Консультация «Обучение русскому языку детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора русского народа»

Анчымаа Тактарова
Консультация «Обучение русскому языку детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора русского народа»

Предлагаю коллегам методику достижения эффективного обучения русскому языку детей старшей группы средствами использования малых форм фольклора русского народа, которую я использую в своей работе.

В своей работе пронаблюдала такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек,загадок. Воспитатели редко используют эти формы на занятиях обучения русскому языку. В некоторых детских садах обучение сводится к подготовке к школе, к усвоению грамоты.

В настоящее время появилось достаточно большое количество различных парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе. Среди них хочется выделить программу "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" под редакцией О. Л. Князева, М. Д. Маханева.

Но в этой программе также не существует разработанного конкретного содержания методики обучения русскому языку средствами малых форм фольклора, нет определения и качественных характеристик уровней обучения русскому языку по данному направлению.

Как следствие, воспитатели вынуждены искать отдельные способы обучения русскому языку, посредством малых форм фольклора. Решение данной проблемы составляет цель работы:выявить оптимальные условия обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

В своей работе придерживалась методики А. М. Бородич. Прежде всего подобрала нужное количество скороговорок на длительный срок, распределив их по трудности. Автор рекомендует заучивать одну-две скороговорки в месяц-это восемь-пятьнадцать на учебный год.

Новую скороговорку произносили наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающие звуки. Читаю её несколько раз,

негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями, прежде поставив перед детьми задачу: послушать и посмотреть внимательно, как произноситься скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить её очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают её.При повторении скороговорки детей периодически вызывала к столу, чтобы остальные видели их артикуляцию, мимику.

Еще в своей работе учила детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребенка, используя наглядность прямого и переносного значения, художественную литературу, выход в практическую деятельность (обыгрывание пословиц).

Чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, надо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Например: "У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?

Потешки помогают и при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности. Например: я в своей работе причесывая девочек и заплетая косы, чтобы вызвать радостное настроение, сопровождала этот процесс словами потешки.

Публикации по теме:

План работы с родителями по теме «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора» План работы с родителями по теме: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА» Дата Тема Форма.

Тематический план Знакомство детей с родным краем старшая разновозрастная группа детского сада Региональный компонент Приоритетным направлением деятельности детского сада является социально-личностное направление. В нашем современном обществе важной проблемой.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Консультация «Обучение русскому языку детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора русского народа»
Опубликовано: 10 февраля 2014 в 18:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мой Рефтинский.
У М. Матусовского есть прекрасные строки: "С чего начинается Родина. "! Родина - у каждого своя. И, начинается она с, однажды, пережитых прекрасных...
Мастер-класс «Мишка» кармашек для всяких разностей из бросового материала.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию еще один небольшой мастер -класс по изготовлению небольшого кармашка , который называется " Мишка" сразу скажу...
«Развитие творческой инициативы дошкольников»
Поддержка и развитие детской инициативы - это важнейшая часть педагогической работы, от которой зависит успешное развитие ребенка, в соответствии с...
Оформление участка «Лебединое озеро»
"Лебединое озеро" Повелось так с самой древности: Эти птицы – символ верности. В отражение свое глядя, Вот скользят по водной глади, Восхищая всех людей,...
Оформление участка своими руками
Я немного увлеклась изготовлением поделок из бутылок. Это настоящее творчество которое можно использовать при оформлении не только дачи , но и участка в...