Папки-передвижки

Кружковая деятельность по экспериментированию во второй младшей группе «Почемучки»

Юлия Просцова
Кружковая деятельность по экспериментированию во второй младшей группе «Почемучки»

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : игру, сон, прогулку, прием пищи и т. д.

Ребенок с самого рождения уже сам по себе является исследователем. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Публикация «Кружковая деятельность по экспериментированию во второй младшей группе „Почемучки“» размещена в разделах

Роль опытно - экспериментальной деятельности в развитии детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Для успешного развития необходимо уделять больше внимание на создания условий, активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?", удовлетворить присущее ему любопытство. Ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнёрства, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

У детей четвертого года жизни ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:

• у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);

• сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;

• появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.

Дети уже способны улавливать простейшие причинно – следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «почему и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них. Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.

Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которых, проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя - куклы.

Цель: создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

• формировать у детей знания о живой и неживой природе;

• развивать инициативу, активность, самостоятельность;

• воспитывать любовь и бережное отношение к живой и неживой природе.

Организация работы идё т по следующим взаимосвязанным направлениям:

• О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

• О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром).

• О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

• О человеке.

• О предметном мире.

В процессе исследования – экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко – низко – далеко; мягкий – твердый – теплый и т. д.)

В работе программе используются следующие наглядные методы:

• экскурсии, целевые прогулки;

• наблюдения;

• показа сказок (педагогом, детьми);

• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

• проведение дидактических игр;

словесные методы:

• чтение литературных произведений;

• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

игровые методы:

• проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

• загадывание загадок;

• практические методы;

• организация продуктивной деятельности детей;

• оформление гербария растений, плодов;

• постановка сказок, отрывков литературных произведений;

• изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы нашего кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления:

• Познавательно – развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

• Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).

• Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).

В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки.

Занятия кружка проводятся I раз в неделю: вторник, среда во второй половине дня.

Время работы: 16.30 – 16.45 ч

Количество детей в подгруппе : 8 – 10 человек.

Перспективное планирование кружковой деятельности «Почемучки»

Месяц Тема занятия Целевые ориентиры Литература

Сентябрь «Почему осенью бывает грязь» Цель: Знакомство со свойствами почвы.

Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 17

«Играем с песком, глиной» Цель: Уточнение представлений о свойствах сухого и мокрого песка. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 19

«Солнечные лучики»

Цель: Формирование знаний о естественном источнике света – солнцем. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 35

«Что в коробке»

Цель: Знакомство со значением света и его источниками: солнце, фонарик, свеча. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 9

Октябрь «Каменная дорога»

Цель: Знакомство детей со свойствами камней: твердые, тяжелые, большие, маленькие, тонут в воде, могут вдавливаться в мокрый песок. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 16

«Кто живет в воде» Цель: Развитие познавательного интереса и воображения. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 26

«Вкусная водичка»

Цель: Пополнение знаний о свойствах воды: вода не имеет вкуса, но может его принимать и изменять. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятель ность детей дошкольного возраста» стр. 11

«Волшебная вода»

Цель: Выявление свойств воды и краски, способность красок растворятся в воде и изменять цвет воды. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 9

Ноябрь «Плыви, плыви кораблик» Цель: Знакомство со свойствами воды и бумаги.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 8

«Чудо бумага» Цель: Расширение знаний детей о различных видах бумаги Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 16

«Горячо – холодно» Цель: Определение температуры веществ и предметов. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 12

«Теремок» Цель: Знакомство детей с деревом. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 9

Декабрь «Льдинки разноцветные, яркие, приметные» Цель: Закрепление одного из свойств воды: замерзает при низких температурах.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 5, 28

«Мороз и солнце день чудесный» Цель: Закрепление знаний о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 21

«Ледовая фантазия»

Цель: Формирование представлений о свойствах льда (лед – это твердая вода, лед - тает в тепле). Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 20 – 21

«Ветер, ветер, ветерок»

Цель: Знакомство с таким природным явлением, как ветер, умение определять силу ветра. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 8

Январь «Да здравствует мыло душистое» Цель: Расширение знаний о свойствах мыла и его назначением, путем экспериментирования. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 7 – 8

«Снег – снежок»

Цель: Знакомство с элементарными свойствами снега: холодный, в тепле тает, превращается в воду. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 22

«Следы на снегу» Цель: Пополнение знаний детей о плотности снега. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 23

Февраль «Мои глаза»

Цель: Формирование представлений о глазах человека, о значении в нашей жизни. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 13

«Носики – курносики сопят» Цель: Формирование представлений детей о носе человека, о его функциях и значении в жизни человека. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятель ность детей дошкольного возраста» стр. 9

«Для чего мне нужен язычок?» Цель: Формирование представлений детей о языке человека, его значении. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 15

«Держим ушки на макушке» Цель: Формирование представлений об органе слуха – ухе. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 11

Март «Что лучше бумага или ткань» Цель: Знакомство с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 15

«Тарелочка из глины» Цель: Знакомство с глиной, ее качествами и свойствами. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 17

«Бантик из бумаги и ткани» Цель: Закрепление представления о свойствах бумаги (мнется, рвется, размокает в воде) и ткани (мнется, ее можно стирать и гладить) Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 18

«В гостях у Красной Шапочки» Цель: Закрепление знаний о материалах (ткани, бумаге, глине, дереве, из которых сделаны предметы. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 21

Апрель «Тонет – не тонет»

Цель: Закрепление знаний о легких и тяжелых предметах (одни остаются на поверхности воды, другие – тонут. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 28

«Витамины на окне»

Цель: Формирование представлений детей о том, что для роста растений нужны вода и свет. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 19

«Весенняя веточка» Цель: Наблюдение за появлением листочков на веточке. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 20

«Что в пакете?» Цель: Знакомство со свойствами воздуха.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 30

М а й «Мыльные пузыри» Цель: Закрепление представлений о свойствах воздуха. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 31

«Живое - не живое» Цель: Формирование представлений о понятии «живое» и «неживое», сравнение живого и неживого по характерным признакам. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 19

Итоговое занятие Цель: Определение эффективности занятий кружка в достижении поставленных задач Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 16 – 18

Методическая литература

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Рукотворный мир. Игры – занятия для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015

4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. ФГОС». – М. : «Детство – пресс», 2015

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности (ФЭМП (состав числа 5) в старшей группе «День рождения внучки Почемучки» Образовательная область «Познавательное развитие» по разделу «Формирование элементарных математических представлений». Конспект образовательной.

Конспект по ФЭМП в старшей группе «Друзья Незнайки и Почемучки» КОНСПЕКТ ПО ФЭМП В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Друзья Незнайки и Почемучки» Образовательная область-познавательное развитие Интеграция-социально-коммуникативное.

Кружковая деятельность «Азбука безопасности» Пояснительная записка Жизнь является самой дорогой ценностью, которой обладает человек. Он ищет смысл своего существования на протяжении.

Кружковая работа с детьми во 2 младшей группе «Разноцветные ладошки»Кружковая работа с детьми во 2 младшей группе «Разноцветные ладошки» b][/b] Дорогие коллеги! В том году набрала маленьких деток. Тему для кружка выбрали со 2 воспитателем "Разноцветные.

Кружковая работа во второй младшей группе по речевому развитию «Играй-ка» Актуальность. К трем годам завершается формирование ребенка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я.

Открытое музыкальное занятие в группе №4 «Почемучки» (возраст детей 3–4 года) Открытое музыкальное занятие для детей 3-4 лет. Тип занятия: Открытое занятие. Цель: Приучать детей вслушиваться в звучание мелодии, развивать.

Перспективный план работы по использованию национально-регионального компонента в старшей группе «Почемучки» Перспективный план работы по использованию национально – регионального компонента Месяц Сентябрь Продолжаем знакомиться с ближайшим.

Перспективный план работы с родителями в старшей группе Сентябрь 1. Анкетирование. Составление социально - демографического паспорта семей. 2. Консультация «Азбука дорожного движения». 3. Беседа.

Праздник «Святки» в старшей группе «Почемучки» Праздник «СВЯТКИ» в старшей группе «Почемучки» Цель: познакомить детей с праздником «Святки». Задачи: формировать у детей интерес к фольклору,.

Рабочая программа по организации поисково-исследовательской деятельности «Маленькие почемучки» в первой младшей группе Содержание - «Живая природа» - «Неживая природа» - «Физические явления» - «Человек» - «Рукотворный мир» Форма организации работы с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружковая деятельность по экспериментированию во второй младшей группе «Почемучки»
Опубликовано: 2 ноября 2015 в 21:24
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД