МААМ-картинки

Логопед-наставник: работа с родителями детей с тяжёлыми нарушениями речи

Надежда Кокина
Логопед-наставник: работа с родителями детей с тяжёлыми нарушениями речи

Для коррекции и развития речевых способностей детей с ограниченными возможностями здоровья логопеду необходимо создать оптимальные условия воспитания и обучения воспитанников не только в условиях ДО, но и совместно с родителями в семьях.

Поэтому при обследовании ребёнка логопед использует следующие методы и приё мы:

• изучение документов, личных дел;

• знакомство с медицинскими справками и выписками, выделение неблагополучных этапов в развитии ребёнка;

• изучение социума ребёнка;

• диагностические исследования;

индивидуальные беседы с родителями.

Публикация «Логопед-наставник: работа с родителями детей с тяжёлыми нарушениями речи» размещена в разделах

Обследование детей происходит в первые недели сентября, где обращается внимание на особенности психического и речевого развития.

Обследование показывает, что дети, пришедшие в специализированную группу, имеют разный уровень речевого развития и общего развития в целом.

Выявленные низкие показатели воспитанников с ОВЗ по многим параметрам диагностики, побуждают логопеда к поиску таких форм и методов работы по преодолению системного недоразвития речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, которые помогали бы ребёнку успешно реализовывать свои интересы и речевые способности в дальнейшей образовательной деятельности, быть социально адаптированными в социуме.

Основное значение в решении данных проблем имеет коррекционно-развивающая работа логопеда с семьёй с применением дополнительных методов воздействия (артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастиками, физкультминутками, фонетической ритмики, логопедического массажа) способствуют более эффективному преодолению речевых нарушений, предупреждение возможных вторичной задержек в развитии познавательных и психических процессов.

В семье родителям рекомендуется применять упражнения по развитию мелкой моторики с помощью су-джока, карандашей, массажных мячиков, упражнения с мелкими камешками, шишек маленького размера, жёлудей и другого природного материала.

Основными принципами в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР как специалиста, так и родителя являются :

- принцип единства диагностики и коррекции – определение методов коррекции с учётом диагностических данных;

- безусловное принятие ребёнка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности;

- принцип компенсации – опора на сохранные, более развитые психические процессы;

-принцип системности и последовательности в подаче материала – опора на разные уровни организации психических процессов;

- создание комфортных условий для развития личности ребёнка.

Индивидуальное сопровождение ребёнка в семье заключается в дифференцированном подходе, т. е. в адекватной системе педагогических требований, соответствующих возможностей и особенностей развития ребёнка.

Речевое развитие поддерживается во всех видах деятельности детей в группе и рекомендуется родителям продолжать эту работу в семье.

По запросу родителей логопед проводит открытые групповые и индивидуальные занятия, где показывает интересные для родителей приёмы и методы работы по коррекции и развитию речи воспитанников.

Обязательно учитывается ведущий вид деятельности дошкольников:

- подвижные, сюжетно-ролевые игры;

- коммуникативные игры, игры и задания на развитие произвольности, воображения;

- смена видов деятельности.

На начальном этапе главным является – пополнять пассивный и активный словарный запас ребёнка, пробудить интерес к речевому общению через организацию совместной деятельности со взрослым.

Пройдя городскую психолого - медико-педагогическую комиссию, ребёнок через МФЦ направляется в специализированную группу комбинированного вида ДОУ с ТРН, где с ним активно работают специалисты, одновременно привлекая помощников - родителей.

В нашем дошкольном учреждении воспитываются и обучаются дети с тяжёлыми нарушениями речи разной степенью выраженности. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – Ф3 созданы специальные условия и соответствующие программы обучения. Образовательная деятельность всех специалистов осуществляется по ООП детского сада, а также по АООП, которая пишется на каждого ребёнка. Адаптированная основная образовательная программа составляется на основе специальной программы: «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н. В. Нищевой, основной образовательной программы и индивидуальным маршрутом развития ребёнка.

Комплексная работа ведется совместно с родителями по всем компонентам речевого развития детей с ТНР :

- связной речью,

- грамматическим строем речи,

- пассивным и активным словарём,

- фонематическими процессами,

- слоговой структурой,

- звукопроизношением.

Для детей с тяжелыми нарушениями речи основным источником получения информации является слуховой и зрительный анализатор. Поэтому в группе и помещениях для занятий присутствуют удобно расположенные и доступные детям стенды, с представленным на них наглядным материалом по лексическим темам, о правилах поведения, правилах безопасности, о режиме дня, о формировании культурно-гигиенических навыков. Опорные картинки с заданиями можно размещать и дома. Они способствуют лучшему усвоению и зрительному запоминанию словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи лексических тем.

Предметно - пространственная среда группы ДОУ предусматривает центр учебной деятельности, музыкальный центр, центр речевой деятельности (речевой уголок, центр театральной деятельности, модули для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница». В семье рекомендуется создать уголок ребёнка, где ребёнок может организовать понравившийся вид деятельности, уединиться с игрушками.

Для родителей в ДОУ постоянно обновляется информация в папках-передвижках и стендах «Советы родителям» по разным направлениям речевого развития детей. В родительских чатах обсуждаются учебные моменты с логопедом. На сайте сада родители могут познакомиться с консультациями учителя-логопеда. Занимаясь коррекцией звукопроизношения в ДОУ, логопед заводит на каждого ребёнка тетрадь методических рекомендаций, где отмечает проводимую работу и даёт задания на повторение дома.

На протяжении всего времени пребывания детей в дошкольном учреждении и в семье ведется постоянная работа по углубленному речевому развитию детей. Стимулируется их умение пользоваться активной речью. Это происходит как во всех режимных моментах, занятиях, а так же праздниках и развлечениях в детском саду.

Взрослым рекомендуется с самого утра поддерживать речевую активность своего ребёнка как на улице, так и в детском саду. Воспитанников приучают здороваться и ждут от него приветствия, спрашивают о его самочувствии и его настроении. За столом интересуются как называется приём пищи, что приготовили, из каких продуктов приготовлены блюда, правила культуры поведения за столом. Во время одевания в раздевалке уточняют название времён года и название верхней одежды и обуви, поощряют желание к самостоятельному одеванию и поддержания порядка в шкафчике после прогулки. Наблюдение за погодой, происходящими изменениями в природе, вызывание речи детей, поддержание контакта друг с другом во время игр и общения, развивают навыки свободной коммуникации.

Логопед рекомендует родителям использовать все виды деятельности ребё нка: изобразительную деятельность, музыкальную деятельность, физическую культуру, театральную деятельность, познавательные и образовательные занятия, творческую деятельность, исследовательскую деятельность. Формы работы родителем могут быть разными : объяснения, уточнения, беседы, наблюдения, игровая ситуация, пересказы текстов, составление рассказов по сюжетной картине и серии сюжетных картин, инсценировка сказок, заучивание стихов и ролей при подготовке к праздникам.

Родители должны постоянно поддерживать общение детей и сами правильно повсеместно пользоваться устной речью. Совместно с логопедом, родители развивают коммуникативные навыки детей, приближая их к речи нормотипичных сверстников, что положительно оказывает влияние на дальнейшее обучение в школе.

Литература:

Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов на Дону. Феникс, 2019.

Публикации по теме:

«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи «Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи. Конспект занятия для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности.

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи.«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. «Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. Конспект открытого интегрированного занятия для воспитанников.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Картотека коррекционных игр и упражнений для детей с нарушениями речи Кто как говорит? Учите малыша копировать голоса животных. Для этого вложите в фотоальбом картинки с изображением разных животных и птиц:.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Пособие по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речиПособие по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи Предлагаю вашему вниманию пособие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР «Буквоград» Цель пособия: закрепление.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопед-наставник: работа с родителями детей с тяжёлыми нарушениями речи
Опубликовано: 29 мая 2023 в 09:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД