Папки-передвижки

Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»

Елена Диканова
Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»

Актуальность

«Учите ребёнка каким-нибудь пяти

неизвестным ему словам, и он будет

долго и напрасно мучиться над ними,

но свяжите с картинками двадцать

таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…»

К. Д. Ушинский

Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество.

Публикация «Консультация „Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники“» размещена в разделах

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое. Дети подготовительной группы часто испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал.

Это связано с тем, что речь дошкольников односложная, состоящая из простых предложений речь. Они ещё неспособны грамматически правильно построить распространенное предложение.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для повышения результативности работы в данном направлении можно применять такие эффективные приёмы мнемотехники – мнемосхемы.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. -сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухова В. П. - блоками-квадратами, Ефименко Л. Н. - схемой составления рассказа.

Использование приема мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста,

но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей уже накоплен основной словарный запас.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве наглядного материала мнемотаблиц. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц нетребуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

Для обучения детей младшего и среднего возраста необходимо использовать цветные мнемотаблицы, для детей старшего возраста схемы желательно использовать таблицы, выполненные в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость цветных изображений.

Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Благодаря данному виду работы у детей появляется желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни; расширяется круг знаний об окружающем мире; расширяется активный и пассивный словарный запас; появляется интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Использование метода мнемотехники позволяет повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.

Цель: Изучить приемы мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

1. Изучить различные приемы мнемотехники

2. Разработать и изготовить мнемотаблицы на различные темы (пополнить развивающую среду по речевому развитию)

3. Познакомить родителей с приемами мнемотехники

4. Способствовать развитию у детей памяти, внимания, образного мышления.

2. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы.

3. Расширять и обогащать словарный запас детей.

4. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

Развивающие :1. Развивать монологическую и диалогическую речь детей.

2. Развивать у детей умение с помощью мнемотаблиц рассказывать сказки, рассказы, стихи, скороговорки.

3. Развивать умственную активность, сообразительность.

Воспитывающие: 1. Воспитывать умение свободно общаться со взрослыми и детьми.

Годовой план работы по самообразованию

План действий Сроки Практическая деятельность

1 этап: Организационный

Изучение литературы по данной теме

Сентябрь

Подобрать дидактические игры и упражнения, сюжетные картинки.

Изучить опыт работы других педагогов на интернет-сайтах.

2 этап: Практический

Консультация на тему : «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Октябрь

Познакомить родителей с приемами мнемотехники.

Разработать и изготовить дидактические игры и упражнения по развитию речи при помощи схем-моделей, привлечь родителей в изготовлении игр.

Составление описательных рассказов о временах года при помощи мнемосхем Ноябрь

Изготовление мнемотаблиц о временах года.

Формировать умение детей составлять связной рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей.

Заучивание стихотворений при помощи мнемосхем Декабрь

Изготовление мнемотаблиц для заучивания стихотворений.

Учить детей заучивать стихотворения с помощью схем-моделей. Работать над выразительным чтением стихотворений перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии.

Работа с загадками, составление загадок. Январь

Изготовление мнемосхем для отгадывания загадок.

Учить детей составлять и отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь у детей.

Работа над пересказами с использованием опорных схем Февраль

Изготовление мнемотаблиц для составления рассказа.

Обучить детей приемам планирования собственного пересказа, активизировать и обогащать словарный запас детей.

Обучение сочинению сказок. Март

Изготовление картинок для составления мнемотаблиц.

Учить детей сочинять сказку по модели-схеме, последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки, учить придумывать название своей сказке.

Работа по составлению рассказа по сюжетным картинам. Апрель

Изготовление сюжетных картинок.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики, учить исследовательским действиям при рассмотрении картины, учить детей составлять связной рассказ по картине с опорой на схему. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Проведение различных игр на закрепление пройденного материала. Май

Обобщение знаний и умений, приобретенных за год.

Принципы реализации:

• От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

• Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

• Принцип индивидуализации – реализация проекта обеспечивает развитие каждого ребенка.

Результатами работы должны стать:

• Улучшение показателей связной речи у детей.

• Обогащение словарного запаса, формирование ассоциативного мышления, развитие зрительной и слуховой памяти, развитие зрительного и слухового внимания, развитие воображения.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»
Опубликовано: 23 января 2020 в 16:47
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД