Лучший педагог года

Консультация родителям «Звуковой анализ слов в подготовке к обучению грамоте дошкольников»

Евгения Некипелова
Консультация родителям «Звуковой анализ слов в подготовке к обучению грамоте дошкольников»

Некипелова Евгения Александровна,

учитель-логопед,

МБДОУ Д/С №32 «Снегирек», г. Норильск, Красноярский край

«Звуковой анализ слов в подготовке к обучению грамоте дошкольников»

Перед современным обществом как никогда остро стоит проблема заинтересованности в обучении подрастающего поколения. Работу в данном направлении необходимо вести с первой ступени системы образования – дошкольного. Сегодня обращаем Ваше внимание на звуковой анализ слов в подготовке к обучению грамоте дошкольников.

Публикация «Консультация родителям „Звуковой анализ слов в подготовке к обучению грамоте дошкольников“» размещена в разделах

Именно дошкольный возраст является периодом формирования звуковой стороны речи. В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении. В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения. Ведущую роль в подготовке к обучению грамоте играет формирование способности анализировать звуковой состав слов, поскольку, процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот. И перед нами стоит задача, чтобы интересно и эффективно прошло обучение, играючи воспринялся нужный материал необходимо постоянно искать разнообразные приемы и игры.

Так было придумано пособие «Веселый алфавит» помогающее в интересной форме освоить звуковой анализ слова.

При осуществлении задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а как отдельные части в дальнейшем образующие целое, состоящее из отдельных звуков, т. е. научить слышать в слове отдельные звуки. Одним из способов выделения звука в слове является особое произнесение слова – с интонационной выразительностью. На первом этапе необходимо научить выделять звуки в слове интонацией. Когда дети освоят этот способ, их необходимо научить определять, на каком месте находится нужный звук – в начале, середине или конце слова. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук.

Напомним, что звуковой анализ слов в обучении понимается как :

• выяснение порядка следования фонем в слове;

• установление различительной функции фонем;

• выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку (Д. Б. Эльконин).

Это значит, что дети должны уметь не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой). Звуковой анализ помогает раскрыть перед ребенком «основной принцип построения звуковой формы слова, по которому звуки в слове расположены в определенной последовательности».

Нам необходимо донести всю информацию в полном объёме. И пособие «Веселый алфавит» помогает воспринимать учебный материал в необычной форме. Наиболее понятный метод – это когда наши дети могут посмотреть, потрогать и послушать. Это объединилось в «Веселом алфавите».

Чтобы ребенок осознал и запомнил букву и обозначающие её звуки, их характеристики, «Веселый алфавит» сделан:

- в цветовом оформлении (красные буквы – гласные, согласные твердые – синие, согласные мягкие – зеленые,

- в тактильном (буквы наполнители твердыми сыпучими крупами - обозначающие твердые звуки, буква с наполнителем вата, синтепон, перо - мягкие звуки,

- звонкие звуки обозначены колокольчиком (буква с колокольчиком).

Таким образом, звуковой анализ представляется в доступной и запоминающейся форме, понимая смысл сказанного и закрепив – цветовым оформлением, ощущениями, звуковым сопровождением.

Задачи данного пособия – игры:

- учить и закреплять знания детей в умении проводить звуковой анализ слов;

- развивать зрительное и слуховое внимание, тактильное восприятие;

- оказать практическую помощь родителям в организации игровых занятий в домашних условиях по звуковому анализу.

Используя пособие в образовательной деятельности на протяжении всего периода обучения (выполняя различные задания, закрепляющие их представления о звуковом строении слова и умение производить звуковой анализ, наблюдалось улучшение понимания понятий звука и буквы детьми, понятий гласные, согласные, твердые мягкие, звонкие глухие. В ходе работы, таким образом, расширяются и раскрываются потенциальные возможности каждого из участников образовательного процесса.

Список использованной литературы

1. Архангельская Н. В., Карлсен Е. Г. О подготовке к обучению грамоте в детском саду. // Подготовка в детском саду к школе. / Под ред. А. П. Усовой. : – М., 1955.

2. Обучение дошкольников грамоте. / Под ред. Н. В. Дуровой. : – М., 1994

3. Эльконин, Д. Б. Как учить детей читать. :/Д. Б. Эльконин– М. : Знание, 1976.

Публикации по теме:

«Звуки. Звуковой анализ». Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе«Звуки. Звуковой анализ». Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе Цель: обобщить у детей знания полученные ранее. Задачи: - образовательные:обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова» Программное содержание: - продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, - учить различать твердые и мягкие согласные звуки,.

Конспект занятия по подготовке и обучению грамоте «Мы помогаем Незнайке»Конспект занятия по подготовке и обучению грамоте «Мы помогаем Незнайке» Конспект занятия по подготовке и обучению грамоте «Мы помогаем Незнайке» Цель: Обобщить знания детей по теме звук – слог – слово – предложение.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений»Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений» Тема: «Звуки Х - ХЬ. Буква Х. Чтение слогов, слов и предложений» для старшей группы Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа,.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для старшей группыКонспект занятия по подготовке к обучению грамоте для старшей группы Тема: Буквы и звуки Ч-Щ. Чтение слогов, предложений Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа, фонематического восприятия;.

Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Звуковой фланелеграф»Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Звуковой фланелеграф» Многофункциональное пособие позволяет в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, слогов и слов, развить фонематический.

Ознакомление со схемой предложения при подготовке дошкольников к обучению грамоте с использованием метода «Синквейн» Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись.

Развивающая игра по подготовке к обучению грамоте «Угадай, как нас зовут?»Развивающая игра по подготовке к обучению грамоте «Угадай, как нас зовут?» Предлагаю вашему вниманию игру, главной целью которой является развитие умения составлять из букв слова, учитывая выявленную закономерность.

Самоанализ ОД по подготовке к обучению грамоте «Викторина Абвгдейка» Самоанализ открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Викторина Абвгдейка». В ходе проведения образовательной деятельности решалась.

Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольниковЭффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Я. А. Каменский говорил: «Видеть звезды, слушать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация родителям «Звуковой анализ слов в подготовке к обучению грамоте дошкольников»
Опубликовано: 31 октября 2021 в 15:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД