Логопедическое занятие в старшей группе «Зачем? Почему и как?»

Елена Винокурова
Логопедическое занятие в старшей группе «Зачем? Почему и как?»

Цели:

Образовательные:

Освоение навыков практического употребления в речи притяжательных местоимений «мой, моя, мое»; продолжение работы по обучению составления распространенных предложений; закрепление знаний названий предметов одежды, обуви, головных уборов и их частей, обобщающее слово «одежда»;

закрепление усвоения категории родительного падежа; закрепление умения подбирать глаголы; обогащение знаний детей о свойствах материалов, из которых сшита одежда, закрепление названия тканей (ситец, шелк, шерсть, драп, вельвет, мех и др.).

Коррекционные: на базе речевого материала продолжить дифференцировать звуки С и Ш; развивать подвижность речевого аппарата, речевое дыхание, мелкую моторику; закрепление правильного произношения звуков С - Ш в изолированном виде, в словах, в тексте.

Воспитательные: воспитывать усидчивость, трудолюбие, целеустремленность.

Психические процессы: развитие внимания, наблюдательности, воображения.

Ход занятия

«Зачем? Почему и как

Орг. Момент

Лог.: - Сегодня «Мудрая сова» проводит заседание клуба знатоков "зачем? почему? и как?". Как вы думаете дети кто такие знатоки?

Сейчас ребята у вас есть уникальная возможность доказать что вы достойны этого звания. А сейчас мы предоставляем слово нашей мудрой сове.

- Уважаемые знатоки, для того чтобы заработать главный приз, вы должны доказать мне что вы очень умные и правильно ответить на те вопросы которые пришли к нам в студию. За каждый правильный ответ я буду давать вам звезду. Вы готовы?

- Да!

Итак, мы начинаем игру.

Участники игры: Ангелина, Влас… (апплодируют друг другу) проходят к столу с волчком.

Один из детей крутит волчок. (под музыку)

1. Задание от волшебного зеркальца

Артикуляционная гимнастика

Мой язык похож на лист,

Что слетел с березы вниз, -

Широкий, мягкий, плоский.

Совсем как лист березки.

Широкий расслабленный язык удерживать неподвижно на нижней губе на счет до 10.

Прыгают по мягким листьям

Зайцы, белочки и лисы.

Постучать верхними зубами по широкому расслабленному языку.

Листья высохли, свернулись.

Краешки их вверх загнулись.

«Чашечка»: поднять боковые края и кончик расслабленного языка.

В лужах листья там и тут.

Словно лодочки, плывут.

«Чашечка» вперед - назад.

Ветер листья подхватил,

Поднял вверх, подул, завыл:

- Чашечка' вверх: «Ш-ш-ш.»

В листьях ветер шелестит:

То свистит он, то шуршит.

Шуршит:. Свистит:.

Свистит:. . Шуршит:. .

Повторять опорные звуки «шшш» и «ссс».

Дифференциация изолированных звков с-ш.

Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам

Звук С

- Что еще может издавать такой звук? Насос, вода,

- В каком положение у нас губы когда мы произносим звук С? В улыбке

- Где находится язычок? За нижними зубами

- Звук С может быть мягким? –Да

Произнесите его

Звук Ш

- Что еще может издавать такой звук? Змея, шина проколатая, гусь

- В каком положнии у нас губы, когда мы произносим звук Ш? трубочка

- Где находится язычок? За нижними зубами

- Звук Ш может быть мягким? - нет

Автоматизация в слогах игра с кубиком. На гранях кубика артикуляция звуков: а у и о

Ребенок кидает кубик и произносит слоги с соответствующими гласными

Ш…а ш…о ш…у

С. а с. у с. о

Вопрос к мудрой сове.

- Мудрая сова мы правильно выполнили задание?

Ответ совы

2. Задание от большого уха

Фонематические процессы

Он учится слушать и хочет проверить как это умеете делать вы

Игра Эхо

Ребята давайте поиграем в эхо. Вы будете говорить голосом Эха последний слог.

Вот стоит мальчишка - шка, шка, шка

В красивой рубашке - шке, шке, шке

А вот стоит Антошка-шка, шка, шка

А у него матроска-ска, ска, ска

А у аркашки каска-ска, сак, ска

Внимание на экран

«Исправь ошибку»

«Слушаем внимательно, думаем старательно»

«Каска, санки, самолет» - каска-кашка

Кто ошибку здесь найдет?

«Крыса, слон, велосипед» - крыса-крыша

Есть ошибка или нет?

«мышка хвост, усы и нос». Мышка-мишка

Где ошибка? - вот вопрос.

- Мудрая сова, мы справились с заданием?

3. задание от лесовичка

Автоматизация в словах

Лесовичок отправил нам картинки и просит рассказать ему сказку и все картинки назвать правильно.

Свистяще-шипящая сказка

Ваша задача, все картинки назвать правильно. Я начинаю предложение, а вы заканчиваете.

Логопед.

Жили-были, поживали,

Никаких забот не знали.

(выкладывает картинки: собака, кошка, мышка, свинья)

Логопед.

Скучно было им без дела.

Тут-то к ним и прилетели.

(выкладывает картинки: кукушка, сорока)

Логопед.

Принесли им приглашенье

На веселый День рожденья. (кого) (выкладывает картинки: лиса, лягушка). лисы, лягушки.

Логопед.

Как подружки были рады!

Стали примерять наряды.

(выкладывает картинки: шапка, сарафан,шарф, сапоги)

Логопед.

Быстро по коробкам ярким

Разложили все подарки.

(выкладывает картинки: шарик, сумка, самовар, шуба)

Логопед.

И подружки так спешили,

Что отправиться решили.

(выкладывает картинки: самокат, машина). на самокате.. на машине.

Логопед.

Именинница встречала

И подружек угощала.

(выкладывает картинки: сыр, салат, шоко- лад, сок, сахар, груша, каша, петрушка)

Логопед.

А потом все гости встали,

Инструменты в лапки взяли. (выкладывает картинки: скрипка и гар-

мошка)

Логопед.

Начались тут песни, пляски.

Жаль, пришел конец всей сказке.

Молодцы! Сова мы справились с заданием?

Ответ совы

Автоматизация в словосочетаниях

4. Задание от бабушки и Саши

- А теперь уважаемые знатоки внимание на экран, к нам пришла жалоба от бабушки на своего внука Сашу. Давайте посмотрим что у них происходит.

Бабушка и внук

Раскладывается первый ряд картинок (он в дальнейшем не меняется)

Шкаф, стул, кушетка, макушка, подушка, каша, конюшня, сундук, вешалка.

Следующие картинки- второй ряд: костюм, шорты, сандалии, шапка, кошка, ложка, лошадка, шуба, галстук.

Логопед выкладывает первый ряд, все картинки дети называют. Под первым рядом второй ряд. Пример: В кашу-ложку… Затем собираем второй ряд тусуем его и заново.

Внук прибежал — всё разбросал:…

Давайте покажем как вы дома помогаете.

Логоритмика

Мамам дружно помогаем: Ходьба на месте

Сами в тазике стираем Наклон, имитируем полоскание

И рубашки, и носочки Выпрямились, загибаем пальцы на руке

Для сыночка и для дочки Повороты вправо-влево

Через двор растянем ловко Потягивания – руки в стороны

Для одежды три веревкиТо же

Светит солнышко-ромашка, Потягивания – руки вверх, ладонь раскрыть

Скоро высохнут рубашки. Покачивание, руки наверху

- Вопрос к сове

- Ответ совы

5. Задание от совы

Целый час сова на нас

Смотрит, не смыкая глаз.

Захотелось ей поспать —

Стала совушка моргать.

Внимание на экран

Автоматизация в предложениях

День и ночь!

Посмотрите на наши картинки что у нас есть:

Белая рубашка, а на ней букашка

Маленький мишка в синих штанишках

У звонкой кукушки шапка на макушке

Ночь настала — и у нас не стало

Белой рубашки, а на ней букашки

Маленького мишку в синих штанишках

Звонкой кукушки с шапкой на макушке

День пришел — и ты сразу всё нашел:

Белую рубашки, а на ней букашку

Маленького мишку в синих штанишках

Звонкую кукушку с шапкой на макушке

-Вопрос к мудрой сове

6. Задание от рассеенного

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки —

Оказалось, это брюки.

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

- Как вы думаете, почему он так оделся?

Он наверно просто не знает, как правильно носить одежду, ребята вы знаете, у меня тоже есть такой знакомый. Гость в студию.

Рассеянный танцует с детьми

Переодеваем его.

- Мы тебе сейчас расскажем немного об одежде

На верхний куб (слова-предметы) картинки на дифференциацию одежды головных уборов и обуви.

2-й куб – слова-признаки

1 сторона - «большое - маленькое» (платье-платьице, шуба-шубка, свитер-свитерок)

2 сторона- цвет, согласование прилагательного с существительным (синее платьице, коричневая шубка)

3 сторона - материал

Детали одежды, большой - маленький, цвет, материал

«Из чего какой?» образование относительных прилагательных: из ситца – ситцевый, из льна – льняной, из шелка – шелковый, из шерсти – шерстяной, из меха – меховой, из пуха – пуховой, из кожи – кожаный, из резины – резиновый

Обувь из кожи – кожаная обувь, обувь из резины – резиновая обувь, обувь из кожи с лаком – лаковая обувь, обувь из материи – матерчатая обувь.

3-й куб – слова- действия

Пиктограммы: связать, сшить, одеть, штопать, завязать, застегнуть

«Подбери слово».(винительный падеж)

Что вяжут? – шапку, варежки… что шьют? – пальто, платье…

Что надевают? – пальто, свитер… что обувают? – сапоги, валенки…

Что штопают? – чулки, носки… что завязывают? – шнурки, шарф…

4-й куб

Времена года, для девочек - мальчиков, (один-много, как одеться на улицу мальчикам и девочкам

Выбираем картинки в названии которых есть звуки С-Ш и предлагаем купить ему такую одежду.

- Ну теперь Рассеянный точно все знает про одежду.

- Мудрая сова, мы со всеми заданиями справились?

Итог. Вручение призов

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Мой шкафчик» Здравствуйте! Предлагаю Вашему вниманию настольную игру. Данная игра предназначена для детей младшего и среднего дошкольного возраста для.

Наглядное пособие «Логопедический коврик» ГБОУ СОШ №3 СП ДС №7 «Ягодка» г. Чапаевск Авторы Борисова Н. В. Приданцева Н. В. Цель: Повысить эффективность коррекционной работы логопеда.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
Автор публикации:
Логопедическое занятие в старшей группе «Зачем? Почему и как?»
Опубликовано: 3 ноября 2013 в 08:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фотоотчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
Фотоотчет «День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему»
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...