МААМ-картинки

Коррекция речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами пластилинографии

Виолетта Дмитруха
Коррекция речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами пластилинографии

Коррекция речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами пластилинографии

Материал подготовила: Дмитруха В. А и Епремян К. В.

За последние годы я замечаю, что увеличилось количество детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Особенно часто в детской патологии встречаются нарушения речи. Дети сейчас начинают говорить позже, чем их сверстники 12-15 лет назад, количество детей с речевой патологией постоянно растет.

Публикация «Коррекция речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами пластилинографии» размещена в разделах

Нарушение речи у детей разнообразны по выраженности, симптоматике и структуре и становятся главной причиной неподготовленности их к обучению в школе.

Стоит отметить, что дети с нарушениями речи часто имеют низкий уровень развития мелкой моторики и координации движении руки. В исследованиях Л. С. Выготского, в работах ряда ученых (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Ф. Лесгафт) установлено, что уровень развития речи ребенка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика (движения пальцев рук). Если развитие способности пальцев к таким движениям отстает, задерживается и речевое развитие.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. В связи с этим актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников с общим недоразвитием речи методов и приемов, способствующих развитию мелкой моторики и координации движений рук.

Многие авторы отмечают, что лепка (как один из видов детского творчества, кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, влияет на мелкую моторику. При работе с пластилином массируются определенные точки на ладонях, которые в свою очередь активируют работу мозга, при этом развивают речь ребенка, подготавливают руку к письму и развивают интеллект ребенка.

Поэтому проблема актуальна на современном этапе и использование в работе с детьми дошкольного возраста «пластилинографии» (как одной из форм проведения совместной деятельности по лепке) позволит эффективно решить вопросы подготовки детей с ОНР к школьному обучению.

Мы изучили имеющиеся научно-практические и методические разработки по развитию мелкой моторики рук и адаптировали их содержание для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Нами было составлено примерное перспективное планирование с опорой на программу «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, «Программу коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР» под ред. Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, учитывая рекомендации, данные в программах В. В. Коноваленко и Н. В. Нищевой. В планировании использован принцип концентрированного наращивания материала по задачам. Материал подчиняется лексическим темам. На основании практической работы и диагностических обследований мы разработали систему занятий, игр и упражнений по развитию мелкой моторики и координации движений руки через использование «пластилинографии».

Работу с детьми мы начали со средней группы, уделяли большое внимание пальчиковой гимнастике, играм-хороводам, дидактическим играм и упражнениям на развитие мелкой моторики. Цель этих заданий - развивать зрительно-моторную координацию и ориентировку в пространстве. Также дети осваивали простейшие приемы лепки (раскатывание, расплющивание, вытягивание и т. д.). Это дало предпосылки к созданию лепных композиций в старшем дошкольном возрасте.

С детьми старшего дошкольного возраста мы совершенствовали полученные ранее умения и навыки. Познакомили детей с техникой создания полуобъёмных и объемных композиций на горизонтальной плоскости. За основу взяли технику Г. Н. Давыдовой, которая адаптирована к условиям дошкольного учреждения. Дети учились раскатывать колбаски, выкладывать ими по линии контура, заполнять пластилином внутри контура, как бы рисуя, используя прием рисования пластилином. Работу по заполнения контура мы разнообразили, научили детей заполнять контур раскатыванием шариков и выкладывания ими по типу «мозаика». Использовались следующие формы работы:

специально организованные занятия по лепке по использованию нетрадиционной техники «пластилинографии»;

индивидуальная работа;

совместная и самостоятельная деятельность детей в специально организованной среде;

работа с родителями.

Планомерная и системная работа по развитию у старших дошкольников с ОНР мелкой моторики рук, проводимая в совместной и занятийной деятельности по лепке, позволила получить положительные результаты. Если на начальном этапе низкий уровень развития сенсомоторной координации и тонкой моторики рук имели 55,6% детей, то на контрольном этапе высокий уровень развития показали 77,8% детей и средний уровень - 22,2% (была использована методика проведения диагностических обследований, основанная на тестовой диагностике Озерецкого-Гельнейца).

Таким образом, можно отметить, что развитие у детей мелкой моторики и координации рук посредством «пластилинографии» будет успешным при создании следующих условий:

1. Создание специальной (организованной) среды в ДОУ и дома для развития мелкой моторики рук.

2. Наличие перспективного плана работы по развитию мелкой моторики через «пластилинографию».

3. Проведение коррекционной работы во всех видах деятельности по развитию мелкой моторики и координации движений руки.

4. Проведение целенаправленной работы с родителями, позволяющей повысить родительскую компетентность в вопросах подготовки детей с общим недоразвитием речи к школьному обучению, привлечение внимания родителей к проблемам развития мелкой моторики в процессе использования «пластилинографии».

Успешному результату способствовали системный подход в обучении, специальное планирование, разнообразие методов и приемов обучения с учетом особенностей детей с нарушением речи.

Все это позволило развить у дошкольников мелкую моторику и координацию движений рук, тем самым стимулируя речевое развитие. Речь детей стала красочнее, богаче, и активизировался словарь.

Список использованной литературы

1. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. - М. : «Просвещение»,1995.

2. Денисов Д. В. Развитие речи у дошкольников. - М. : «Мозаика-синтез», 2010.

3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. - М. : «Мозаика-синтез», 2009.

Публикации по теме:

Опыт работы районной психолого-медико-педагогической комиссии Порой ребенок испытывает большие трудности в обучении. Не справляется с образовательной программой, отстает от сверстников в сформированности.

С праздником, коллегиС праздником, коллеги 14 ноября отмечается Всемирный день логопеда. Никому из участников клуба не надо объяснять, как важна и отвественна эта работа. Да это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами пластилинографии
Опубликовано: 6 августа 2014 в 22:02
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД