Получи документы

Коррекционно-развивающее занятие в подготовительной группе для детей с ОНР «Научим инопланетян говорить как мы»

Наталья Казова
Коррекционно-развивающее занятие в подготовительной группе для детей с ОНР «Научим инопланетян говорить как мы»

Задача: Повторить и закрепить знания детей по всем разделам коррекционной программы.

Цели:

Коррекционно-образовательные :

1. Совершенствование фонетической стороны речи (контроль за чётким произношением звуков в собственной речи детей, уточнение представлений детей о гласных и согласных звуках и их характеристике).

Публикация «Коррекционно-развивающее занятие в подготовительной группе для детей с ОНР „Научим инопланетян говорить как мы“» размещена в разделах

2. Закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов, анализа предложений.

3. Совершенствование грамматического строя речи: согласование

существительных и прилагательных в роде и числе; склонение имен существительных и прилагательных.

4. Активизация и расширение словаря по теме занятия и развитие связной речи: составление предложений с однородными членами; составление связного рассказа по мнемотаблице.

5. Закрепление зрительных образов букв: узнавание букв по их неполному и зашумлённому написанию, по тактильно-двигательным ощущениям, по правильному и зеркальному расположению элементов.

6. Уточнение и закрепление представлений детей об ошибкоопасных местах: обозначение мягкости согласных при письме с помощью гласных букв второго ряда и с помощью мягкого знака; обозначение границ предложения при письме; написание большой буквы в именах людей, названиях городов, стран и планет; раздельном написании предлогов со словом; правописание слияний ЖИ и ШИ.

7. Закрепление первоначальных навыков чтения.

Коррекционно-развивающие :

1. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

2. Развитие речевого слуха.

3. Развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

4. Развитие воображения, наглядно-образного и логического мышления.

5. Развитие интонационной выразительности: умения использовать в речи вопросительную и восклицательную интонацию.

6. Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, умения договариваться при решении поставленных задач, решать личностные проблемы адекватные возрасту, развивать способность к самооценке и самоанализу.

7. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умения слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Воспитательные:

1. Воспитание любви и уважения к семье, большой и малой Родине.

2. Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимания к качеству собственной речи.

Демонстрационный материал:

1. Презентация к занятию.

2. Куклы-инопланетяне.

3. Дидактические коробки для проведения всех видов анализа (одна на двоих детей).

4. Подносы с манной крупой (для каждого ребенка).

5. Волшебный мешочек с объёмными буквами И А Г Р

6. Плоскостные буквы И А Г Р

7. Мяч.

Предварительная работа:

Изучение лексических тем: «Наша Родина - Россия», «Москва - столица нашей Родины», «Стрельна - наша малая Родина», «Санкт-Петербург», «Космос».

Ход:

1. Организационный момент:

Л. : Сядет тот, у кого в имени гласные звуки [а, а], а буквы А, Я.

Р. : Называет имя «Вася» и садится.

Л:.У кого в имени два глухих согласных звука (Паша, у кого в имени два звонких согласных звука (Вова, у кого в имени три согласных звука: один мягкий, а два твёрдых (Мироша, у кого в имени есть буква мягкий знак (Ульяна, тот, кто разделит своё имя на слоги (Ви- та- лик - три слога) и т. д.

2. Введение в тему:

1. Л. : Ребята, вот какую телеграмму я получила сегодня утром:

(2 слайд)

ТЕЛЕГРАММА

К вам вылетели гости с планеты Сатурн

Встречайте!

Д. : Читают хором содержание телеграммы.

Л. : Название планеты в телеграмме плохо напечатано. Напишите правильно название планеты на подносах с манной крупой, дописывая недостающие элементы букв.

3. Основная часть.

Д. : Печатают слово, дописывая, недостающие элементы букв и читают название планеты Сатурн.

Стук в дверь.

Л. : Подходит к дверям и вносит двух кукол - инопланетян. Ставит их на видное место.

Л. : Здравствуйте! (Куклы молчат). Как вас зовут? (Куклы молчат).

Л. : Как вы думаете, почему инопланетяне с нами не разговаривают?

Д. : Они не умеют говорить на русском языке.

Л. : Давайте научим инопланетян говорить как мы, на русском языке.

Л. : Чтобы нам было легче общаться с инопланетянами, я придумала для них имена. Отгадать имя одного из них вы сможете, соединив первые звуки в названиях картинок (3 слайд)

Д. : Называют каждую картинку (танк, репа, иголка, матрешка, а затем имя Трим.

Л. : Имя второго вы сможете прочитать, если узнаете буквы, которые от вас прячутся (4 слайд)

Д. : Читают имя Трам. Обращают внимание на то, что имена пишутся с большой буквы.

Л. : Расскажите Триму и Траму, какие звуки бывают в русском языке? Только сами не забывайте все звуки произносить чётко и правильно, чтобы Трим и Трам слышали только чистые, красивые звуки русской речи.

Д. : Звуки бывают гласные и согласные. Гласным звукам живётся легко, припеваючи, потому, что воздух не встречает преграду и язык не трудится, не двигается, когда их произносит.

Согласным звукам живётся трудно, потому, что воздух встречает преграду и язык двигается, трудится, когда их произносит. Согласные звуки бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные.

Л. : Чтобы Триму и Траму было легче запомнить гласные и согласные звуки, поиграем в игру «Разноцветные квадраты». Я буду называть звуки, а вы определите какие они (гласные или согласные) и обозначите их нужными квадратиками. Предлагает детям открыть дидактические коробки.

Перед тем как открыть коробки дети договариваются: кто будет открывать коробку, а кто закрывать (для избегания споров и конфликтов). Логопед называет звуки [А, Г, Р, И], а дети, используя дидактические коробки, обозначают эти звуки квадратами нужного цвета.

Л. : Вспомните и назовите звуки по порядку, а теперь только гласные, только согласные. Уберите квадратики. Назовите звуки ещё раз по порядку, а я поймаю их «Волшебным мешочком».

Д. : Произносят звуки [А, Г, Р, И], а логопед «ловит их волшебным мешочком».

Л. : Давайте скажем волшебные слова «Абра, кодабра, фрэкс». Что случилось со звуками в волшебном мешочке?

Д. : Звуки надели на себя волшебные костюмчики и превратились в буквы.

Л. : Постарайтесь пальчиками внимательно ощупать и узнать букву в мешочке.

Д. : Ощупывают букву в мешочке, а затем называют её и только потом достают букву из мешочка. Логопед взамен объёмной буквы даёт детям такую же плоскостную букву.

(5 слайд)

Л. : Составьте из букв А, Г, Р, И слово.

Д. : Составляют слово ИГРА (после этого логопед кликает мышкой и буквы на слайде тоже встают в нужном порядке).

Л. : Предлагает детям, у которых буквы, выйти и поиграть в игру «Живое слово». Дети все вместе произносят слова: «Ну-ка, дети, покружитесь и в буквы быстро превратитесь. Составьте слово ИГРА».

Д. : Кружатся, а затем встают в нужном порядке, что бы получилось слово ИГРА. Оставшиеся на местах дети читают слово. Затем логопед произносит слова: «Ну-ка, буквы покружитесь и в детей все превратитесь». Дети кружатся, а затем садятся на места.

Л. : Одно из ваших любимых слов Трим и Трам уже узнали. Но в русском языке ещё очень много разных слов. Поиграем в игру «Найди слово».

«Координация речи с движением». (Движения по выбору детей : или парами играют в ладоши, или производят движения соответствующие содержанию текста) :

Я найду слова везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда! Играем в слово!

Л. : Сегодня мы будем искать самые главные и самые важные для каждого человека слова, живущие в нашем сердце и в нашей душе.

Пусть их узнают Трим и Трам

Д. : Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.

Л. : В русском языке есть одно слово, которым можно назвать всех тех, кого вы только что назвали. Попробуйте его составить из этих букв, а геометрические фигуры вам в этом помогут.

(6 слайд)

Дети, ориентируясь на последовательность геометрических фигур с буквами внутри, составляют слово.

Д. : Семья. После этого логопед кликает мышкой и геометрические фигуры с буквами меняют свое расположение. Становят в ряд, что бы получилось слово СЕМЬЯ.

Работа над словом. Дети делят слово на слоги, выделяют в каждом слоге гласную.

Рассказывают Триму и Траму правило деления слов на слоги. Читают стихотворение. Каждый ребёнок называет по одному слову, вычленяя его из текста.

В-каждом-слоге,-словно-в-доме,-

Красный-огонёк-горит. -

Это-звуки-гласные-красные-прекрасные-

Образуют-слог.

Логопед обращает внимание детей на то, что гласная буква Е, смягчив согласную букву С, сохранила себе только один звук [э], а гласная буква Я сохранила два звука, потому что ей не пришлось смягчать согласную букву М. Их разделил мягкий знак, что бы слово «семья» не превратилось в слово «семя».

Л. : Познакомим Трима и Трама с ещё одним важным словом. Но узнать его будет совсем непросто. Закройте глаза. Логопед указательным пальцем пишет буквы (по выбору детей : на ладони ребенка, на спине ребенка или в воздухе указательным пальцем ребёнка, а дети по тактильным ощущениям определяют буквы Р О Д И Н А и называют слово Родина. Обращают внимание на то, что слово Родина пишется с большой буквы.

(7 слайд)

Л. : А в следующем слове буквы разлетелись, как воздушные шары. Соедините буквы от самого большого кружка к самому маленькому.

Д. :. Россия. Обращают внимание на то, что названия стран пишутся с большой буквы.

Л. : Что необычного вы заметили в слове Россия?

Д. : Две буквы С.

Л. : Расскажите Триму и Траму, что обозначают эти два очень важных для всех россиян слова.

(8 слайд)

Д. : С помощью мнемотаблицы дети составляют рассказ.

Родина - это страна, в которой мы живём. Родиной она называется потому, что мы в ней родились, и она вскормила и вспоила нас, научила русскому языку. Родину ещё называют Отечеством, потому, что в ней родились наши отцы, деды и прадеды. Она такая же сильная и надёжная, как отец. Россию ещё называют матушкой, потому, что она заботится о нас, как родная мать. Наша Родина называется Россией, а люди, живущие в ней россиянами. Много на земле разных стран, но Родина-Россия-матушка одна.

(9 слайд)

Л. : Ещё одно важное для всех россиян слово вы сможете прочитать, выделив правильно написанные буквы (из зеркально отражённых) и напечатав их на своих подносах.

Д. : Выделяют правильно написанные буквы, печатают их на подносах с манной крупой и читают слово М О С К В А. Обращают внимание на то, что названия городов пишутся с большой буквы. После этого логопед кликает мышкой и на слайде правильные буквы опускаются из общего ряда вниз и выстраиваются в слово МОСКВА. Дети обращают внимание на то, что буква М должна быть большой. Логопед кликает мышкой и на слайде буква М становится большой.

Л. : Расскажите Триму и Траму, что обозначает это слово.

Д. : Москва - это самый главный город, столица России. Москва - очень большой и красивый город.

(10 слайд)

Л. : Что бы Трим и Трам поняли, какой это важный для россиян город, давайте вспомним крылатые выражения и пословицы о Москве. На двух картинках прячется одно крылатое выражение или одна пословица о Москве. Постарайтесь их узнать.

Д. : С опорой на две картинки узнают и называют «Москва - сердце России», «Все реки текут в море, а все дороги ведут в Москву».

Л. : А какие ещё пословицы о Москве вы знаете?

Д. : «Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал». «Москвой - столицей весь народ гордится».

(11 слайд)

Л. : Ещё одно важное слово вы сможете назвать Триму и Траму, разгадав ребус.

Д. : Стрельна. После этого логопед кликает мышкой и на слайде исчезает ребус, а появляется слово Стрельна. Дети объясняют инопланетянам, что посёлок Стрельна - это их малая Родина.

Л. : Говорит Триму и Траму о том, что Стрельна является часть большого и очень красивого города Санкт- Петербурга. Предлагает детям пробежать по звуковой цепочке слова Санкт- Петербург, что бы гости его лучше запомнили.

Д. : Называют друг за другом каждый звук. Там где звук не совпадает с буквой, говорят : «звук [э], а напишем букву Е».

[С-А-Н-К-Т-ПЬ-Э-ТЬ-Э-Р-Б-У-Р-Г]

Динамическая пауза. Игра с мячом.

(12 слайд)

Л. : Русский язык очень богатый. В нём ещё очень много слов, которыми можно назвать всё, что нас окружает: мебель, одежду, посуду и многое другое. Сейчас мы познакомим Трима и Трама с некоторыми из них.

Игра «Продолжи ряд»

Стул- (шкаф)

Пенал-(карандаш)

Самолёт-(вертолёт)

Космонавт-(лётчик)

Инопланетянин-(землянин)

Котёнок-(щенок)

Скворец-(грач)

Подснежник-(мать и мачеха)

Зима-(весна)

Игра «Добавь подходящее слово» :

весенний – (день, лес и т. д.)

весенняя – (погода, зелень и т. д.)

весеннее – (солнце, настроение и т. д.)

весенние - (лужи, цветы и т. д.)

Л. : Следующая игра научит инопланетян тому, что в русском языке слова дружат друг с другом, согласуются.

Игра «Закончи предложение словами: тёплая, долгожданная весна».

Наступила – (тёплая долгожданная весна).

Долго не было - (тёплой долгожданной весны).

Мы очень ждали - (тёплую долгожданную весну).

Мы всю зиму мечтали - (о тёплой долгожданной весне).

Мы любуемся и наслаждаемся – (тёплой долгожданной весной).

(13 слайд)

Работа над предложением. Составление предложений из несогласованных слов. Составление графической схемы предложения. Обозначение границ предложения при письме.

Л. : Триму и Траму понравилось, как вы играли в словесные игры, а особенно, как вы договаривали предложения. Они даже попробовали сами составить предложение на русском языке. Послушайте, что у них получилось: мы, жить, планета, Сатурн, на.

Д. : Это не предложение, а просто слова, потому что слова не дружат друг с другом и нам ничего не понятно.

Л. : Давайте поможем Триму и Траму составить из этих слов предложение.

Д. : Мы живём на планете Сатурн. Дети составляют графическую схему этого предложения. (Решение личностной проблемы. Одному из детей не будет хватать полоски со столбиком для обозначения слова, которое пишется с большой буквы). Закрепляют обозначение границ предложения при письме, раздельное написание предлога со словом, написание большой буквы в названии планеты, правописание слияний ЖИ и ШИ.

Л. : Давайте научим инопланетян составлять предложения, а заодно расскажем им, чем любят заниматься дети-земляне.

(14 слайд)

Составление предложений с однородными членами с восклицательной и вопросительной интонацией (по опорным картинкам).

Л. : Предлагает детям составить предложение по опорными картинкам (ДЕТИ, КРАСКИ, КАРАНДАШИ, ФЛОМАСТЕРЫ).

Д. : Составляют предложение «Дети любят рисовать красками, карандашами и фломастерами». После этого логопед кликает мышкой и на слайде появляется восклицательный знак. Дети произносят предложение еще раз, но уже с восклицательной интонацией.

Л. : Предлагает детям составить предложение по опорными картинкам (ДЕТИ, САНКИ, ЛЫЖИ, КОНЬКИ).

Д. : Составляют предложение Зимой дети катаются на санках, на лыжах и на коньках. После этого логопед кликает мышкой и на слайде появляется вопросительный знак. Дети произносят предложение еще раз, но уже с вопросительной интонацией.

Итог.

Л. : Спасибо, ребята! Вы научили Трима и Трама прекрасному русскому языку! Они узнали от вас самые любимые и самые важные слова россиян. Вы их научили говорить красивыми предложениями, в которых все слова дружат друг с другом, рассказали о своих любимых занятиях. Некоторым детям предлагает самостоятельно оценить свою работу на занятии, развивая их способность к самооценке и самоанализу. Некоторым детям даёт индивидуальную оценку логопед. Нашим гостям даже захотелось остаться с вами на некоторое время, поиграть в игры детей - землян и поговорить с вами на красивом чистом русском языке.

(15 слайд)

Д. : Берут кукол, прощаются с гостями и уходят.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми подготовительной логопедической группы «Лесные истории»Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми подготовительной логопедической группы «Лесные истории» Лексическая тема: «Подготовка диких животных к зиме» (с участием родителей) Коррекционно-развивающие задачи: -уточнить и закрепить знания.

Коррекционно-развивающее занятие тифлопедагога в первой младшей группе для детей с нарушением зрения «Найди цыпленка» Тема: «Найди цыпленка» с использованием технологий: здоровьесберегающие, игровые, педагогической поддержки, развивающей игры (Блоки Дьенеша).

Коррекционно-развивающее занятие по сенсорному развитию для детей с нарушением интеллекта первого этапа обучения «Матрёшки» Конспект коррекционно-развивающего занятия по сенсорному развитию для детей с нарушение интеллекта первого этапа обучения. Тема: «Матрёшки».

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие» Конспект диагностического занятия №1 Тема: «Морское путешествие» Цели: 1) Развитие графических навыков 2) Развитие произвольного внимания.

Коррекционно-развивающее занятие по предупреждению агрессивности детей старшего дошкольного возраста Цель: обеспечение чувство комфорта, уменьшение тревоги, развитие положительных эмоций; формирование способности к эмпатии, доверия, сопереживания,.

Коррекционно-развивающее занятие по развитию познавательной и эмоционально-личностной сферы у детей 6–7 лет "Разноцветная осень" (коррекционно-развивающее занятие по развитию познавательной и эмоционально-личностной сферы у детей 6-7 лет) Подготовила.

Коррекционно-развивающее занятие по развитию речи детей раннего возраста с синдромом Дауна (органическим поражением ЦНС)Коррекционно-развивающее занятие по развитию речи детей раннего возраста с синдромом Дауна (органическим поражением ЦНС) Цель: Стимулирование речевой активности Задачи: 1) учить произносить простые слова и звукоподражания; 2) коррекция зрительно-слухового восприятия.

Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи для детей с ЗПР. В старшей группе. Тема: «Транспорт». Цели: Развитие связной речи. Задачи: Образовательные: - Формирование связной диалогической речи. - Закрепить знания детей по лексической.

Коррекционно-развивающее занятие по сенсорному воспитанию для детей раннего дошкольного возраста Коррекционно-развивающее занятие по сенсорному воспитанию. Цели: Формирование навыка скоординированной работы рук в процессе.

Коррекционно-развивающее занятие с детьми подготовительной к школе группе «Ребята в стране русских сказок» Программное содержание занятия: - установление положительных психоэмоциональных отношений в группе, повышение самооценки детей; - профилактика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающее занятие в подготовительной группе для детей с ОНР «Научим инопланетян говорить как мы»
Опубликовано: 10 февраля 2017 в 16:51
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД