Получи документы

Малые формы фольклора как одно из направлений речевого развития детей дошкольного возраста в условиях перехода к ФГОС

Оксана Шемуратова
Малые формы фольклора как одно из направлений речевого развития детей дошкольного возраста в условиях перехода к ФГОС

В условиях перехода от ФГТ к ФГОС дошкольного образования, содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы Программы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области) : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Публикация «Малые формы фольклора как одно из направлений речевого развития детей дошкольного возраста в условиях перехода к ФГОС» размещена в разделах

Мне бы хотелось сосредоточить внимание на области речевого развития. Как показывает практика, большое количество детей поступают в школу с нарушениями речи. Очень серьезно встает вопрос о чистоте детской речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма, что влияет на успеваемость.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и т. д.). Малые фольклорные жанры одни из них.

Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотёк. К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее. Современный ребёнок мало времени проводит в обществе взрослых (всё больше за компьютером или у телевизора, редко слышит сказки и рассказы из уст родителей. Поэтому появляются следующие проблемы:

1. Речь ребёнка состоит из простых предложений. Он не умеет грамотно их строить. На вопросы отвечает односложно (да, нет, хорошо, плохо).

2. Недостаточный словарный запас.

3. Ребёнок использует в своей речи сленговые слова, рекламные клише (результат просмотров телевизионных передач, рекламных роликов, нелитературные слова и выражения.

4. Не может правильно, грамотно сформулировать свой вопрос.

5. Неспособен построить монолог, не может пересказать короткий текст своими словами.

6. Не желает и не может объяснить свою точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест.

7. У ребё нка отсутствует культура речи: не умеет использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Жизнь детей младшего дошкольного возраста во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. В совместной работе воспитателя и родителей через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Вся работа с фольклором включает несколько этапов.

1 этап – предварительная работа: знакомство с персонажем, героем, животным предполагаемой потешки, сказки (кошка, коза); рассматривание картинок, игрушек, животных; обследование предмета; игры с ним; наблюдения (за дождиком, кошечкой); дидактические игры («Кто что ест?»); пропевание песенок.

На этом этапе необходимо как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам.

2 этап – знакомство с художественным произведением (сказка, потешка, прибаутка) : рассказывание и чтение сказки, потешки; повторное чтение (2-3 раза) с сопровождением иллюстраций; беседа по содержанию; выборочное чтение отрывков, пропевание песенок; обыгрывание (с куклой «Водичка, водичка…»).

Здесь большое внимание уделяется выразительности речи воспитателя. Что позволяет понять ребенку смысл произведения, поступки героев, овладеть интонационной выразительностью.

3 этап - повторение потешек, сказок: повторения необходимы не только на одном и том же занятии, необходимо повторять и сами занятия в целом через определенное время. Это помогает закрепить и расширить знания детей : рассказывание сказок, потешек с использованием фланелеграфа, настольного театра, театра картинок; рассматривание иллюстраций; чтение без показа иллюстраций; прием договаривания стихотворных слов и фраз (катится колобок, а навстречу ему); проговаривание отдельным ребенком отрывков (с использованием масок, игрушек); проигрывание диалогов героев.

Использование этих приемов помогает закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.

4 этап – внесение потешек и сказок во все виды детской деятельности: использование в режимных процессах; элементы и игры драматизации; дидактические игры «Узнай потешку» (показ иллюстрации, а ребенок читает потешку); чтение на занятии сразу нескольких потешек 2-3; использование героев сказок на других занятиях.

Использование этих приемов помогает детям почувствовать большую уверенность в своих силах, проявлять речевую активность.

Я работаю с детьми раннего и младшего возраста. Совместную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю как яркое общение с малышами, основанную на активном соучастии и сотворчестве педагога и ребёнка. Прикладываю усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали. Создаю условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, скажем, желание делового общения - что-то подтвердить или возразить ( хотя бы используя набор самых простых слов: "да", "нет", "так", "вот" и т. п., пытаюсь заразить малыша своим настроением.

Использую малые формы фольклора не только в совместной образовательной деятельности по развитию речи, но и других продуктивных видах деятельности.

На лепке лепим зернышки для петушка, обыгрываем потешкой «Петушок, петушок…».

Представляя перед собой снежную улицу, дети рисуют «снежок», чтобы вызвать положительный настрой проговариваем «Падай, падай белый снег!».

На конструировании строим домик (избушку, обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет, курочка в сапожках избушку метет».

Каждый знает, что проведение некоторых режимных моментов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я использую потешки.

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывания ее спать, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи.

В сопровождении потешек я пробую привлекать детей к играм.

В театрализованной деятельности дети стараются передать характер героев (походку, жесты, интонации).

Использование малых форм фольклора на прогулке учит детей в обычных предметах видеть необычное. Потешки, заклички, загадки легко запоминаются детьми и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире.

Призвав родителей к совместной работе, я обратила их внимание на необходимость приобщения детей к малым жанрам фольклора именно с ранних лет, предложила продолжить работу по ведению альбома произведений данного вида. Родители заинтересовались этим предложением, и теперь узнают какие-то новые потешки, пословицы и поговорки, вносят их в альбом и разучивают вместе с ребенком. Ребенок приходит в детский сад и рассказывает другим детям то, что он выучил вместе с родителями.

Результаты диагностики показали, что уровень развития речи у детей повышается. Речь детей становится более яркой, выразительной, эмоциональной. Выявлена положительная динамика уровня развития речи.

Таким образом, используя в своей работе разнообразные виды деятельности, формы организации детей, методы и приёмы, направленные на формирование интереса к малым жанрам фольклора мне удалось не только повысить интерес к предмету, но и получить высокий результат. Дошкольники стали внимательно слушать произведения, эмоционально откликаться на них, обогатился словарный запас детей, адаптация малышей к детскому саду стала успешной.

Публикации по теме:

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Рабочая программа для детей подготовительной к школе группы «Семицветик» Вашему вниманию предлогается презентация Рабочей программы для детей подготовительной к школе группе «Семицветик». Данный материал был предложен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Малые формы фольклора как одно из направлений речевого развития детей дошкольного возраста в условиях перехода к ФГОС
Опубликовано: 12 марта 2015 в 17:17
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД