Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

Наталья Неслуженко
Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

Нарушение слоговой структуры слов это дефект речевого развития, характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Коррекция является профилактикой причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников. Нередко логопедическая коррекция осуществляется на фоне медикаментозного лечения, психо- и физиотерапии.

Подготовительный этап

Работа на невербальном материале

1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.

2. Работа над ритмом. Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.

3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.

5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т. д.).

6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку)

Примечание. Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого раз вития ребенка.

Работа на вербальном материале

1. Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний.

2. В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко- слоговым рядом можно рекомендовать создание дидактических игровых ситуаций с использованием, например, русской народной сказки «Репка».

Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Уровень гласных звуков

Уровень слогов

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:

• Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);

• Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог);

«Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);

• Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);

• Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

• Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со. ;

• Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы;

• Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;

• Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;

• Чтение или повторение за логопедом серии слогов:

а-са, а-со, а-су, а-сы

• Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;

• Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных:

ста-сто-сту-сты

• Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать слоги;

Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

«Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст;

• Беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами, слогами со стечением согласных;

«Кто быстрее?»: в таблице записаны слоги (разных типов); ребенок должен быстро найти и прочитать названный логопедом слог;

• Запись слогов различных типов под диктовку;

• Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных; выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов (в зависимости от коррекционной задачи);

• Зрительный диктант цепочки слогов, содержащей слоги различных типов.

Уровень слова

В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений.

Фонематический и слоговой анализ слов

1. Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).

2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.

3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.

4. Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед).

5. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава.

6. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.

7. «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.

8. «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом кот, двухэтажный лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома).

Фонематический и слоговой синтез слов

1. Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА+, КА+

2. Разгадать ребусы: КОФ. ЛАС. КОС.

3. Из кубиков «построить» слово, соединив кубики стрелками: ЛЕТ СА МО

4. Из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол).

5. Логопед медленно произносит слово по слогам: со-ба-ка, а ребенок произносит это слово целиком.

6.«Разрезные картинки». Ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняют, что если сложить картинку не правильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл.

7. Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование): дом домик, кот. Уточнить, какое звукосочетание появляется во всех этих словах.

8. Изменить по аналогии: дом дома, лес. (упражнение в словоизменении). Уточнить, изменилось ли количество слогов.

9. Дополнить слово подходящим слогом: землями., смо-роди.

10. Выбрать слоги из таблицы и составить слова: МАША, ЛАПА, УРА, УШИ, РАМА, НАШИ, НАША, ЛАРА, РАНА, ШИНА, МАРА, ПАША, МАЛА, МАШИ, ЛАМА. МА РА НА ША У ЛА ШИ ПА

11. Из карточек, на которых написаны слоги, составить слова, лишенные смысла, прочитать их.

12. Дописать слог в названиях изображенных на картинках предметов: маши., куби.

Смешанные упражнения на анализ и синтез слов

1. Поменять слоги местами, составить слово: рады дыра, сосна насос.

2. Образовать новое слово из первых слогов двух слов: чайник + капуста = чайка малина + машина = мама

3. Один ребенок произносит слово медленно по слогам: пу-го-ви-ца, а другой произносит это слово целиком.

4. Определить, какой слог пропущен: ко---ва; са---лет.

Фонематические представления

1. Разложить картинки под схемы слов: (дуб) (сосна) (береза) (кот) (коза) (корова)

2. Построить «дома», «поселить» туда любые слова (на каждый «этаж» вписывать один слог):

• РАК ЗИ ВО

• МА РО

• ТА

3. Придумать родственные слова к слову снег (снеговик, снежок, снежинка, снежный) задание аналогичное предыдущему.

4. Назвать любое слово, придумать слово на один слог длиннее (короче); аналогичное задание с картинками (выбор картинок).

5. Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов.

6. Цепочка слов (дети придумывают слово, начинающееся с последнего звука услышанного слова): тигр рыба.

7. Закончить слово: ла., ла., ла., ма., ку.

8. Придумать слова к схемам:

• КА. (каша)

• КА. (калина)

• ---КА. (рукавицы, макароны)

• ---КА (ложка, ручка)

9. Придумать слова, оканчивающиеся на -ЧОК (каблучок, сверчок).

10. Придумать куклам имена, состоящие из 2 и 3 слогов; подарить им подарки, названия которых состоят соответственно из 2 и 3 слогов (используются картинки); объяснить, почему никому не подарили ПЛАЩ и БОСОНОЖКИ.

12. Придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо хоро шо; ши-иш-ши

13. Подобрать рифму к словам: мак гамак; зайка.

14. Разложить картинки на две кучки: кто это? и что это? Объяснить значение слов: строитель, строительство; парик, парикмахерская, парикмахер; водопровод, водопроводчик; часы, часовщик; милиция, милиционер.

15. Ребенку предлагается звукосочетание со стечением согласных; придумать с этим звукосочетанием слова (хвалить, хватать, хватит).

В ходе отработки слов различной слоговой структуры не обходимо обращать внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов.

Заключение

Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов необходимо работать над звуконаполняемостью слов и коррекцией звукопроизношения, так как все это решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова.

Как показали исследования Г. М. Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребенка закрепится самостоятельное употребление этого слова. Естественно предположить, что ребенок с недоразвитием речи на первом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.

Литература

1. Агранович Е. З. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. – Спб.: Детство – Пресс, 2001. – 48 с.

2. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005.

3. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.

4. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. — М. ; Айрис-пресс, 2005.— 96 с.

5. Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова. Логопедические задания. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 87 с.

6. Титова Т. А. Логопедическая работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников // Логопед в детском саду, 2005, № 5,6.

Публикации по теме:

Игры и упражнения для развития слоговой структуры слова одним из наиболее трудных для коррекции речевых нарушений является нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется.

Консультация на тему: «Нарушение слоговой структуры слов у детей» Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 10:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фото-отчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему.
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...