Ляшенко Леана
Коррекция тревожности младших школьников в условиях общеобразовательной школы средствами Арт-терапии
Самые большие эмоциональные проблемы появляются в детском возрасте, так как развитие ребенка напрямую связано с его внутренним миром чувств и эмоций. Частые стрессы вызывают у детей чувство тревожности.
Тревожность - это чувство беспокойства, эмоционального дискомфорта, который вызывает сильные душевные переживания, даже если в жизни ребенка все благополучно.
В исследованиях отечественных психологов, показано, что тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.
Публикация «Коррекция тревожности младших школьников в условиях общеобразовательной школы средствами Арт-терапии» размещена в разделах
По мнению В. М. Астапова тревожность у детей возникает на почве общей раздражительности, острых страхов и фобий [1].
Р. С. Немов рассматривает тревожность, как чувство беспокойства, страха, которые человек испытывает при определенных обстоятельствах[3].
В. В. Давыдов раскрывает тревожность как индивидуальную психологическую особенность человека, такой индивид испытывает чувство беспокойства в различных жизненных ситуациях[2].
А. М. Прихожан утверждает: «Тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [4].
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что, тревожность - индивидуальная особенность человека, которая проявляется в беспричинном беспокойстве в определенных жизненных ситуациях.
Психологам сложно проследить явление тревожности, поскольку оно часто скрывается под поведенческими проявлениями других психологических проблем, таких как агрессивность, зависимость, и склонность к подчинению, лживость, ложная гиперактивность.
Тревожные дети часто скрываются в мире собственных фантазий. В иллюзорном мире ребенок разрешает личные конфликты, в мечтаниях находит гармонию с собой и удовлетворяет свои потребности.
Детские фантазии позволяют им выходить за грань реальной жизни, творчески разрешать личные проблемы. Однако иллюзии не должны быть далеки от действительности, между ними должна сохраняться взаимосвязь. Фантазии тревожных детей лишены этого фактора, ведь в мечтах они могут
все: иметь много друзей, строить доверительные отношения с родителями, быть лучшим учеником в школе, в иллюзиях дети чувствую, что им восхищаются и тем самым поднимают себе самооценку. Самое интересное, что у такого ребенка нет понимания, что добиться всего этого они могут и в реальности, иногда даже не прилагая никаких усилий, но они мало думают о реальности, ведь там все пропитано чувством тревоги.
Применение арт-терапии в образовательном учреждении прекрасный способ наладить контакт с детьми при помощи карандашей, красок, музыки, сказок, танцев, песка. Творчество - это то, что любят почти все дети в младшем школьном возрасте, поэтому выражать внутренние проблемы таким способом им гораздо легче. Арт-терапия в школе очень эффективна и помогает детям развить свои скрытые способности к творчеству, реализовать фантазии и уменьшить уровень тревожности.
Арт-терапия не требует художественных навыков, поэтому каждый ребенок может участвовать в этой работе. Работы отражают мысли и настроение детей и позволяют диагностировать психологические отклонения в развитии, такие как неврозы, стресс.
Средствами арт-терапии возможно снизить психоэмоциональное напряжение, развить умения решать проблемные ситуации и повышать эмоциональную самооценку ребенка, средства арт-терапии позволяют раскрыть творческий потенциал личности, развивают оригинальность мышления, развивают коммуникативные способности.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что использование арт-терапевтических средств эффективно помогает снизить тревожность у детей младшего школьного возраста.
Целью работы стало составление и апробация программы программу коррекции тревожности младших школьников в условиях общеобразовательной школы, основанной на использовании средств арт-терапии.
Таким образом, актуальность темы исследования и ее практическая
значимость не вызывает сомнения. Благодаря средствам арт-терапии, которые используются в общеобразовательном учреждении, возможны
положительные изменения в снижении тревожности младших школьников.