Лучший педагог года

Контрольная работа по предмету «Теория и методика развития речи у детей»

Ирина Бахоцкая
Контрольная работа по предмету «Теория и методика развития речи у детей»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ростовской области «ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ».

Контрольная работа по предмету

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ»

Дошкольное образование.

44.02.01.

Выполнила студентка ОЗО 5 курса 5 группы:

Бахоцкая Ирина Викторовна

Преподаватель:

Лелькина Людмила Ивановна.

.

Ростов-на-Дону

2016-2017 уч. год

Тема № 7

Публикация «Контрольная работа по предмету „Теория и методика развития речи у детей“» размещена в разделах

Работа с учебно-методическим пособием О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной «Методика развития речи детей дошкольного возраста» М. Просвещение. 2008.- 287с.

Методические рекомендации :

1. Для работы взять материал на стр. 170-201.

2. Выделить требования к воспитателю при проверке речи детей.

3. По каким параметрам авторы рекомендуют оценивать уровень речи дошкольников : какие задачи по развитию речи брать за основу, и какие критерии брать при оценке результатов.

4. Дать анализ характеристики заданий для одной возрастной группы: соответствует ли предложенной характеристике речевого развития детей данного возраста, все ли задачи речевого развития охвачены задания, определены ли критерии оценки.

5. Провести диагностику уровня речевых умений пяти детей своей группы, определить уровень развития речи по результатам диагностирования.

Задания лучше всего предлагать детям при рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов, а если берутся изолированные слова (без наглядности, их значение должно быть детям известно. Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (предметы, картинки, различные игрушки). Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах. Здесь большое значение приобретает точная формулировка вопросов, особенно это важно при выполнении речевых заданий на выявление:

- умения подбора синонимов и антонимов к именам прилагательным и глаголам;

- способности к точному (в смысловом отношении) употреблению слов;

- навыков выполнения различных творческих заданий (речевых ситуаций);

- навыков составления разных типов высказываний. Наши вопросы идут в логической последовательности, этим вызвана иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития : I — высокий, II — средний (достаточный) и III (ниже среднего).

3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно. 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

Примерные (возможные) ответы детей даются после каждого задания в такой последовательности:

1) правильный ответ;

2) частично правильный;

3) неточный ответ.

В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 — уровень ниже среднего.

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ РЕЧЕВЫМИ УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ ПО РАЗНЫМ СТОРОНАМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ :

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:

- Грамматика,

- Фонетика,

- Связная речь.

Взрослый отмечает звуки, которые ребенок не произносит. Таблица по выявлению фонетической стороны речи составляется отдельно.

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:

- Словарь,

- Грамматика,

- Фонетика,

- Связная речь.

Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:

Речевые задачи по отношению к детям старшего дошкольного возраста включат те же разделы, что и в предыдущих возрастах, однако усложняется каждая задача как по содержанию, так и по методике обучения.

- Словарь,

- Грамматика,

- Фонетика,

- Связная речь.

Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему).

1. Содержательность (в повествовании — умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании — раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован — 2 балла; если идет перечисление признаков — 1 балл.

2. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца, выстраивание сюжета в логической последовательности — 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца, частичное нарушение логики изложения — 2 балла; отсутствие начала и конца — 1 балл.

3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях — 3 балла; использование только простых предложений — 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) — 1 балл.

4. Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы, а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.

5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл.

6. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.

Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.

В разделе рассматриваются отдельные методики, выявляющие особенности владения ребенком лексикой, грамматикой, фонетикой родного языка. Некоторые задания, направленные на выявление умений строить связное высказывание разных типов (описание, повествование, рассуждение, одновременно выявляют и другие речевые умения:

- владение словарем (точность словоупотребления, использование разнообразных языковых средств разных частей речи);

- сформированность грамматического строя речи (построение предложений разных типов, согласование слов в роде, числе, падеже, понимание смысловых оттенков слова в зависимости от суффикса);

- владение звуковой стороной слова (знакомство со звуковой структурой слова, правильное звукопроизношение, развитие дикции, темпа речи, силы голоса).

Методика выявления понимания ребенком смысловой стороны слова.

Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла (значения) слова им предлагаются разные задания :

Подбор синонимов предлагается в разных вариантах. Детям даются:

- словосочетания, в которых исходным словом является многозначный глагол или имя прилагательное (идет поезд, идет весна, идет снег; чистая посуда, чистая вода, чистый воздух);

- речевые ситуации, которые способствуют активизации лексики, поиску и выбору наиболее точного в смысловом отношении слова;

- изолированные слова, когда дети самостоятельно подбирают синонимы

Для выявления понимания смысла слов противоположного значения на подбор антонимов даются варианты заданий. Детям предлагаются :

- изолированные слова (глаголы и имена прилагательные);

- одновременный подбор синонимов и антонимов;

- словосчетания (те же, что и для подбора синонимов);

- сопоставления («Что бывает широким, а что бывает узким?»).

Оценка словосочетаний и высказываний по смыслу. Здесь выявляется сформированность точности словоупотребления, уровень осознанности смысловых отношений между словами. Задание на оценку высказываний по смыслу («Можно ли так сказать?») повышает требования к произвольности речи.

- правильные и неправильные словосочетания (например, легкий чемодан, тяжелый чемодан, трудный чемодан, или легкая задача, трудная задача, тяжелая задача и т. п. ;

- детские высказывания типа: Мамочка, я тебя громко-громко люблю; Папа, иди шепотом; Никак не могу рубашку из тела вынуть; Цветочки завяли. А когда они отвянут?

задания, требующие от детей проявления речевой активности, направленные на развитие произвольности речи, выявляют особенности понимания и владения значениями многозначных слов, а также синонимами и антонимами. Это следующие задания:

- составление предложений с многозначными словами;

- составление предложений со словами синонимического ряда;

- оценка (и исправление) словосочетаний и высказываний по смыслу;

- подбор синонимов к словосочетаниям; подбор антонимов к изолированным словам;

- подбор синонимов и антонимов к ситуациям;

- определение значения слова;

- придумывание рассказов.

Выполнение этих заданий показывает степень языкового развития ребенка : как он понимает значение слова, умеет ли правильно по смыслу сочетать его с, другими словами.

Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников».

Младший возраст (3-4 года)

- Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрослыми людьми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения.

- Проявляет инициативу в общении со взрослым: обращается с просьбой, сообщением о своем состоянии, желании, об эмоционально значимом для него событии.

- Использует в общении общепринятые простые формы этикета: здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, оказанную 8 помощь, вежливо выражает просьбу, используя слово «пожалуйста».

- Проявляет интерес к общению со сверстником: привлекает его к совместной игре, сам охотно включается в игровое общение, проявляя речевую активность. Совместно со взрослым охотно пересказывает знакомые сказки, по просьбе взрослого читает короткие стихи. По вопросам воспитателя составляет рассказ по картинке из 3—4 предложений.

- Правильно называет предметы бытового назначения, объекты природы ближайшего окружения.

- Речь ребенка эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием. Слышит специально интонационно выделяемый воспитателем звук в словах и предложениях.

Но не у всех детей младшего возраста хорошо развита речь. И большинство из них просто повторяют за взрослым все слова (поэтому оценивать ребенка младшей группы по методике Ушаковой – не правильно).

В этом возрасте очень маленький словарный запас, и большинству детей очень трудно связать речь. Поэтому если работать по методике Ушаковой, то детей младшего дошкольного возраста лучше не оценивать, а учить их составлять рассказ по картинкам, и работать лучше маленькими подгруппами.

Проводя диагностику в группе детей 3-4 года. Большинство детей просто все повторяли за мной. Им было сложно дать имя кукле, если и давали, то без «Я бы хотел ее назвать…», или на кукле надето платье, кофта, колготки и не каких цветов мне не назвали!

Если по этой методике оценивать детей младшей группы, то у всей группы будет низкий балл.

По мной проведенной диагностике (я выбирала детей, которые активно учувствуют в занятиях, хорошо рассказывают стишки) всем я поставила по 1 баллу потому что с заданием никто не справился! Они просто повторяли за мной слово в слово

Публикации по теме:

Дошкольное и школьное образование на современном этапе: теория, методика, практика Доклад «ДОШКОЛЬНОЕ И ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА, ПРАКТИКА 2016 г. Сурнина С. В. воспитатель МАДОУ "Детский.

Методика и технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Методика и технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС. «Любая реформа образования должна опираться.

Итоговая контрольная работа по математике (первый класс) .

Консультация для педагогов «Методика обучения методу наглядного моделирования по развитию речи детей дошкольного возраста» Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений,.

Контрольная работа 1 класс тема "Сложение и вычитание в пределах 10" 1 класс Контрольная работа по математике «Сложение и вычитание чисел в пределах 10» Цели урока:.

Контрольная работа по методике музыкального развития Тема: Музыкально-дидактические игры1. Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребенка. 2. Назначение музыкально-дидактических игр. 3. Перечислите.

Методика проведения логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи и оценка полученных результатов Методика проведения логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи и оценка полученных результатов. I. Сбор анамнестических.

Методика развития ловкости у детей дошкольного возраста Методы и средства развития ловкости у детей дошкольного возраста В методической литературе (Е. Н. Вавилова, Э. Я. Степаненкова, и др.) можно.

Методика выявления состояния связной речи у учащихся с системным недоразвитием речи 1. Исследование репродуктивной связной речи. Цель: Выявление репродуктивных возможностей речи учащихся. -задание пересказать текст как можно.

Развитие монологической речи детей. Методика работы над пересказом по опорным картинкам Развитие монологической речи детей. Методика работы над пересказом по опорным картинкам. Среди многих умений и навыков, которые необходимо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Контрольная работа по предмету «Теория и методика развития речи у детей»
Опубликовано: 27 марта 2017 в 21:00
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД