Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой

Людмила Рожкова
Мастер-класс для педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой

Мастер- класс для педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой

Задачи:

• Систематизировать представления педагогов о народной игрушке.

• Заинтересовать педагогов в том, какое влияние оказывает народная игрушка на художественно-эстетическое и патриотическое воспитание дошкольника.

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой» размещена в разделах

• Раскрыть методические основы обучения детей изготовлению абашевской игрушки.

• Повысить профессиональную компетентность участников мастер-класса.

Материал:

• Образцы глиняных игрушек (абашевская, филимоновская, дымковская).

• Компьютерная презентация (слайды).

• Доска для лепки

• Глина и пластилин

• Влажные салфетки

• Стеки

Музыкальный ряд:

• Русская народная музыка.

Решаем проблему, используя методы и технологии:

• Метод интеграции искусств.

• Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.

• Метод сравнений (ассоциации).

• Компьютерная технология.

Ход мастер- класса

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практике художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. На сегодняшний день проблема гармонического развития ребенка имеет всеохватывающий характер. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос нравственно - эстетического воспитания. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Народные художественные промыслы занимают видное место в декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по образному содержанию явление современной культуры. Оно связано с формированием основ личности, с воспитанием нравственных качеств, творческих особенностей и раскрытием индивидуальности ребенка. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Прививая любовь к прекрасному, знакомлю детей с народным прикладным искусством Пензенского края в рамках реализации образовательной программы ДОУ - регионального компонента и проекта «Знакомим дошкольников с родным краем». В моей работе ведущими методами для решения задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого и ребёнка.

Формы организации эстетического воспитания в художественной деятельности использую различные: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д.

Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

Работая над этой темой, я разработала серию конспектов, подобрала доступный материал, изготовила дидактические игры «Найди отличия», «Составь узор», «Нарисуй узор», картотеку подвижных, народных игр, альбомы с образцами ДПИ для рассматривания, составила подборку настольно – печатных игр.

Большое внимание уделяю работе с родителями. Информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях. Значительную роль в процессе нравственно – эстетического воспитания помогает музейная комната Чембарского быта, организованной у нас в ДОУ. Итогом детской деятельности служат выставки детского и совместного с родителями творчества в детском саду, создание декоративных альбомов; участие в развлечениях, досугах, праздниках.

На сегодняшний день накопленным мною материалом в данном направлении, я хотела бы с вами поделиться.

- Посмотрите, среди игрушек на столе есть необычные? Что это за игрушка? Кто знает?

- А это что за игрушка? Показываю “Абашевскую игрушку”. Эта игрушка вам знакома? Правильно, эту игрушку мы должны знать и узнавать её всегда, потому что изготавливается она в нашей области.

- Как вы думаете, как узнать побольше про игрушку? Как поближе познакомиться с народной игрушкой? (Коллеги предлагают сходить в музей).

- Правильно, сейчас мы все вместе посетим “Музей народной игрушки ”.

(Звучит русская народная музыка).

Педагогам предоставляется компьютерная презентация “В музее народной игрушки”.

Ну, а вот эта игрушка родилась на нашей Пензенской земле. Обратите внимание, абашевские животные имеют длинные туловища, широко расставленные ноги, у них длинная, пластично изогнутая шея, тщательно вылепленная головка и большие глаза-углубления. Абашевские животные очень горделивы. И им есть чем гордиться: головы козлов, оленей, баранов украшают большие, красиво изогнутые рога, кудрявые челки, узорчатые бороды и гривы. Жил в селе Абашево Пензенской области талантливый мастер Ларион Зоткин, фантазер и сказочник. Самые обычные домашние животные превращались в его руках в сказочные существа неведомой породы. Раскрашены игрушки глухими, не блестящими эмалями, а детали сверкают бронзой и серебром. Такие игрушки создаются на радость взрослым и на потеху детям.

Предлагаю посмотреть, как я знакомлю детей с этапами лепки абашевской игрушки. Приглашаю желающих к столу. Будем делать это вместе.

Этапы изготовления абашевской глиняной игрушки

1. Подготовленный ком глины разминается на дощечке и делится на две

равные части.

2. Из одной части раскатываем и формируем овал длиной 5-7см.

3. С обоих концов полученного овала делаем надрез глубиной 1-1,5 см.

4. Раздвигаем надрез и формируем коротенькие, конусообразные ножки

игрушки.

5. Формируем из полученной заготовки дугообразную форму, в

результате чего получаем туловище и ножки игрушки.

6. Берем вторую часть глины и делим ее на две части.

7. Одну часть откладываем, а из второй части формируем удлиненную

шею в виде «морковки».

8. Прикрепляем толстый конец «морковки» к туловищу.

9. Из оставшейся глины лепим небольшую головку в виде «груши» и

прикрепляем к шее изделия.

10. Лепим причудливые рожки похожие на елочку или ракушку (есть и

другие варианты, их можно придумать самим).

11. Длинную шею игрушки можно украсить лепным ритмичным и

симметричным узором, из мелких глиняных горошин, при условии, что

украшение игрушки не мешает и не отягощает форму игрушки.

12. Стекой намечаем глаза, ноздри и рот игрушки.

В процессе изготовления глиняной игрушки у детей формируется умение пошагово выполнять практическое задание при помощи и под контролем воспитателя. На последующих занятиях закрепляю с воспитанниками полученные навыки изготовления глиняной игрушки и приобретенные знания об истории традиционного художественного промысла села Абашево Пензенской области.

- Уважаемые коллеги! Благодарю за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер- класса вы получили определённые представления об изготовлении абашавской игрушки, и что наш мастер- класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.

Прикреплённые файлы:

v-muze_obj9m.ppt | 14658 Кб
 
Публикации по теме:

«Использование наглядных пособий в развитии познавательной активности дошкольников». Мастер-класс для педагогов Использование наглядных пособий в развитии познавательной активности дошкольников (Мастер-класс для педагогов района). Уважаемые коллеги.

Дидактическое пособие по ознакомлению с Дымковской народной игрушкой. (Игрушки из ковролина)Дидактическое пособие по ознакомлению с Дымковской народной игрушкой. (Игрушки из ковролина) Описание: Для изготовления дидактического пособия использовали ковролин "Радуга" (тонкий ковролин, используемый для оформительских работ).

Дидактическое пособие по ознакомлению с филимоновской народной игрушкой (игрушки из ковролина)Дидактическое пособие по ознакомлению с филимоновской народной игрушкой (игрушки из ковролина) Описание: игрушка изготовлена из ковролина "Радуга" (тонкий ковролин, используется для оформительских работ); представляет собой набор.

Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах ознакомления дошкольников с художественной литературой Задачи: - обобщать.

Мастер-класс для педагогов «Опытно — экспериментальная деятельность дошкольников» Форма организации: Игра – эксперимент Цель: Способствовать расширению кругозора детей, обогащать их жизненный опыт. Задачи: • способствовать.

Мастер-класс для педагогов «Осторожные сказки». Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок Мастер-класс «Осторожные сказки». Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок. Цель: освоение и последующее.

Мастер-класс для педагогов по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования Мастер класс для педагогов. Тема мастер класса: Рисование иллюстраций к сказке «Теремок». Цель: 1. Раскрыть значение нетрадиционных техник.

Мастер-класс для воспитателей «Знакомство детей дошкольного возраста с Торжокской народной игрушкой»Мастер-класс для воспитателей «Знакомство детей дошкольного возраста с Торжокской народной игрушкой» «Мастер – класс» Кареевой В. Д, воспитателя МБДОУ, детский сад №17 п. Де–Кастри Ульчского района, Хабаровского края. Тема: «Знакомство.

Мастер-класс для педагогов «Использование ИКТ в театрализованной деятельности дошкольников» Мастер-класс по теме: «Использование ИКТ в театрализованной деятельности дошкольников» Подготовлен воспитателем МДОУ №7 Суслевой Е. Б.

Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование — один из методов экологического воспитания дошкольников» Ход мастер – класса: 1. 1. Вводная часть. Один из эффективных методов экологического воспитания старших дошкольников – это экспериментирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой
Опубликовано: 31 октября 2015 в 14:52
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД