнуюэкспериментальную деятельность на прогулках. В консультации на тему «В большой мир маленькими шагами», «Игры с водой и песком» знакомлю с принципами построения общения с детьми в процессе исследовательской деятельности. Родителям предложилакартотеку опытов для экспериментальной деятельности дома, провела индивидуальную работу. Все это способствовало проявлению интересародителей и становлению их активными участниками в исследовательской деятельности.

Для воспитателей младших групп подготовила консультацию «Планирование работы с детьми второй младшей группы по проведению опытов»

Для оценки эффективности системы работы было проведено педагогическое наблюдение.

По методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности» (устойчивость познавательного интереса) и «Маленький исследователь» (осознанность интереса) + метод наблюдения за детьми во время проведения опыта (активность интереса). Цель: выявить результаты по определению уровня сформированности познавательного интереса у младших дошкольников и сделать выводы об эффективности разработанной системы работы

Для определения уровня сформированности познавательного интереса у дошкольников использовались: экспериментальные ситуации, наблюдение.

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельностиРазвитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности подготовил воспитатель первой квалификационной категории Абдулганеева Татьяна Владимировна. Работая с детьми продолжительное время, я.

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому,.

Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с комнатными растениями Методическое пособие посвящено проблеме формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления.

Отчет по самообразованию «Формирование речи детей посредством игровой деятельности во второй группе раннего развития» В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества- речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает.

Формирование познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр План саморазвития Тема : «Формирование познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста, посредством дидактических.

Формирование интереса у дошкольников к восприятия художественной литературы посредством разнообразных форм работы Формирование интереса у дошкольников к восприятию художественной литературы посредством разнообразных форм работы. Слайд.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Развитие познавательного интереса детей посредством исследовательской деятельности Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные.

Развитие познавательного интереса дошкольников посредством развивающих игр Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются требования и подходы.

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе коллекционирования Наряду с направлением изучения познавательных интересов и познавательной активности в психолого-педагогической литературе можно выделить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий отчет «Формирование познавательного интереса посредством экпериментальной деятельности»
Опубликовано: 22 января 2017 в 13:03
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД