Папки-передвижки

Мастер-класс для родителей. Тема: Особенности организации деятельности — детское экспериментирование. (7 фото)

Лариса Дамм
Мастер-класс для родителей. Тема: Особенности организации деятельности — детское экспериментирование.

Мастер – класс для родителей.

Тема : Особенности организации деятельности - детское экспериментирование.

Автор: Дамм Л. В.

Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.

Публикация «Мастер-класс для родителей, Тема: Особенности организации деятельности — детское экспериментирование,» размещена в разделах

Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, к каждому опыту подобрать соответствующую музыку.

Задачи:

Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.

Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.

Материалы и оборудование: Стаканчики, тазики, картонки чуть больше горловины стаканчика, магниты, крупа,бумага, ватные палочки и диски, раствор лимонной кислоты, раствор йодный, небольшие предметы из разных материалов, в том числе из железа, подносы, мыльные пузыри – на каждого участника мастер-класса, тазик с водой, салфетки или полотенца. Куклы: Степашка, Хрюша (или другие сказочные герои).

Участники мастер-класса : родители, дети, воспитатель.

Содержание:

1. Определение понятия детское экспериментирование.

2. Совместное проведение экспериментирования.

3. Выводы.

4. Рефлексия.

Ход мастер-класса.

Ведущий пускает мыльные пузыри.

Я пускаю пузыри, как салют летят они.

Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.

А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.

Ведущий: А вам хотелось бы разобраться в том, что такое эксперимент, и детское экспериментирование, ну, что ж уважаемые родители, сегодня мы с вами постараемся понять, в чем особенности организации деятельности детского экспериментирования.

Детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний.

Другими словами мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.

В процессе экспериментирования взрослый должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные взрослым, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Дошкольники - природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Им интересно все, поэтому необходимо поддержать стремление ребенка к экспериментированию, создать условия к исследовательской деятельности. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Детям необходимо ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем и делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Все это возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Проводить простейшие опыты дома под силу любому родителю вместе с ребенком.

Так как же всё таки организовать эксперимент? Что служит толчком к тому, чтобы его начать?

Нужна мотивация.

Создать мотивацию мне помогают сказочные герои. Ведущий показывает Степашку.

Степашка: ой-ой, что-то я не понял. Я что ли мотивация? Не хочу я быть мотивацией.

Ведущий: - Степашка, милый, подожди и мне немного помоги.

Мотивация нужна, чтобы деятельность для детей значимой была.

Степашка: Конечно, помогу и про фокус расскажу.

Вот вчера к нам приходил кот фокусник и показал интересный фокус. Налил в банку воды, накрыл ее картонкой, перевернул, и…. представляете, картонка не упала и вода не пролилась. Вот здорово. Жалко, что вы этого не видели.

Ведущий: спасибо Степашка, Интересный фокус? Странно, почему не упала картонка? Вы хотите стать фокусниками и попробовать провести такой фокус? Как вы думаете, если мы сделаем все, как описал Степашка, что произойдет?

Этот вопрос помогает нам с детьми выдвинуть предположения.

А использование превращения в фокусников способствует проведению эксперимента в игровой форме.

Ведущий: - Какие вы можете выдвинуть предположения?

Дети предполагают, что вода прольется, и тоже с удовольствием соглашаются стать фокусниками и попробовать.

Опыт № 1 Ведущий: Ну что ж превращаемся в фокусников и показываем фокус. (Участники мастер-класса выполняют эксперимент. Фоном звучит песенка «Где водятся волшебники» Барбарики)

Ведущий: В процессе проведения эксперимента мы с детьми обсуждаем, рассуждаем, некоторым я помогаю советами. Идет проверка наших предположений.

По окончании эксперимента дети делают выводы, в случае их затруднения выводы делает воспитатель или делаются совместные выводы.

Какие вы можете сделать выводы по завершении нашего фокуса. «Почему картонка не упала?», а когда под ней взмахнули, картонка упала, и вода с шумом вылилась из стакана?

В некоторых случаях с выводами у детей возникают затруднения, и выводы делала я.

Выводы: мы уже знаем, что воздух везде. Воздух оказывается сильный, он удерживает картонку прикрывающую целую банку с водой.

Он давит на картонку снизу, а когда мы его прогнали рукой, картонка упала.

Такой эксперимент – фокус развивает у детей любознательность и удивление, а удивление это первая ступенька к исследованию и познанию окружающего мира.

Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание я уделяю созданию проблемного поля. Например: Степашка: Смотрите,какой мне магнит подарили! Он все-все может к себе притягивать. Я вчера такую грустную сказку читал, про Золушку. Бедную девочку злая мачеха не пустила на бал, а велела переделать кучу всякой работы.

Ведущий: Ах! Как жаль Золушку! А вам ребята?

А вы хотели - бы ей помочь? (Да)

Злая мачеха велела ей перебрать целый мешок с крупой. От вредности своей, мачеха перемешала крупу с гаечками, болтиками, гвоздиками.

Как же нам быстро-быстро перебрать крупу? Что можно придумать?

Дети пытаются самостоятельно решить проблему и предложить свой вариант.

Опыт№2 «Рассортируй крупу» При помощи магнита из крупы выбираются металлические предметы. (Звучит забавная весёлая музыка).

Выводы: Магнит притягивает к себе только металлические предметы, а крупу нет.

Золушка очень рада и благодарна вам за помощь. Посмотрите, какие красивые цветы она прислала вам в подарок.

На столах у каждого лежит цветок из бумаги с закрученными на карандаш лепестками.

Вы верите в чудеса? (да)

Хотите, чтобы цветочки от Золушки сейчас распустились? (Да)

Совершим ещё одно чудо…

Опыт№3 Опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. (Пока идет опыт фоном звучит песенка «Волшебный цветок» исп. К Румянова.)

Выводы: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Степашка: Цветочки очень красивые, все распустились. А я вот люблю играть в пиратов, даже знаю как можно написать секретное письмо, или карту секретную нарисовать, чтобы никто не догадался, где спрятан клад.

Ведущий: -Ой, как интересно! Мы тоже хотим научиться писать секретные письма. Научишь нас степашка?

Степашка: Вот, секретные чернила. Ими письмо писать надо.

Опыт№ 4: Родителям предлагается взять ватные палочки и нарисовать «секретными чернилами» какой-нибудь знак. Дать немного просохнуть.

Степашка: Ну а теперь читайте (на листах ничего не видно)

Вот вам ещё один раствор-волшебный.

После дети с помощью ватных дисков обрабатывают письмо йодным раствором (вода с йодом). На бумаге проявляется написанное.

Ведущий: Что же это за секретные чернила? И чем мы их потом обработали, чтобы прочесть письмо?

Степашка: Секретные чернила-это всего лишь лимонный сок. А то, чем мы их обработали - раствор воды с йодом, которым вы коленки разбитые мажете.

Выводы: Лимонный сок, вступая в контакт с раствором йода окисляется, рисунок проявляется на тёмном фоне.

Степашка: - Ух! Уморился я с вами мотивацией быть! Пить хочется. Минералочки бы сейчас!

Опыт№ 5 На столах у каждого стаканчик с минеральной водой: Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Выводы: Минеральная вода содержит газ в виде пузырьков. А газ легче воды- поднимается и улетучивается (вода «выдыхается»)

Ведущий: Ещё вы можете обратиться за помощью в организации опытов-экспериментов к интернету. Один из таких представлю вашему вниманию. Показ опытов на ноутбуке.

Сегодня мы с вами познакомились с тем, что при организации детского экспериментирования важно придерживается следующих условий:

- выбор темы и объекта исследования осуществляется с учетом интересов и жизненного опыта детей;

- необходимо создание мотивации у детей к деятельности

- использование проблемных ситуаций, поля пробности.

- ведение диалога с детьми.

- поощрение выдвижения детьми гипотез.

- осуществлять по мере возможности проверку всех предположений.

и формулировать выводы.

Рефлексия:

1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса.

2. Полезна ли была вам информация мастер - класса.

3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию. И желание применять его повсеместно прошу вас пустить мыльные пузыри.

Ведущий: Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.

Открылся нам сейчас секрет,

Как детский организовать эксперимент.

Мастер-класс для родителей. Тема: Особенности организации деятельности — детское экспериментирование.
Мастер класс для родителей Тема Особенности организации деятельности детское экспериментирование Цель познакомить родителей с детским экспериментированием раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей мышления воображения Исследовательская и экспериментальная деятельность исследовательской активности и самостоятельности дошкольников Консультации для родителей Родительские собрания в детском саду Темочки Ознакомить с некоторыми экспериментами которые можно проводить с детьми в домашних условиях Методические рекомендации Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки к каждому опыту подобрать соответствующую музыку
Публикации по теме:

Детское экспериментированиеДетское экспериментирование Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников - это необходимый метод для познания ребёнком окружающего мира. Ведь знания, почерпнутые.

Детское экспериментирование как метод обученияДетское экспериментирование как метод обучения Исследуем свойства воды. Горяча-холодная вода. В детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать,.

Консультация для родителей «Детское экспериментирование дома» «Детское экспериментирование дома». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой дея-тельностью, огромное значение в развитии.

Консультация для родителей «Детское экспериментирование как один из ведущих видов деятельности дошкольников» Непосредственный контакт ребёнка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними, позволяют познать их свойства. Качества, возможности.

Детское экспериментирование как основной вид ориентировочно-исследовательской деятельности Консультация для воспитателей детского сада «Детское экспериментирование, как основной вид ориентировочно- исследовательской деятельности».

Мастер-класс «Детское экспериментирование в дошкольном возрасте-основа поиска исследовательской деятельности» «Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к нарушениям,.

Мастер-класс для молодых воспитателей «Детское экспериментирование» Детское экспериментирование Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников. Задачи: .

Особенности организации культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста Культурно-досуговая деятельность представляет собой сложное многоуровневое социальное явление, включенное в многообразие педагогически управляемой.

Особенности организации совместной партнерской деятельности педагога и дошкольников Особенности организации совместной партнерской деятельности педагога и дошкольников Проблема партнерского взаимодействия взрослого с ребенком.

Педсовет «Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Педагогический совет «Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Март.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей. Тема: Особенности организации деятельности — детское экспериментирование.
Опубликовано: 19 июня 2016 в 11:14
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД