Папки-передвижки

Мастер-класс для родителей «Секреты логопеда»

Любовь Цепко
Мастер-класс для родителей «Секреты логопеда»

Мастер – класс для родителей

«Секреты логопеда»

Цель мастер–класса : укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми

Задачи:

1)показать важность работы по развитию речи у детей дошкольного возраста;

2) поделиться с родителями методами использования артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики, словесных игр в жизни ребёнка;

Публикация «Мастер-класс для родителей „Секреты логопеда“» размещена в разделах

3) способствовать желанию родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях.

Раздаточный материал: зеркала, чупа-чупс, воздушный рис, вата, коктельные трубочки, мячи мягкие, су-джок, прищепки.

Глубокоуважаемые наши родители!

Учитель-логопед : Речь — могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.

Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка — это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и нас беспокоит, что растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.

Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Я хочу предложить вам ряд способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему.

Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными. Для этого проводится комплекс артикуляционных упражнений, направленных на развитие мышц речевого аппарата.

Сегодня мы проведем артикуляционную гимнастику нетрадиционным способом, а в интересной форме.

СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫКЕ

(комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч.)

Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.

Первая дверь – это губы. Давайте откроем ее («Заборчик»).

Вторая дверь – зубы. Откроем и ее («Окошко»).

Что же делает наш Язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губа («Лопаточка»)

Посмотри, как сладко и спокойно спит Язычок (некоторое время удерживать язык на нижней губе). Наконец он проснулся, улыбнулся («Улыбка», взял трубу и заиграл «Ту-ту, я проснулся! («Дудочка»).

Пошел Язычок на кухню, а там мама тесто месит «Пя-пя» («Помесим тесто») и блины печет («Блинчик»). Взял Язычок чашечку с чаем («Чашечка», варенье, бублики («Бублик») и стал завтракать. Но кушал он не аккуратно и испачкал верхнюю губу в варенье («Вкусное варенье»). После еды решил Язычок показать маме настоящий фокус («Фокус»).

Захотелось Язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покататься («Качели»). Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься. Весело ему было скакать на лошадке («Лошадка»).

Нагулялся Язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь – зубы, а затем и первую – губы (сомкнуть губы).

А можно делать эти упражнения в «вкусной» форме.

«Хоботок»

Просим ребенка сжать чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

«Часики»

Просим ребенка кончиком языка достать чупа-чупс, возле одной щеки, затем возле другой.

«Футболист»

Предложите ребенку перекатить во рту от одной щеки к другой чупа- чупс.

«Иголочка» («Рыбалка»)

Посыпаем липкую тарелку воздушным рисом. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а рис – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка. Выполнять нужно быстро и чётко.

«Чашечка»

Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в чашечку воздушный рис, удерживать по 5 – 8 сек.

«Трубочка»

Положить палочку на середину языка ребенка и попросите поднять его боковые края.

«Качели»

Предлагаем ребенку удержать соломинку, зажатую между языком и верхней губой, языком и нижней губой. Язык не касается зубов.

Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.

Следующий секретик это – дыхание.

Различают речевое и неречевое дыхание. Неречевое, или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание произвольно, оно позволяет рациональнее расходовать выдыхаемый воздух. За коротким энергичным вдохом идёт пауза, за ней продолжительный выдох — источник образования звуков. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объём дыхательного аппарата, что достигается путём тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз, сочетающихся с соответствующими движениями).

Правильному речевому дыханию детей вполне можно обучить. Обучение, конечно же проводится в игровой форме.

Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.

Условия проведения:

1. Не заниматься в пыльном, не проветренном, или сыром помещении;

2. Температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

3. Одежда не должна стеснять движений;

4. Не заниматься сразу после приема пищи (не раньше, чем через 30 минут после еды, или на голодный желудок, при недомогании;

5. Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

6. ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями

7. Практическая часть.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила.

1. Перед выдохом ребенок делает вдох, глубокий и сильный, как говорят, «набирает воздуха полную грудь».

2. Совершает выдох плавно, не толчками. Во время выдоха губы не сжимает, а складывает их трубочкой и не надувает щеки.

3. Во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос, только через рот! В качестве эксперимента попробуйте зажать ноздри малышу пальцами, чтобы он сам почувствовал, как должен выходить воздух.

4. Выдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух.

5. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательныеупражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

«ВОЗДУШНЫЙ ФУТБОЛ»

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).

«ВОЛШЕБНАЯ БУТЫЛОЧКА»

Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в трубочку вставленную в бутылочку с шариками из пенопласта. При точном попадании воздушной струи в бутылочку шарики вращаются. Это очень нравится детям.

Обратите внимание!

Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.

Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

«СВЕЧА»

Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

«ФОКУС» («Снежинка на носу»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Усложнение:

На кончик носа прикрепить кусочек кальки, ватки (1.5 см х 1,5 см) и сдуть его, при правильной воздушной струе он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить (провести по кончику языка ребёнка).

Обратите внимание!

Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.

Не сжимать язы зубами.

Современные исследования подтвердили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.

Кончики пальцев – второй ум. Это доказывали еще античные мыслители (великий философ Кант писал, что кисть — это наружная выпуклость головного мозга).

Массирование рук- улучшает кровообращение всего тела, способствует расслаблению, поднимает настроение и возвращает уравновешенность. Помогает восстановлению многих функций организма.

Массаж -укрепляет здоровье и способствует полноценному развитию организма. Массажные процедуры можно проводить уже с 2-х месяцев. Такой ранний подход к развитию мелкой моторки средствами массажа — не даст развиться нарушению речи и организма малыша в целом. Наверняка вы уважаемые родители знаете, что нужно тренировать активность рук малыша.

Для этого существует множество интересных игр и упражнений для развития мелкой моторики. Для того чтобы кисти рук приобрели подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, но они со временем надоедают детям и тут на помощь приходят не совсем обычные и привычные средства, которые всегда находятся у вас дома под руками и мы можем их использовать в работе с детьми.

Если возникли трудности у вашего ребёнка, не переживайте, вы всегда сможете ему помочь, а как это сделать, я вам сегодня расскажу и покажу.

1. Сейчас мы выполним Самомассаж ладоней

Для этого нам понадобятся бытовые щетки, расчески для волос. Сейчас мы выполним на каждый ударный слог поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» щёток касаются не только пальцев, но и ладоней, направления движения – к себе.

Гладила мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

2. Упражнения с мячами для тренировки кисти рук.

Для этого нам понадобится мяч продолговатой или круглой формы, мягкий и приятный на ощупь. Мы будем сжимать его на каждый ударный слог, после каждой строчки смена рук.

Сжать его поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка умнее!

3. Далее мы выполним Прищепочный массаж.

Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку можно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

Бельевой прищепкой на ударные слоги стихотворения поочередно кусаем ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После каждого двустишия – смена рук.

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

— Но я же играю с тобою, малыш!

— А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!».

4. Далее мы выполним массаж пальцев рук с помощью мячиков с шипами «Мяч – ежик» — и обычными попрыгунчиками, Су-джок — терапии эффективен, безопасен и очень простой, улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку. Движения по тексту.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальчиком прижму

И другой рукой начну.

5. Сейчас мы выполним Массаж пальцев эластичным кольцом

Улучшается моторика рук, развивается координация звукопроизношения

Мы с вами станем надевать и снимать массажное колечко, на каждый палец руки, одновременно на левой и правой руке, сопровождая движения стихами, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняем руки.

Сверху – левой, снизу – правой,

Я его катаю, браво.

Раз, два, три, четыре, пять-

Мы друзей идем искать!

Этот мальчик под кроватью,

Этот мальчик под диваном,

Этот мальчик под столом.

Этот мальчик за углом,

Этот мальчик встал у стенки,

У него дрожат коленки.

Для активизации речевого развития детей я предлагаю вам сыграть в словесные игры. Это игры, в которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т. д.

Я предлагаю игры по нарастающей, т. е. от более легких к сложным.

1. «Эхо или попугайчик»«Ты не девочка, не мальчик, ты сегодня попугайчик».

Вы говорите любое слово, а ребенок должен повторить его точно так же, как вы: тихо или громко, быстро или медленно.

2. «Угадай-ка»

Определите тему: овощи, фрукты или игрушки и т. д. Описывайте предмет, не называя его: цвет, форму, величину, вкус.

Зеленый, круглый, полосатый, большой, вкусный…арбуз.

Черное, круглое, большое, резиновое…колесо.

Белый, сыпучий, мелкий, сладкий…сахар.

«Ты — мне, я — тебе» — поочередно загадывайте друг другу такие загадки.

3. «Подскажи словечко»

Предлагаете подсказать слово, которое потерялось, при этом с ребенком можно повторить разученные или недавно прочитанные стихи.

Наша Таня громко …

Уронила в речку.

Тише Танечка,

Не утонет ….

4. «Так бывает или нет?»

Сейчас я буду рассказывать, а вы должны заметить то, чего не бывает и объяснить свой ответ.

Летом, когда ярко светило солнце, мы из снега лепили снеговика.

Осенью на деревьях распускаются листочки.

Зимой мы купаемся и загораем.

5. «Про покупки»

Вы пришли из продуктового магазина, а ребенок, сбивая вас с ног, просит с ним поиграть или капризничает. Как быть? А вы покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «р».

Попробуем! (сыр, морковка, картофель, макароны, вермишель, рис, ириски, мандарины, арбуз и т. д.)

Если ребенок затрудняется, помогите ему, предложите такой вариант:

Кар-р-р-тошка или капуста?

Сыр-р-р или колбаса?

Или предложите ребенку назвать фрукты со звуком «а», овощи со звуком «о» и т. д.

Также можно предложить назвать все, что купили или пересчитать продукты.

В ваших покупках есть сок? Замечательно. Спросите у ребенка, какой сок получается из:

яблок – яблочный

вишен –вишневый

апельсинов — апельсиновый

моркови – морковный

из фруктов — фруктовый

из овощей — овощной.

И наоборот: из чего получается апельсиновый сок и т. д.

Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас и просит поиграть. В какие же игры можно поиграть с ребенком на кухне?

6. «Что бывает мягким?» (твердым, кислым, сладкими, длинным, острым, вкусным, синим, квадратным т. д.) Начните игру словами:

Мягким может быть…хлеб, подушка, шапка и т. д.

Кислым может быть…лимон, варенье, лекарство и т. д.

Острым может быть…нож, перец, соус и т. д.

7. «Что можно делать …»

Что можно делать с водой? (пить, умываться, чистить зубы, стирать белье, мыть посуду, поливать цветы ит. д.)

Или: Залезать можно на стул, залезать можно на кровать, а еще…

Пить можно воду, пить можно молоко, сок, а еще.

Или: Чай пьют, а печенье… едят.

На кровати лежат, а на стуле.

Рубашку шьют, а шарф …

Котлеты жарят, а суп…и т. д.

8. «Кто что делает?»

Солнышко светит, а еще …сияет, греет

Машина едет, а еще … гудит, светит

Кошка бегает, а еще … ходит, пьет, спит

Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:

И лягушка, и зайчик … прыгают.

И птица, и муха. летают.

И снег, и лед … тают.

Или много предметов на одно действие:

Светит — солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …

Едет — машина, поезд, велосипед, …

Тает — мороженое, лед, …

9. «Каждый знает».

Повторить начало фразы и добавлять новое слово.

Каждый знает, что желтым бывает…

Каждый знает, что сильным бывает…

Каждый знает, что старым бывает…

Каждый знает, что белым бывает…

Каждый знает, что нужным бывает…

Каждый знает, что хрупким бывает…

Каждый знает, что умным бывает…

10. «Забавные превращения».

Назовите, в кого превратится человек, если окажется:

В театре –

На собственных именинах –

В школе –

В магазине –

В седле –

В бассейне –

На ринге –

На катке –

На лыжах –

11. «Мир животных».

Назовите, как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела.

Рога есть у…

Лапы есть…

Копыта есть…

Когти есть…

Перья есть…

Чешуя есть…

Крылья есть…

Клюв есть…

12. «Законченное предложение».

Повторить пару слов и каждый раз дополнять ее.

Быстро бегает…

Ловко плавает…

Важно ходит…

Громко кричит…

В воде тонет…

В корзине лежит…

В цирке выступает…

13. «Шагай-ка — называй-ка».

На каждый шаг называть слова.

Я знаю молочные продукты…

Я знаю перелетных птиц…

Я знаю головные уборы…

Я знаю виды спорта…

Я знаю профессии…

И т. д.

Уважаемые родители вот я рада была поделиться с вами этими тайнами. Надеюсь, что вы сможете использовать полученные сегодня знания и умения с детьми дома.

Учитель-логопед : — Скажите, пожалуйста, что вы для себя узнали нового интересного полезного?

-Какое у вас эмоциональное настроение от проведённого мастер – класса?

Уважаемые родители благодарю вас за внимание.

Публикации по теме:

«Секреты изготовления русского кокошника-2». Мастер-класс«Секреты изготовления русского кокошника-2». Мастер-класс Как и обещала, в этой статье рассказываю подробности изготовления кокошника пошагово. У меня есть несколько трафаретов кокошников. С.

Детский мастер-класс «Секреты волшебного узелка. Узелковый батик»Детский мастер-класс «Секреты волшебного узелка. Узелковый батик» Детский мастер-класс «СЕКРЕТЫ ВОЛШЕБНОГО УЗЕЛКА» Цель: формирование навыков изобразительной деятельности у дошкольников посредством использования.

Консультация для родителей «Секреты страны Грамотилии»Консультация для родителей «Секреты страны Грамотилии» Откройте малышу волшебную страну, Там пляшут буквы, поют звуки. Погодите, погодите, торопитесь не спеша, М а м а, мама прочитал малыш.

Консультация для родителей «Секреты воспитания детей»Консультация для родителей «Секреты воспитания детей» Если вы заметили, что поведение ребёнка изменилось, да не в лучшую сторону, надо искать причины, исправлять ситуацию. Надо обязательно заниматься.

Консультация для родителей «Секреты воспитания самостоятельности у детей»Консультация для родителей «Секреты воспитания самостоятельности у детей» Очень часто родители выполняют за ребёнка то, что он в состоянии сделать сам. Тем самым лишают его проявлению инициативы, самостоятельности,.

Консультация для родителей «Секреты эффективного отцовства» Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Мать, как правило действует на ребенка лаской, добротой. Она играет большую.

Консультация для родителей «Зачем учиться? Секреты мотивации»Консультация для родителей «Зачем учиться? Секреты мотивации» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Поздравляю всех с началом нового учебного года и представляю Вашему вниманию.

Консультация для воспитателей и родителей «Секреты заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста» Как правильно выбрать стихотворение для ребёнка? 1. Стихотворение соответствует возрасту ребёнка. 2. Подбирайте стихи, которые интересны детям.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Памятка учителя-логопеда для родителей «Перестройка инфантильного глотания в соматическое» 1. Жуём твёрдую пищу. Грызём, жуём, глотаем – морковку, огурец, яблоки, мясо, сухари, баранки, сушки. 2. Лизать языком с блюдца варенье,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Секреты логопеда»
Опубликовано: 5 октября 2020 в 18:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД