Анастасия Антипина
Мастер-класс для родителей «Игры-упражнения с песком»
b]Цель и задачи:[/b]
- дать определение песочной терапии;
- познакомить родителей с песочной арт-терапией, как методом развивающей и обучающей деятельности детей младшего дошкольного возраста;
-познакомить родителей с играми, используемыми на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности, а также в коррекции психологических проблем;
- научить родителей наблюдать за ребёнком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться;
- расширить контакт между педагогами и родителями;
- повысить педагогическую культуру родителей.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Игры-упражнения с песком“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры с песком
- Мастер-классы для родителей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Оборудование: педагогическая песочница, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки, природный и бросовый материал, трубочки для коктейля.
Ход мастер-класса:
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада нашей встрече, сегодня я вам покажу мастер-класс работы с детьми в песке.
Что такое песок знают и малыши, и взрослые. Это замечательный материал для детского творчества на занятиях и досуге.
Давайте, вспомним, когда вы были маленькими. Как вы любили летом на берегу или просто в песочнице играть с песком и водой. Как интересно было строить пирамиды и замки, облеплять их ракушками, разноцветными камушками и стёклышками, чтоб они были самыми красивыми на свете! Или просто «печь» пирожки из песка. Как копать в песке ямки и туннели, пытаясь добраться до воды. И как вас невозможно было «за уши» оттащить от этого занятия?
И эти игры с песком так и остались с нами, тёплым местечком в душе, как воспоминания детства, беспечного и безопасного.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песок, проводя развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой образовательный и воспитательный эффект, нежели чем стандартные приёмы обучения.
Игры с песком хороши своей универсальностью. Для ребенка любого возраста найдется интересная песочная игра. Особое обаяние, присущее песку как игровому материалу, привело к рождению отдельного метода психотерапии - песочная терапия. Но магия песка и сама по себе оказывает нужное воздействие.
Положительные эффекты игр с песком:
- развитие мелкой моторики (при манипуляциях с мелкими предметами, фигурками, песком);
- развитие творческого потенциала, фантазии (ребенок придумывает целый мир на песке);
- развитие речи (игра часто сопровождается комментариями, историями, воображаемыми диалогами);
- развитие целенаправленного действия (создаю план-реализую задумку);
- развитие коммуникативных и социальных навыков (когда ребенок играет не один, он взаимодействует с партнерами по игре);
- развитие и гармонизация эмоциональной сферы (в игре находят воплощение волнующие ребенка ситуации, что дает эмоциональную разрядку);
- балансировка психических процессов (возбужденных успокаивает, вялых активизирует);
- по мнению эзотериков, песок имеет способность «заземлять» негативную энергию.
Прикасаясь к песку, Вы почувствуете его тепло, его текучесть, его движение. Игры с песком - отличный способ расслабиться. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосновение с природной материей снимает стресс, напряжение, страхи.
Песок – это дар природы, каждая песчинка содержит в себе лучик солнца, дуновение ветерка и капельку росы, поэтому этот материал так привлекает ребёнка. Это доступный материал для каждого.
Ящик для игр с песком должен быть определённого размера: 50*70*10. Бортики и донышко выкрашены в голубой цвет. Бортики - это небо, дно – это вода.
Сегодня я хочу вас научить играть с ребёнком в песочек.
Каждое наше занятие – игра начинается с ритуала входа в песочную страну:
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди.
Песочная Фея, приди!
(ритуал «входа» в Песочную страну).
Затем мы здороваемся с песочком, дети кладут руки на песок и произносят слова приветствия:
Здравствуй песочек, сыпучий и прохладный,
Ты - наш дружочек, играть с тобой приятно!
(Ритуал приветствия с песком).
Повторяем правила игры с песком:
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить,
И друзей своих любить!
Ну, а после игр милых
Вымыть руки нужно с мылом!
(Ритуал повторения правил поведения в песочнице)
Нас в Песочной стране встречает Песочная Фея (хозяйка Песочной страны, потом начинается «игра».
Сегодня мы с вами попробуем поиграть в некоторые игры с песком.
Родители подходят к песочнице с сухим песком.
Упражнение «Чувствительные ладошки».
Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?
Погладьте песок между ладоней.
Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.
Тактильная разминка
Ручки, как жучки летают.
И в песок они ныряют.
Песочек лапками перебирают
Горку строят и ровняют
А ещё пересыпают
Через сито пропускают
Между ладошками потрут и на место уберут.
В ходе тактильной разминки дети выполняют следующие действия: перебирают в песке пальчиками, строят горку, ровняют песок, пропускают песок через сито, протирают песок между ладошками.
Упражнение «Песочный ветер».
В Песочной стране дует сильный ветер. Попробуйте, дуя в трубочку сдувать песок с ладошки. Каждый из вас сделает маленький ветерок. Выдуть из трубочки букву, с которой начинается ваше имя.
Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в неё песок. Можно выдувать углубления, ямки на поверхности песка, выдувать изучаемую букву, цифру или рисовать.
Игра «Картина из загадок».
Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.
Жёлтая тарелка на небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит (солнце)
Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки (облака)
Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной (радуга)
Течёт, течёт - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит (речка)
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё - беда:
Она их главная еда (трава)
А теперь выберите из коллекции любую игрушку, которая больше понравится, найти ей место в песочнице и внести её туда. Выставляя игрушки в песочнице, вы (родители) должны проговаривать предлоги и наречия с пространственным значением: около, у, перед, между, за…
Игра «Ориентировка в песочнице» (время суток, время года)
У песочницы есть верх, низ, правая и левая сторона и два угла: левый верхний и левый нижний, правый верхний и правый нижний. Чтобы ребёнок научился легко в ней ориентироваться проведите несколько игр. И начните с того, что по сторонам и по углам прячьте такие карточки, они у меня отвечают временным отрезкам. (петушок пропел – значит утро, солнышко ярко светит – значит день, мальчик укладывается отдыхать, за окном уже темнеет – вечер, луна, звёзды – ночь).
В каком углу живёт петушок? – в верхнем правом.
А мальчик – в нижнем левом. И так мы работаем: стороны – верх, низ, право, лево и уголочки. Усложняете игру тем, что эти карточки прячете в песочек. Ребёнок сам находит карточки в песке и радостно сообщает, что солнышко живёт в верхнем правом уголочке. Так он закрепляет знания о сторонах и углах. Для более старших детей можно приготовить карточки с видом города в разное время суток.
Рисование.
Следующий этап, мы начинаем учить детей рисовать. Сгладим поверхность и поставим игрушечку в самый центр. И вот наша игрушка пошла в заданном направлении: то она идёт вверх, то идёт вниз, то в стороны, и возвращается в середину.
Игрушки можно использовать разные, но только те, которые хорошо моются и безопасные для детей или же утилизируются. То есть картонный кораблик пришёл в негодность, мы его изъяли из игры ребёнка и сделали новый.
Вот посмотрите, как мы начинаем рисовать с детьми:
- первое – это рисуем прямые линии, потом волнистые линии, но чтобы было интересно рисовать сделаем ребёнку кораблик.
- рисуем одним пальчиком, всеми пальчиками в разных направлениях.
- дальше изучаем эталоны длины. Сглаживаем поверхность, поставим игрушку и предлагаем для этой игрушки сделать дорожку – широкую (всей ладошкой) узкую, длинную или короткую. Можно эти дорожки сравнить.
- теперь рисуем лесенку (ступенька, ещё одна, ещё.) вот наша игрушка пошла по ступенькам. Можно посчитать ступеньки.
- следующий этап нашей работы, когда дети научились рисовать дорожки, лесенки, волнистые и прямые линии (самые простые предметы, теперь мы учим их рисовать предметы, состоящие из округлых форм. И так по поверхности, для интереса, мама разбросала, например, бабочек. И для каждой бабочки ребёнок рисует листок. Листочки могут быть разные (округлые, волнисты).
Также можно, ни чего не предлагать ребёнку, а просто предложить нарисовать много шариков. Ребёнок упражняет руку, потом он и карандашом будет хорошо рисовать округлые формы.
- рисуем геометрические фигуры.
Создание своей композиции.
Предлагаю вам создать свою композицию (2 мин). Как вы назовёте композицию, которая у вас получилась? По желанию расскажите о чувствах, которые вызывает у вас композиция? Хочется ли что-нибудь изменить?
Вам понравилось играть с песком? Какие эмоции вы получили?
Что показалось наиболее интересным? Что показалось трудным?
Сегодня я показала вам лишь несколько песочных игр, в которые вы родители можете поиграть с ребёнком. Ещё несколько игр я вам приготовила в буклетах. Вы дома сами ознакомитесь с ними. (раздаю буклеты)
Итог мастер-класса:
Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? (нет, нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней). Воспитатель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки, а она в Вашем лице, дорогие родители, воспитатель бессилен. Отсюда можно вывести важное правило: Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании наших чудесных детей.
Спасибо за внимание!