Коррекция дисграфии, упражнения

Лариса Лукьяненко
Коррекция дисграфии, упражнения

Проанализируйте какие-именно ошибки встречаются чаще всего.

1. При списывании.

При ЭТОМ виде работы очень важны зрительная память и зрительное внимание. Натренировать их помогут упражнения с цветными карандашами.

Сперва нужные объекты необходимо обводить ЦВЕТОМ для привлечения внимания ребенка, когда ребенок научился замечать в ТЕКСТЕ эти объекты, тоже упражнение нужно делать "глазами" (без ЦВЕТА, (проверка - списывание или устный ответ).

2. При диктанте.

При ЭТОМ виде работы очень важен фонематический слух (насколько правильно ребенок слышит и различает разницу между звуками, не только отдельными "А-а-а", "С-с-с", "Ш-ш-ш" (и т. п.) но и в словах ("Саша", "Жаба", "Железо" и т. п.).

Проверьте, прочитайте ребенку несколько стишков-чистоговорок, пусть карточками покажет какие звуки он слышит (часто путают звуки: з-ж, ш-щ-с, ч-ц, л-р и много других "индивидуальных" вариантов).

Натренировать фонематический слух помогут:

1) выборочные (выбрать слово с заданным звуком) диктанты;

2) распределительные (слова распределить по 2-м или 3-м столбикам, в зависимости от наличия звука) диктанты ;

Тексты диктантов можно выбирать из сборников диктантов, чистоговорок, стишки из азбук, логопедические стишки.

Диктанты сперва - устные (ответ - карточками, а потом - письменные.

Мое наблюдение: где-то в мозгу ребенка "не срабатывает" что:

1) "вид буквы" (в книге,

2) "звук буквы" (на слух,

3) мышечная память губ и языка (произношение)

4) мышечная память руки (написание)

Это ЧАСТИ ОДНОГО ЦЕЛОГО.

Например, пазла из 4-х частей. Ребенок постоянно, 1-2 пазла "подставляет" "неправильных". Нужно отслеживать ТАКИЕ моменты.

Это касается не только отдельно взятых букв, но и букв в составе слова.

Вспомогательные материалы для коррекции

http://www.maam.ru/users/LARISA111/photos/private24692.html

1) наборы букв, цифр, знаков (точки, запятые, плюсы, минусы и т. д.)

2) специально подобранные тексты с наличием "проблемных" букв.

3) цветные карточки с буквами (цветной картон, слогами, (например: "Ь", "Ъ", "точка", "запятая" и др.)

4) тренировать внимание можно на любом тексте (с подходящим шрифтом, если в нем есть знаки, сочетание знаков, для поиска.

5) а тему ВРЕМЯ изучать по рисункам, календарям, с помощью маркеров и таблицы умножения.

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Школьные будни первоклассника начинаются со списывания букв, слогов,предложений. Т. е. нужно начинать с тренировки зрительного внимания.

Примеры упражнений можно увидеть в «Полезные каникулы» (см. фото страниц). Или других учебных пособий, логопедических тетрадях (с хорошим крупным шрифтом).

1. Закрашивание букв в табличках.

В тексте задания (перед таблицей) можно обвести заданные буквы необходимым (контрастным) набором цветов, ребенку будет понятнее.

2. Поиск и обведение карандашом в тексте заданной ПАРЫ букв. Буквы отмечаются ОБЯЗАТЕЛЬНО контрастными карандашами.

2.1. Сперва ВСЕ буквы №1, потом ВСЕ буквы №2 (в одном тексте).

2.2. Буквы №1 и №2 отмечаются одновременно, согласно "живой" очереди (в следующем тексте или наборе слов).

3. В следующем (№3) тексте отмечаются СЛОВА (целиком) с заданными буквами, например, буквы "С" и "Ш" (контрастными цветами).

3.1. Слова с "С"- синим цветом.

3.2. Слова с "Ш" - красным цветом.

3.3. Слова с "С" и "Ш" - фиолетовым цветом.

4. Из текста (набора слов) выписать в 2 (или 3) столбика слова:

С "С", с "Ш", с "С-Ш". (или другую пару проблемных букв).

5. Списать небольшой текст для проверки, насколько запомнил буквы.

Текст должен быть специально подобран (наличие "проблемных" букв или знаков).

6. Более сложное. Отметить в тексте СЛОВО с буквой "С" (например) под №10, №15. ТОЛЬКО под указанными номерами (т. е должны быть "обведены" только 2 лова).

7. Отметить только те слова, где ЗАДАННАЯ буква на ЗАДАННОМ месте (начало слова, середина, конец).

В процессе коррекции дисграфии я ЗАМЕТИЛА, что:

- СПЕРВА ребенок не узнавал буквы - конкретные на конкретном месте.

Я указывала на конкретную букву, а он называл неправильный звук.

Научила (упражнениями по закрашиванию клеточек в таблице и обведению букв в тексте).

- ПОТОМ когда смотрит на текст "видит" отдельные буквы,

а слово ЦЕЛИКОМ не видит.

Сделали аналогично. Стали искать и обводить цветными карандашами заданные СЛОВА, с заданным НАБОРОМ букв, например

(две буквы "А"; или "О" и "А"; или слово "ОН", "ВЗЯЛ", "Математика" и др. (желательно чтобы в текстах их было много).

Нужно ТОЧНО указывать на ЧТО обращать внимание, а потом проверить сможет сам найти в тексте заданное слово и сколько раз оно встречается в тексте посчитать.

Заметила что шрифт обязательно должен быть крупный жирный, промежутки между строками тоже желательно побольше, чтобы было легче читать, легче искать, глаза не ТАК быстро устают.

И когда проходили темы: существительное, прилагательное, глагол-

тоже искали и обводили- ВСЕ предметы, ВСЕ признаки, ВСЕ действия.

ИНАЧЕ правило "не откладывалось" и не закреплялось.

Если текст нужно было прочитать и пересказать: обводили разными карандашами

1) ВСЕХ действующих лиц,

2) их признаки,

3) их действия.

Сейчас (4 класс) вроде полегче, быстрее запоминает, но если письменно нужно пересказать, то весь пересказ- это одно предложение на полстраницы, ни точек ни запятых. Предстоит научиться.

Подготовка к диктантам. Тренировка фонематического слуха.

1. Из методички зачитывается набор слогов (потом слов, ребенок должен "хлопнуть" в ладоши, когда услышит нужный звук.

Перед этим вместе с ним этот звук отчетливо несколько раз произнести (глядя на картинку "предмет + буква").

"Предмет"- чтобы ребенок хорошо запомнил и букву и звук нужна какая-то "зрительная" ассоциация (близкая и понятная ребенку).

Например, "Ш-ш-ш" - "гусь шипит", "Щ-щ-щ" -«гусь щипается» (можно слегка ущипнуть). (картинка гуся).

Так мой сын довольно быстро запомнил разницу между этими буквами и звуками (у логопедов есть много таких карточек, только все дети разные, интересы и игрушки разные, карточки (близкие пониманию) могут быть разные.

1.1. сперва "прорабатываем" звук №1

Если ребенок правильно показывает карточку при зачитывании слов с №1 или Без него, можно переходить к следующему этапу.

1.2. потом звук №2. Проверить правильно ли слышит звук (карточка).

2. Теперь "ищем" оба звука одновременно (нужны цветные карточки)

2.1. слова с одним из звуком (или или) ("сом", "шапка").

2.2. слова с обоими звуками одновременно ("Саша", "суша", "суши" и т. п) (карточками должен показать, какой звук первый, какой следующий).

3. Написать выборочный диктант (выбрать из зачитываемых слов, слово с "нужным" звуком, записать).

4. Написать распределительный диктант (распределить по столбикам: №1, №2 и 1+2)

5. Просто диктант (небольшой текст с "нужными" буквами в словах или знаками).

За одно занятие такой объем, конечно не успеть. В начале каждого занятия нужны упражнения на внимание, чтобы "освежить" в памяти прошлое занятие.

Каждый день мы "проходили" 1-2 страницу (текстов) за 1 занятие, иногда успевали Сделать 2 занятия (утром и после обеда).

Для тренировки фонематического слуха очень важно, чтобы ребенок на слух слышал (мог определить):

1) количество слогов;

2) "твердый" или "мягкий" звук у согласной в ЭТОМ слоге;

3) открытый или закрытый слог.

Для этого можно вернуться к первым текстам (где отмечали отдельные буквы) и потренироваться:

1) красным отметить "мягкие" слоги (например: МЕ, МИ, МЯ, МЁ, МЮ);

2) синим "твердые" слоги (МЭ, МЫ, МА, МО, МУ)

для одной и той же согласной на выбор.

Сделать карточки со слогами (синие и красные, проверить, как ребенок слышит разницу между слогами:

1. группа слогов (и "твердые" и "мягкие").

2. группа слов (с "нужными" слогами).

Для закрепления можно:

1) поискать в тексте слова со слогами из ЭТИХ БУКВ;

2) обвести СООТВЕТСТВУЮЩИМИ разными цветами СЛОГИ;

3) написать распределительный диктант.

Если ребенок читая, "фантазирует" произносит другие буквы,

СОВСЕМ другие слова, полезно будет:

1. найти в тексте проблемные элементы, обвести карандашом.

(например, "Е- красным - читается "мягко", "Э"- синим - читается "твердо").

учебное пособие Узоровой "Русский язык 1 класс"

(только выполнять 1-2 столбика за 1 раз, не больше, а то ребёнок сильно устанет)

2. ребенок должен прочитать текст с цветными "подсказками".

После прочтения вслух нескольких текстов с "подсказками" запомнит.

3. можно проверить запоминание упражнениями "Вставь букву" или "Исправь ошибку", «Орфографический тренажер».

4. если ребенок "глотает" или "не замечает" окончания тоже самое.

В подобранных текстах найти и обвести:

(например: ВСЕ слова, с заданной комбинацией последних букв (выбрать нужную):

"-тр", "-та", "-ло", "-ки", "-ий", "-ой" и др.)

- сперва ТОЛЬКО «нужные» окончания во всех словах;

- потом все СЛОВА целиком с «нужными» окончаниями;

- прочитать ПРАВИЛЬНО (текст, обязательно;

- научиться читать правильно без цветных "подсказок".

Тоже самое можно применять к приставкам, корням слов, суффиксам (главное, правильно определить проблему).

ЦВЕТ можно использовать так же, что бы отметить разницу в произношении:

1) громко - тихо

2) быстро - медленно.

Полезно делать упражнения где много разных шрифтов, а прочитать предложения нужно в определенном порядке.

ЦВЕТ помогает увидеть и запомнить проблему, а потом нужно чтобы ребенок НАУЧИЛСЯ (после тренировки зрительного внимания) и СМОГ бы все увидеть, заметить без цветных "подсказок".

Я использовала для обозначения "мягкости" и "твёрдости" звуков ЦВЕТ

(красный и синий для слогов, голубой и розовый для гласных звуков).

Белый фон квадратиков--- "глухие" звуки,

Серый фон квадратиков ---"звонкие" звуки.

Публикации по теме:

«Добрый урожай»«Добрый урожай» Здравствуйте! Сегодня мне хотелось бы рассказать Вам, как мы собрали большой, богатый урожай овощей и решили сделать заготовки на зиму.

Исследовательская работа по литературе учащихся 5 класса по теме «Великий уральский сказочник Павел петрович Бажов» Микро-проект по литературе выполнен учащимися 5 класса после изучения сказа Павла петровича Бажова "Медной горы хозяйка". Для работы над.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
Автор публикации:
Коррекция дисграфии, упражнения
Опубликовано: 29 ноября 2013 в 13:16
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Стенгазета ко Дню воспитателя «Добрые феи»
Совсем скоро наступит профессиональный праздник всех дошкольных работников, и в преддверии этого праздника, мы с ребятами решили изготовить поздравительную...
С новым домом! Оформление участка.
Приветствую всех , кто посетил мою страничку. Эмоции переполняют! Я спешу поделиться с Вами радостью и очень надеюсь , что Вы от души порадуетесь с нами! У...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (ручной труд) в старшей...
Возраст: дети 5-6 лет Цель: активизировать и поощрять у детей стремление создавать свой образ, используя в работе природный материал; развивать воображение...
Календарное планирование по логоритмике в подготовительной группе ОНР
Продолжаю делиться календарным планированием по логоритмике для подготовительной группы ОНР. Данное планирование было мной разработано на ноябрь месяц....
Рождество Пресвятой Богородицы
Сегодня, 21 сентября 2017 года все православные христиане празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Этот светлый праздник верующие считают радостным...