Папки-передвижки

Консультация «Организация наблюдений и опытов с детьми младшего дошкольного возраста на учебно-опытном участке»

эльвира сулейманова
Консультация «Организация наблюдений и опытов с детьми младшего дошкольного возраста на учебно-опытном участке»

Консультация по теме «Организация наблюдений и опытов с детьми

младшего дошкольного возраста на учебно-опытном участке»

Создание на учебно-опытном участке детского садаогорода и цветника имеет большое воспитательное значение. В опытно-исследовательской деятельности младшие дошкольники знакомятся с многообразием растительного мира, узнают об особенностях роста и развития растений огорода и цветника, учатся ухаживать за ними, выполнять элементарные трудовые поручения вместе с воспитателем, правильно экологически безопасно взаимодействовать с природой, отражают полученные впечатления в собственной художественно-творческой деятельности.

Публикация «Консультация „Организация наблюдений и опытов с детьми младшего дошкольного возраста на учебно-опытном участке“» размещена в разделах

С детьми 3-4 лет целенаправленные наблюдения за растениями учебно-опытного участка проводятся 1-2 раза в неделю. Основная цель наблюдений – привлечь внимание детей к растениям, вызвать интерес к ним, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Задачи:

1. Обогащать представления детей о растениях, произрастающих на учебно-опытном участке.

2. Продолжать формировать представление об общих существенных признаках растений: имеют корень, стебель, листья, цветы, семена.

3. Дать представление о различных характеристиках растений на основе ярких существенных признаков.

4. Формировать обобщающие понятия: овощи, ягоды, зелёные культуры, цветы и т. д.

5. Продолжать формировать представления о потребностях растения: влага, тепло, свет.

6. Закреплять представления о состоянии растения и его потребностях в определенных условиях и уходе.

7. Продолжать формировать представление о конкретных трудовых действиях, направленных на удовлетворение потребностей растений: цель - удовлетворение потребностей растения; предмет – растение с признаками определенных потребностей; инструменты; трудовые операции и их последовательность; результат – растение в хорошем состоянии.

8. Дать знания и представления о растениях учебно-опытного участка в различные сезоны.

9. Развивать речь детей за счет введения в активный словарь слов – названий растений учебно-опытного участка.

10. Формировать познавательный интерес и развивать познавательные способности в процессе изучения особенностей роста растений учебно-опытного участка.

11. Воспитывать гуманно-деятельное отношение к миру природы.

12. Способствовать развитию эстетического восприятия мира природы.

Рекомендации по организации опытов и наблюдений с детьми 3-4 лет на учебно-опытном участке

С детьми 3-4 лет проводятся кратковременные, но часто повторяемые наблюдения. Наблюдение и трудовую деятельность лучше проводить небольшими подгруппами, по 3-4 человека.

Педагог определяет для наблюдений в течение всего летне-осеннего периода 3-4 огородные культуры. Необходимо учесть сменяемость детского коллектива в летний период и наметить наблюдение за ростом культур, которые имеют быстрый темп роста и созревания. Для сравнения качественных характеристик определяют 2 растения с яркими характерными признаками, отличающими одно растение от другого. Например: колокольчик и ромашка, бобы и горох. Детей знакомят с основными явлениями в жизни растений: вырастают из семян, цветут, дают плоды (овощи). Ухаживая и наблюдая за растениями, дети постепенно приобретают знания о внешнем виде растений.

Деятельность воспитанников следует организовать таким образом, чтобы одна часть детей группы вела целенаправленное наблюдение за цветочными культурами, а другая, например, за овощными. Таким образом, дети будут иметь возможность сообщать новую полученную информацию друг другу. Это будет их мотивировать на дальнейшую познавательную деятельность, развивать желание узнавать новое.

Учитывая большую эмоциональность и двигательную активность малышей, очень важно связывать наблюдения с радостными переживаниями и действиями. Для этого в процессе наблюдений используются различные приемы: игровые, практические поручения (найди, покажи, понюхай, потрогай, найди такой же и т. п., словесные (вопросы, пояснение, художественное слово и др.).

В процессе наблюдений важно использовать исследовательские действия детей с включением различных анализаторов. Все результаты наблюдений оформляются в дневники наблюдений. Способы фиксации увиденного могут быть различными: детские зарисовки, фотографии и т. д.

Выбор растений для наблюдений

С детьми второй младшей группы для практической деятельности на учебно-опытническом участке можно использовать следующие культуры:

- Цветочные многолетние: ромашка.

- Цветочные луковичные: лилия садовая.

- Цветочные однолетние: бархатцы, астра.

- Овощные корнеплоды: картофель, редис, морковь, свекла.

- Овощные: огурцы, помидоры, горох, бобы, лук - севок.

- Овощные зелё ные культуры: щавель, ревень, петрушка, укроп.

- Ягодные: клубника, смородина.

При выборе растений для огорода следует учитывать возрастные особенности детей 3-4 лет. На грядах малышей целесообразно посадить лук, посеять горох, бобы или фасоль, редис. В течение зимы дети несколько раз сажают лук в ящики («Огород на окне», поэтому приемы посадки и ухода им знакомы. Выращивание лука на огороде расширит знания детей: они узнают, что лук можно выращивать не только в ящиках, но и на грядках.

Семена гороха, бобов крупные, поэтому каждый ребенок под руководством воспитателя может посеять и заделать эти семена. Кроме того, бобы и горох менее требовательны в отношении ухода, чем другие культуры, и в тоже время интересны и доступны для наблюдения детям младших групп.

Новым и более сложным является посев семян редиса, но при правильной организации работы дети хорошо справляются посевом этих мелких семян.

Рекомендуемые наблюдения с детьми 3-4 лет

на учебно-опытническом участке

тема

наблюдение

задачи

примечания

Бобы и горох Рассматривание семян (бобов или гороха) Формировать представление о семенах их значении в жизни растений. Продолжать учить использовать обследовательские действия в процессе наблюдения, называть признаки Рассматривание, зарисовка семян

Наблюдение за набуханием и прорастанием семян (бобов или гороха) Закрепить представление о значении семян: из семени появляется растение

Дать представление о прорастании семян: набухают, появляется росток Замачивание семян на 1 сутки, высевание в грунт.

Наблюдение за всходами (бобов или гороха) Закрепить знания о прорастании семян.

Формировать представление о потребностях для полноценного роста растения и способах их удовлетворения. Зарисовка в дневнике наблюдений

Наблюдение за ростом бобов и гороха Закреплять представление о росте растения, его потребностях. Формировать познавательный интерес в процессе наблюдений за изменениями в росте растения.

Зарисовка в дневнике наблюдений

Редис Наблюдение за посевом редиса (репы, брюквы) в грунт Познакомить с семенами редиса (брюквы). Продолжать формировать представление о семенах и их роли в жизни растений. Формировать желание оказывать посильную помощь в посадке семян: прикрыть землей, полить. Посильная помощь, зарисовка в дневниках наблюдений.

Наблюдение за ростом редиса (репы, брюквы) Учить замечать изменения, происходящие во внешнем виде растения в процессе его роста. Продолжать формировать представление о потребностях растений. Наблюдение за одним видом корнеплодов.

Сбор редиса (репы, брюквы) и наблюдение корнеплодов Познакомить с характерными признаками редиса: корнеплод, ботва.

Активизировать употребление слов, определяющих признаки овоща: круглый, красный, твердый и т. д. Сбор урожая одного вида растений.

Сравнение корнеплодов редиса и репы (брюква, редька) Учить сравнивать с помощью исследовательских действий. Уточнить характерные признаки редиса и репы. Расширить знания о корнеплодах. Для сравнения выбрать два вида растений с яркими признаками.

Картофель Появление побегов (глазков) на клубнях Формировать первоначальные представление о клубнях и особенностях прорастания картофеля. Рассматривание, обследовательские действия, беседа

Наблюдение за посадкой в грунт, оказание посильной помощи Познакомить с особенностями посадки картофеля в грунт. Формировать элементарные трудовые навыки: закладка клубней в лунки.

Изменения в росте картофеля Закреплять представление об изменениях в росте растений, о взаимосвязи стояния растения и условий роста. Наблюдение 1 раз в неделю, зарисовка в дневниках наблюдений.

Сбор урожая, рассматривание кустов и корнеплодов Расширять представления о частях растения: корень, корнеплоды, стебель, листья и их значении. Активизировать словарь за счет слов – названий и характеристик частей растения.

Морковь и свекла Рассматривание семян свеклы или моркови Расширять знания о семенах, их внешнем виде и разнообразии. Формировать представление о выращивании растений из семени. Рассматривание семян одного овоща.

Рост свеклы и моркови: сравнение ботвы Дать представление о различных характеристиках растений на основе ярких существенных признаков (разная форма и цвет листьев). Зарисовки в дневниках наблюдений.

Сравнение корнеплодов моркови и свеклы. Дать представление о различных характеристиках корнеплодов на основе ярких существенных признаков.

Активизировать употребление слов, определяющих признаки овощей.

Огурцы, помидоры Рост и развитие огурца (помидора) Расширять представления о росте и строении растения: корень, стебель, листья, плоды и их значение.

Дать представление об особенностях роста теплолюбивых культур в условиях Севера. Активизировать употребление слов, определяющих характерные признаки растения. Долгосрочные наблюдение. Проводятся с детьми посещающими детский сад все лето

Наблюдение за созреванием плода огурца (помидора) Дать представление о постепенности созревания плодов помидора (огурца) : цвет, форма, строение, назначение. Активизировать словарь за счет слов, обозначающих признаки овоща.

Наблюдение и изучение плода огурца (помидора) Дать представление о характерных признаках плодов помидора (огурца) : цвет, форма, строение, назначение. Наблюдение за плодами сначала проводят отдельно, затем сравнивают.

Ромашка (все многолетние цветущие растения) Появление побегов (первых листьев) цветка Дать представление об изменениях в жизни растения в период сезонных изменений.

Формировать познавательный интерес в процессе наблюдений за ростом растения. Наблюдение за одним растением.

Наблюдение за ростом цветка Продолжать формировать представления о потребностях растений: тепло, влага, солнечный свет и т. д. и изменениях, происходящих в процессе роста под влиянием внешних факторов. Зарисовки в дневниках наблюдений.

Наблюдение за соцветиями Формировать представление об общих существенных признаках цветущих растений: имеют цветок. Активизировать словарь за счет слов – описаний характерных признаков соцветий. Способствовать развитию эстетического восприятия мира природы.

Клубника Наблюдение за цветением ягодных кустов Расширять знания о растениях огорода. Дать представление о ягодных культурах и особенностях их роста: цветёт, появляется плод и т. д.

Сбор урожая, наблюдение и изучение плодов. Расширять представление об этапах роста растений. Познакомить с конечным сезонным изменением – созреванием плодов. Расширять представление о плодах клубники на основе выделения существенных признаков: цвет, форма, строение, вкус и т. д.

С детьми младшего дошкольного возраста проводятся опыты и эксперименты.

Элементарные опыты с детьми 3-4 лет в условиях открытого грунта и в теплице

тема

задачи

примечания

Посадка проращенных и сухих семян (горох, бобы, редис) Формировать представление о семенах и способах их посадки. Развивать познавательный интерес на основе наблюдений за темпом прорастания рассады из сухих и пророщенных семян Рассматривание, зарисовка семян

Выращивание в открытом грунте и теплице (клубника, помидоры, огурцы) Закрепить представление о потребностях растений в тепле и влаге. Формировать представление о климатических условиях Севера и их влиянии на рост растений Долгосрочный опыт, проводится с детьми посещающими детский сад не менее одного месяца

Высевание семян под пленкой и в открытом грунте (укрывание гряды) Закрепить знания о прорастании семян и условиях, которые для этого необходимы в условиях Севера

Формировать представление о потребностях для полноценного роста растения и способах их удовлетворения Пленка снимается через 4-5 дней. Сравнивается качество проросших побегов на укрытой и некрытой гряде. Зарисовка в дневнике наблюдений

Состояние растения в различных условиях освещенности (укроп, петрушка, ревень) Закреплять представление о состоянии растения и его потребностях Формировать познавательный интерес в процессе сравнения качественных характеристик роста растения в различных условиях освещенности Зарисовки в дневниках наблюдений

Состояние растения при различных условиях полива Продолжать формировать представление о необходимости влаги для жизни растения. Дать знания о видоизменении внешнего вида растения в случае недостаточного полива Зарисовки в дневниках наблюдений

Таким образом, организация опытов и наблюдений с детьми 3-4 лет на учебно-опытном участке - многогранная и системная работа, включающая в себя широкий спектр форм и методов работы с младшими дошкольниками, направленная на формирование экологической культуры, основ безопасного поведения в природе, расширения представлений о природе родного края.

Используемая литература:

1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб. : Детство-Пресс, 2008. – 496с. 3.

2. Мы: Программа экологического образования детей / под ред. Н. Н. Кондратьевой. – СПб. : Детство-Пресс, 2006.

3. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.

4. Веракса Н. Е. Познавательное развитие. – М. : Мозаика-синтез, 2014.

5. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» - Санкт-Петербург 2007 г.

6. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»Санкт-Петербург 2008 г метод. Пособие 2-е издание, ТЦ «Сфера», Москва-2009.

7. ИвановаА. И., МихайленкоВ. Я., «Сезонные наблюдения в детском саду», изд. «Сфера» 2010.

Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в зимний период для детей младшего дошкольного возрастаОрганизация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в зимний период для детей младшего дошкольного возраста Поскольку 2018 год был объявлен Годом добровольцев-волонтеров в России - у нас в Детском саду появилась идея немного изменить это понятие,.

Организация исследовательской деятельности с детьми младшего возраста «Сухой и мокрый песок» Организация исследовательской деятельности с детьми младшего возраста. Тема: «Сухой и мокрый песок» Цель: Познакомить детей со свойствами.

Консультация для педагогов и родителей «Организация похода с детьми дошкольного возраста» Консультация для педагогов и родителей «Организация похода с детьми дошкольного возраста»инструктор по ФВ Валькова Р. Б. Поход с дошкольниками.

Консультация для педагогов «Проект как технология образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста» ПРОЕКТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Образование – это индустрия, направленная в будущее. С. П. Капица.

Консультация «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста» Консультация на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста» У детей младшего дошкольного возраста.

Консультация «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы работы» Уважаемые коллеги! Я хотела бы представить Вам консультацию на тему «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы.

Организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста летомОрганизация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста летом Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь.

Организация проведения прогулок с детьми младшего дошкольного возраста ЗНАЧЕНИЕ ПРОГУЛКИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Процесс воспитания детей непрерывен. Прогулка имеет большое значение для развития.

Организация совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Видео . Показ видео по организации совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Как привлекает воспитатель внимание детей в.

Семинар для педагогов «Организация наблюдений на экологической тропе для детей дошкольного возраста» Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Организация наблюдений и опытов с детьми младшего дошкольного возраста на учебно-опытном участке»
Опубликовано: 21 августа 2018 в 19:31
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД