Папки-передвижки

Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами

Раиса Урукова
Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами

Аннотация. Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, осложненные стертой дизартрией.

Ключевые слова. Дизартрия. Речь. Звуки. Дыхание. Моторика.

В последнее время количество дошкольников с речевой патологией – стертая форма дизартрии, из года в год увеличивается. Отклонения в речевом развитии без оказания современной логопедической помощи спонтанно не компенсируются, о чем доказывают специальные исследования Г. А. Каше, Г. В. Чиркиной, Л. В. Лопатиной.

Публикация «Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами» размещена в разделах

В чистом виде дизартрия встречается редко. Чаще всего дизартрия носит смешанный характер. Работая в детском саду, мы обычно сталкиваемся с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, осложненные стертой дизартрией. Нарушения фонетической стороны речи при стертой дизартрии, являясь выраженными и внешне сходными по своим проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, вместе с тем имеют свой специфический механизм. Нарушения звукопроизношения при стертой дизартрии с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонетической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей. Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к усваиванию школьных знаний. При осмотре артикуляционного аппарата таких детей наблюдается различное положение языка в полости рта в состоянии покоя. Язык неспокойный, напряженный, лежит бугром. Иногда наблюдается западение правой или левой половины языка, у некоторых детей наблюдается сужение языка. Это свидетельствует об изменениях тонуса мышц языка. Наблюдается неточность, недостаточность силы движений языка, вялость, гиперкинезы. Неоднократное повторение движений вызывает быстрое утомление: замедляется темп движений, наблюдается легкое посинение языка. Это свидетельствует о мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции.

Основная цель логопедической работы с детьми с дизартрическими расстройствами – улучшение разборчивости речевого высказывания, для того, чтобы обеспечить ребенку лучшее понимание его речи окружающими.

Для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса, всю работу с такими детьми необходимо проводить комплексно, на фоне активного медикаментозного и психотерапевтического лечения.

Задачи, которые решаются на занятиях по коррекции произношения звуков у детей с дизартрией направлены на :

уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата – спастического пореза, гиперкинезов (в более легких случаях – нормализировать тонус мышц и моторики артикуляционного аппарата);

развитие речевого дыхания и голоса; формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голосом в речевом потоке; выработке синхронности голоса, дыхания и артикуляции;

постановка звуков, их автоматизация и дифференциация;

развитие слухового восприятия, фонематического слуха, анализа, синтеза, слоговой структуры;

развитие лексико-грамматической стороны речи, развитие внимания, памяти, мышления;

нормализацию просодической системы речи.

Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.

Часто в практике мы встречаемся с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, но в потоке речи звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искаженно. Нужно уделять тщательное внимание автоматизации звуков в лексическом материале разной сложности. Сначала автоматизация осуществляется в слогах разной структуры (где все звуки произносятся утрированно, далее — в словах разной слоговой структуры, где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине). Затем звуки автоматизируют в предложениях, насыщенных контрольным звуком. Очень важно, чтобы из лексического материала были исключены звуки, которые у ребенка произносятся искаженно или еще не закреплены. Весь лексический материал, предлагаемый для автоматизации, должен быть понятен ребенку.

Нередко мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребенок при контакте с логопедом в условиях кабинета демонстрирует в речи приобретенные навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребенок возвращается к прежнему стереотипному (искаженному) произношению. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребенка, его мотивация к улучшению речи.

Немаловажным является работа логопеда с родителями – консультации, где объясняется важность логопедического воздействия, показываются артикуляционные упражнения, если необходимо — массаж, подробно объясняется работа родителей с ребенком дома. Таким образом, при стертой дизартрии недостатки звукопроизношения изживаются только под воздействием длительного (2-3 года от степени сложности дизартрии, систематического логопедического воздействия, в котором огромное место занимает работа над развитием речевой моторики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лопатина, Л. В., Серебрякова, Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) : учебное пособие. –– С. -П. ,СОЮЗ, 2000. – 192с.

2. Лопатина, Л. В. ; Серебрякова, Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. –Образование, 1994.

3. Архипова, Е. Ф. Коррекционная работа с детьми со стертой формой дизартрии. –М, 1989. – 207с.

Публикации по теме:

Логопедическая работа с детьми в детском саду Целью логопедической работы с детьми в детском саду является развитие речи, коррекция ее фонетических и фонематических недостатков, формирование.

Консультация «Дети с расстройствами аутистического спектра» Другие дети Этих детей легко узнать по взгляду «погруженному в себя», отсутствию речи или ее монотонности, ритуальным или стереотипным движениям.

Картотека игр с детьми с расстройствами аутистческого спектра Игры для развития детей с расстройствами аутичного спектра. Игры помогают детям развить крупную и мелкую моторику, освоить язык и другие.

Консультация для педагогов «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ФФН у дошкольников» Консультация для педагогов: «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ФФН у дошкольников» Составила: Учитель-логопед Пальмова.

Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи На важность и необходимость своевременного формирования фонематического восприятия у детей с речевой патологией указывали многие отечественные.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Логопедическая работа по профилактике речевого недоразвития у детей раннего возраста 1. Актуальность темы Ранний возраст является самым благоприятным в развитии человека. Необходимость мер по ранней диагностике и коррекции.

Консультация «Логопедическая работа с безречевыми детьми» Логопедическая работа с безречевыми детьми. Безречевые дети - это дети у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение,.

Подъязычная уздечка. Что это такое? Как с этим быть? Логопедическая работа с детьми Подъязычная уздечка. Что это такое? Как с этим быть? Чтобы найти подъязычную уздечку, нужно открыть рот, поднять язык вверх и обнаружить.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами
Опубликовано: 9 октября 2018 в 15:02
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД