Литературное чтение, 3 класс. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (1 урок)

Соколова Елена Викторовна
Литературное чтение, 3 класс. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (1 урок)

Предмет Литературное чтение

Тема: В. Ф. Одоевский. Городок в табакерке (1 урок)

Цель: Будить у детей любознательность к естественно – научным знаниям.

Задачи:

1. Образовательная: познакомить учащихся с научно - познавательной сказкой, используя методы исследования;

2. Развивающая: развивать фантастические способности учащихся, интерес к механике; развивать навыки работы с текстом, навыки анализа прочитанного; совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев;

3. Воспитывающая: воспитывать внимание, любознательность, доброту.

Ход урока:

1. Организационно-мотивационный момент.

2. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. Контроль над результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.

Выразительное чтение с. 3-7, чтение по ролям.

Сегодня на уроке мы будем работать над сказкой, которая расскажет нам о чуде.

Как называется это произведение? Кто его автор?

3. Погружение в тему урока. Беседа об авторе. Целеполагание.

Рассказ биографических фактов из жизни В. Одоевского.

В. Ф. Одоевский родился в 1803 году в Москве. Мать Одоевского происходила из крепостных крестьян. А вы знаете, кто такие крепостные крестьяне?

А, что значит «потомок Рюриковичей»? (Князь Рюрик, который можно сказать был первым князем, которого выбрал сам народ).

Получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати. На протяжении многих лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского с А. С. Пушкиным. Одоевский замечал и всемирно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это и Лермонтов, и Тургенев, и Достоевский.

В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом “Дедушка Ириней”. Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”.

Что интересного мы узнали о Владимире Федоровиче? (Он был фантазером, но его идея частично воплотилась в жизни; он был мечтателем).

Сказка называется “Городок в табакерке”. А что такое “табакерка”? В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.

Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.

Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.

Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа — прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки.

4. Организация усвоения новой информации

Чтение рассказа В. Ф. Одоевского Городок в табакерке с. 8-15 учителем по хрестоматии.

Словарная работа (чтение с комментариями). Так как сказка была написана более 150 лет назад, её язык очень сложен.

Читая текст, мы встретили очень много непонятных слов. Пробегите текст глазами, какие новые слова вы узнали? (бюро, горка, ставни, попристальней, тиснёная бумага, почёл, мостовая вымощена перламутром, ни пяди, пядь, индо)

Какие слова показались необычными? Какие не встречаются или встречаются редко в нашей речи? (папенька, маменька, счесть нельзя, мудрено, право, мой друг, авось-либо, изломается, отворяется, имею честь говорить, сделать нам честь к нам пожаловать, учтиво, я вам очень благодарен, третьего дня, одинакие, одинакые, набольший, опамятоваться)

Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг.

Горка - стеклянный шкаф, где хранится посуда.

Музыкальная шкатулка - механический заводной инструмент, воспроизводящий какую - либо мелодию или пьесу (музыкальные часы, открытки)

Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха

Свод - верхняя часть помещения купол, который сводится в одну точку.

Много в сказке устаревших слов:

Авось (может быть, с сими словами (с этими, почел долгом (посчитал, одинакие (одинаковые, досадно (обидно, набольший (старший, 1834 г.

Мы с вами сейчас давали толкование словам. С какого же и на какой язык нам пришлось переводить?

Как вы понимаете выражение «закусил язычок»? В связи с чем это выражение употреблено в сказке?

Первичное восприятие произведения. Рефлексия чувств, вызванных произведением.

Понравился ли вам этот рассказ?

Почему он так назван?

5. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу

Расширение читательского диапазона. Краткое знакомство учащихся с отдельными произведениями автора и яркими цитатами из этих произведений.

В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом “Дедушка Ириней”. Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”.

Знаешь, голубушка, …что я тебе скажу: жить и служить – разница, да и работа работе рознь; заметь это: вперёд пригодится, но, впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда…

А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье. («Мороз Иванович»)

… Это тебе урок: вперёд не смейся над теми, у которых поговорка дурная; иной и с поговоркою, а больше другого знает, и можно от него кое-чему научиться. («Городок в табакерке»)

Так, например, один мой приятель никогда не слушал того, что учитель говорил ему в классе, и сидел на скамейке словно глухой. Что же вышло? Он вырос дурак дураком: за что ни примется, ничто ему не удаётся. Умные люди об нём жалеют, хитрые его обманывают, а он, видите ли, жалуется на судьбу, что будто бы несчастливым родился.

Сделайте милость, друзья, не будьте глухи! Уши нам даны для того, чтобы слушать. Один умный человек заметил, что у нас два уха и один язык и что, стало быть, нам надобно больше слушать, нежели говорить. («Индийская сказка о четырёх глухих»)

Работа по тексту. Сказка и реальность.

Скажите, а как выглядела табакерка? Найдите в тексте и прочитайте (два отрывка)

Это реальное описание или уже сказочное? (реальное)

Найдите сказочное описание городка. Прочитайте.

Оно тоже реальное? (Миша его описывает находясь внутри шкатулки)

Что увидел Миша, когда папа открыл крышку табакерки?

Как объяснил папа Мише устройство табакерки? Прочитайте.

Когда же начинается сказка? Найдите этот момент в тексте.

Открытия.

Ребята, вспомните ещё раз, в чём особенность произведений Одоевского? Давайте перечислим те открытия, которые сделали мы, читая сказку.

С каким фактом мы сталкиваемся, когда читаем описание табакерки? (смена дня и ночи)

Почему Миша не сразу согласился пойти с мальчиком-колокольчиком?

Что же случилось, когда он всё-таки пошёл за мальчиком в город? Найдите и прочитайте.

Как объяснил это мальчик-колокольчик? (закон перспективы)

Случалось ли вам рисовать «неудачные» картинки? Как вы теперь будете рисовать?

Чему ещё научил мальчик-колокольчик Мишу? Что сказал Мишин провожатый про размеры колокольчиков и их голоса? (от величины колокольчика зависят высота и чистота звука)

Понравилось ли Мише в городе?

А вот колокольчики почему-то не считают себя счастливыми. Докажите словами текста.

Бывает ли вам скучно играть в игрушки? Почему такое случается? (долог день до вечера, коли делать нечего)

Что ещё нового узнал Миша в городке Динь-Динь? (не всегда плохо, если за тобой присматривают; в строении шкатулки всё взаимосвязано)

6. Контроль над результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.

Чтение рассказа учащимися «по цепочке».

7. Домашнее задание: читать рассказ В. Ф. Одоевского Городок в табакерке с. 8-15 (2 раза)

8. Подведение итогов урока.

Чему научился мальчик во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь, исследуя табакерку? Что такое воспитанный человек? Это человек, который стремится к знаниям, вежливый и доброжелательный.

Чему учит сказка? Сказка учит наблюдательности и умению исследовать интересные и сложные механизмы.

Научился, исследуя шкатулку:

1. Издали кажется все меньше.

2. У колокольчика побольше - голос низкий, а поменьше - голос высокий.

3. Без учебников и учебы жить неинтересно.

4. Нельзя ломать поделки, механизм, исследуя его, а то он выйдет из строя.

9. Рефлексия.

Владимир Федорович Одоевский

13 августа 1803 г. — 11 марта 1869 г.

(65 лет)

ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ ОДОЕВСКИЙ

13 августа 1803 г. — 11 марта 1869 г.

(65 лет)

В. Ф. Одоевский родился в 1803 году в Москве. Мать Одоевского происходила из крепостных крестьян. А вы знаете, кто такие крепостные крестьяне?

А, что значит «потомок Рюриковичей»? (Князь Рюрик, который можно сказать был первым князем, которого выбрал сам народ).

Получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати. На протяжении многих лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского с А. С. Пушкиным. Одоевский замечал и всемирно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это и Лермонтов, и Тургенев, и Достоевский.

В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом “Дедушка Ириней”. Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”.

Что интересного мы узнали о Владимире Федоровиче? (Он был фантазером, но его идея частично воплотилась в жизни; он был мечтателем).

Публикации по теме:

«Путешествие в волшебный мир звуков». Урок Музыки. 1 класс«Путешествие в волшебный мир звуков». Урок Музыки. 1 класс «Путешествие в волшебный мир звуков» Урок Музыки 1 класс. Тема урока: «Путешествие в волшебный мир звуков» Обобщающий урок по разделу «Музыка.

Литературное чтение. Тема урока Ф. Тютчев «Зима недаром злится»; К. Ушинский «Проказы старухи-зимы» Планируемые результаты: Предметные: понимают содержание прочитанного; умеют работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и.

Литературное чтение. Конспект урока в третьем классе «Т. Бокова «Здравствуй, лето» Литературное чтение Дата «___»___ ___ г Класс 3- «__» (4 четверть) Урок 134 Тема урока: Т. Бокова «Здравствуй лето» Цель: формировать.

Тест по сказке Иван — царевич и серый волк. 3 класс. Литературное чтение. Тест по сказке Иван – царевич и серый волк Устное народное творчество. Сказки. 3 класс. Литературное чтение. Школа России. 1. Имя царя,.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Овощи
  • Фрукты и ягоды
Автор публикации:
Литературное чтение, 3 класс. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (1 урок)
Опубликовано: 21 октября 2017 в 19:09
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Стенгазета-поздравление «С днем Матери»
Мама - самое дорогое слово для каждого из нас. И в то же время это самое простое и самое удивительное слово. Скоро праздник наших любимых милых мам. Уже...
«Большая книга сказок о животных жарких стран» (фотоотчёт)
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию «Большую книгу сказок о животных жарких стран», в создании которой приняли...
Сценарий отборочного тура муниципального конкурса «Рождественская сказка в музыке»
В прошлом году наш сад принимал гостей - участников отборочного тура муниципального фестиваля-конкурса "Рождественская сказка в музыке". Мне предложили стать...
Мастер-класс Коллективная работа «Букет маме»
День Матери- светлый, теплый, душевный и прекрасный праздник. На свете нет человека ближе и роднее чем мама. Благодаря маме мы вырастаем добрыми и...
Опыт — эксперимент: «Значение солнца и воды для роста растений»
Цели: - продолжать формировать у детей познавательные интересы к природе через экспериментальную деятельность; - подвести детей к пониманию значения...