Лучший педагог года

Коррекционно — развивающая работа воспитателя в логопедической группе.

Елена Майорова
Коррекционно — развивающая работа воспитателя в логопедической группе.

Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей.

Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей.

Публикация «Коррекционно — развивающая работа воспитателя в логопедической группе,» размещена в разделах

Педагогический процесс в логопедической группе организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями, в зависимости от структуры и степени выраженности дефекта.

Конечная цель коррекционной работы : воспитание гуманной личности, всесторонне и гармонично-счастливого ребенка; социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.

Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2. Закрепления произношения поставленных логопедом звуков.

3. Целенаправленная активизация отработанной лексики.

4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

6. Формирование связной речи.

7. Закрепление навыков чтения и письма.

В своей работе с детьми могу выделить два основных направления: коррекционно-воспитательное, общеобразовательное. Работая воспитателем в логопедической группе, поняла, что в нашей работе всё должно быть взаимосвязано.

Поэтому совместно с логопедом активно участвую в исправлении речевого нарушения, а также процессов, связанных с ним, и осуществляю общеобразовательные мероприятия, предусмотренные массовой программой детского сада (умственное, нравственное, эстетическое, патриотическое и др. развитие). При этом учитываю, что коррекционно-воспитательное направление является наиболее значимым, ведущим, а общеобразовательное – подчиненным.

Вся коррекционная работа осуществляется под руководством и контролем логопеда. В течение первых 2-х недель учебного года логопед обследует каждого ребенка индивидуально. Устанавливает характер речевого и сопутствующего им нарушений, определяет степень выраженности всех нарушений, выбирает пути коррекции.

По окончании обследования логопед подробно сообщает о результатах своей диагностики (мини-педсовет или индивидуальная беседа, в параметры которой включаются: произношение звуков речи, их восприятие, воспроизведение слоговой структуры слова, состояние словарного запаса и грамматического строя, сформированность связной речи, уровень внимания, памяти, воображения, состояние пальцевой и артикуляционной моторики.

Опираясь на полученные от логопеда сведения, можно решить ряд практических задач: кого из детей посадить вперед из-за ослабленного внимания, неусидчивости, плохого зрения; запланировать с кем из детей потребуются дополнительные занятия по развитию пальчиковой и артикуляционной моторики; учесть чье произношение придется тщательно контролировать и т. п.

В нашей группе коррекционная работа ведётся в течение всего дня.

Артикуляционная гимнастика с элементами дыхательной и голосовой выполняется в комплексе с пальчиковой в течении дня 3-5 раз.

Комплексы артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики подбираются совместно с логопедом в соответствии с лексической темой. Во время артикуляционной гимнастики обращаю внимание на основные движения органов артикуляционного аппарата, добиваюсь четкости, точности, хорошей переключаемости. Основным принципом в логопедической работе с детьми является принцип повторяемости, это объясняется сниженной способностью автоматизировать умения, а упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают, поэтому все упражнения объединяю в сказки или в стихотворения.

Например, артикуляционная гимнастика к лексической теме «Сказка».

Двери настежь распахни, сказка ждёт нас впереди.

Фея улыбается, сказка начинается.

Трубачи вовсю трубите! Всех на бал скорей зовите!

Из большущей тыквы этой будет Золушке карета!

Посмотрите – царь Кощей! Исхудал совсем злодей!

Конь бежит, земля дрожит, принц к невесте в дом спешит.

У ворот дракон лежит – путь к принцессе сторожит.

Крыльями дракон захлопал, конь копытами затопал.

В замок принц скорей вбегает – дверь дубовую толкает.

Пальчиковая гимнастика к лексической теме «Дождливая осень».

Ладошка – туча грозовая

Она огромная такая

Ворчала долго

И гремела

Никак утихнуть не хотела

Но вдруг из тучи грянул гром

Она расплакалась дождём.

(Проводится чтение стихотворения в сопровождении движений пальчиковой гимнастики)

Развивая мелкую моторику пальцев рук, использую Су-Джок терапию. Прокатывая шарик между ладонями, проговаривая чистоговорки, потешки, стихи с автоматизируемым звуком, дети не только массируют мышцы рук, но и закрепляют правильное произношение.

«Это ручка – правая, это ручка – левая,

Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю.

Будет сильной – правая, будет сильной – левая,

Будут ручки у меня – ловкие, умелые».

Так же детям очень нравится самомассаж лицевых мышц.

Дед Мороз! Дед Мороз!

Щиплет щёки нам и нос.

Щиплет ушки,

Щиплет губки.

Забирается под шубки.

Давайте греться! Раз, два, три!

Всё как следует потри:

Носик, щёки, уши, губы.

Пар пошёл даже от шубы.

Ежедневно после сна проводится корригирующая мини гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы и самомассаж варежками.

Изучение лексической темы осуществляю через все виды занятий (ИЗО, развитие речи; сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, целевые прогулки и т. п.). В течение месяца на занятиях по развитию речи уточняю и активизирую словарь, а также совершенствую связную речь детей; углубляю и обеспечиваю формирование лексико-грамматических категорий.

На занятиях по рисованию, аппликации использую нетрадиционные методы и приё мы: рисование песком, мятой бумагой, ладошкой, пальцем, кляксографию, пластилинографию. Такие занятия развивают мелкую моторику, развивают пространственное мышление, уверенность в своих силах.

Работая над любой темой обязательно включаю дидактические игры:

«Один – много» : употребление форм существительных во множественном числе;

«Скажи ласково» : образование уменьшительно-ласкательных названий;

• Игры на образование притяжательных и относительных прилагательных;

• Игры на автоматизацию поставленных звуков;

• Составление словосочетаний с предлогами, прилагательными, числительными;

• Обязательно ведётся работа над предложением.

Приёмная, умывальная комната, спальня, уголок природы, игровой уголок и другие места групповой комнаты и участка – это широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей. В течение дня многократно активизирую и закрепляю новые слова, без чего не может происходить их введение в самостоятельную речь. Идет обогащение и активизация словаря, ребенок упражняется в грамматически правильном оформлении предложений.

Звукопроизношение закрепляю на индивидуальных занятиях вовремя логочаса во вторую половину дня. Так же на логочасе предлагаю детям игры на развитие зрительного и слухового восприятия, на развитие фонематических представлений, на развитие лексики, грамматики, на развитие связной речи, на развитие моторики. Занимаясь индивидуально с теми детьми, которых логопед записал в «Тетради взаимосвязи», все остальные дети заняты тихими играми, при этом учитываются особенности каждого ребенка. Такая игра одновременно дает и обучающий эффект. Например, если у ребенка трудности с мелкой моторикой,- ему предлагаю собрать мозаику или нанизывать бусы, если трудности с конструктивной деятельность - сложить по образцу разрезные картинки или специальные кубики и т. п. Занятия с детьми проводятся в специально оборудованном логопедическом уголке. Здесь установлено зеркало, в котором могут отразиться лица ребенка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь есть игры на развитие речевого дыхания, мелкой моторики, фонематического восприятия. Развивающая среда логоцентра меняется 2 раза в неделю. В тетради взаимосвязи в графе «Отметка о выполнении» отмечаю, у кого и в связи с чем возникли трудности. Эта информация необходима логопеду, чтобы внести коррекцию в индивидуальные планы работы.

Занимаясь с ребенком, обращаю внимание, чтобы проговаривался весь фонетический материал по тетради с обязательным выделением закрепляемого звука голосом – утрировано. Весь речевой материал проговаривается громко, четко, медленно и добиваюсь того же от ребенка.

Планируя свою работу на неделю в раздел познавательно-речевое развитие включаю коррекционную работу. В графе «Комплексы на неделю» прописываю комплексы артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики. В логочас планирую индивидуальную и подгрупповую работу. Так же планируется коррекционная работа в режимные моменты.

В течение года логопед отмечает в таблице «Экран звукопроизношения» различными условными знаками все изменения в звукопроизношении детей, и это наглядно показывает результаты коррекционной работы логопеда и воспитателя.

И я могу отметить, что данная работа даёт положительные результаты.

Воспитатель и логопед должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у детей правильное произношение звуков и подготовить его для успешного обучения в школе.

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В гостях у звуков» Цель: Создание условий для коррекционно-развивающей работы по формированию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе.

Краеведческая работа воспитателя в логопедической группе Наш поселок Управленческий городок находится в необыкновенно живописном месте на окраине города Самары. Эта местность имеет богатую, очень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно — развивающая работа воспитателя в логопедической группе.
Опубликовано: 27 мая 2015 в 12:17
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД