Папки-передвижки

Мастер-класс на тему: «Приёмы познавательной мотивации в поисковой деятельности детей дошкольного возраста»

Татьяна .Козекаева
Мастер-класс на тему: «Приёмы познавательной мотивации в поисковой деятельности детей дошкольного возраста»

Одним из основных принципов дошкольного образования федеральный государственный стандарт определил поддержку инициативы детей в различных видах деятельности, формирование познавательных интересов и познавательных действий.

На решение познавательных задач направлена поисковая деятельность.

Поисковая деятельность – это совместная работа воспитателя и детей, это, когда ребёнок ищет решение ситуации. Для детей разного возраста она различна и зависит не только от возрастных особенностей, но и от степени сложности задач, которые ребёнок непроизвольно поставил перед собой.

Публикация «Мастер-класс на тему: „Приёмы познавательной мотивации в поисковой деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Методы и приёмы организации поисково-исследовательской деятельности :

- Наблюдение;

Наблюдение является непременной частью любого из способов проведения исследований, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Наблюдение применяется во всех возрастных группах.

- Постановка проблемных вопросов и эвристическая беседа;

Эвристическую беседу можно использовать при наличии у детей точных и богатых представлений о явлениях, причины которых нужно отыскать.

Для таких бесед подходят репродуктивные вопросы, которые формируются словами «вспомни», «назови», «дай определение», «перечисли».

Необходимо найти место в процессе беседы и для проблемных вопросов, с помощью которых дети войдут в активный мысленный поиск. Эти вопросы связаны словами «почему», «когда» и «зачем».

Следующий приём - проблемная ситуация. Это когда задача поставлена, но сразу её дети решить не могут. И вот тогда нужны определённые умственные действия, исследование всего, что связано с данной проблемой.

За проблемной ситуацией следует выдвижение гипотезы.

Гипотеза – это предположение. Она должна соответствовать ряду требований:

- быть проверяемой;

- содержать предположение;

- соответствовать фактам.

После выдвижения гипотезы, идёт обсуждение предположений, их проверка или выполнение поисковых заданий.

Сейчас я вам поставлю перед вами проблемную ситуацию, связанную со временем.

Тема «Песочные часы».

Цель: показать, что песок сыплется одну минуту и за одну минуту можно многое сделать.

Гипотеза: за минуту нельзя сделать много дел, так, как минута –это короткий промежуток времени.

Содержание.

Предлагаю выяснить, что можно сделать за одну минут (пока сыплется песок). Участники мастер – класса делают, кто что хочет: рисуют, рассматривают книгу, поливают цветы, убирают игрушки и прочее. Проверяют, что успели сделать.

Результат: участники успели полить несколько комнатных растений, выполнить небольшой рисунок, раскрасить предмет в раскраске, убрать часть игрушек, посмотреть несколько страниц в книге и другое.

Вывод: за одну минуту времени можно сделать многое, поэтому время нужно беречь и употреблять его с пользой для себя и других.

Есть такой приём, специально смоделированное «событие» воспитателем.

Это внесение неизвестных детям предметов с необычным эффектом или назначением; вызывают неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»)

Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.

Много вопросов для исследования вызывают воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).

Стимулом к исследованию бывают события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Опыты или эксперименты, используются для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. С помощью опыта можно решать познавательные задачи : прорастут ли семена без воды, может ли прорасти камень?

Проведение экспериментов и опытов пробуждает любознательность, позволяет познать их свойства, качества, возможности, приобщить к красоте окружающего мира.

В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

Необходимость давать отчёт об увиденном, делать выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление умственных приёмов и операций.

Работа по развитию поисково-познавательной деятельности ведется по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представляется несколькими темами: живая природа, неживая природа, человек.

Проведение опытов с участниками мастер – класса.

Эксперимент №1 «Лимонная флотилия».

Вопросы: 1. Назовите предметы, которые плавают и не тонут.

2. Как вы думаете, может ли лимон плавать?

Предлагаю проверить.

Вывод: Лимон не тонет, потому что кожура лимона водонепроницаемая.

Если разрезать лимон на кусочки и пустить в воду, они утонут?

Предлагаю проверить, разрезав лимон на кусочки.

Вывод: кусочки лимона становятся тяжёлыми от воды, поэтому утонули.

Опыт №2 «С мячом»

Вопросы: 1. Вы любите играть с мячом?

2. Где любите играть в спортивном зале или дома в комнате?

3. Почему?

Предлагаю сначала поотбивать мяч на полу, потом на ковре.

Почему мяч отскакивает в разных местах по - разному?

Вывод: Когда мяч падает, у него сохраняется столько же энергии, как и в момент броска. Когда мяч ударяется о мягкую поверхность, ковёр забирает большее количество энергии, мяч теряет часть своей энергии.

Опыт №3 «Воздушный шарик и апельсин».

Вопросы: 1. Скажите, у вас когда – нибудь лопался воздушный шарик?

2. Обо что может лопнуть шарик?

3. Апельсин может шарик лопнуть?

Предлагаю проверить, проведя опыт.

Выдавливая сок апельсина на шарик, тот лопается.

Вывод: В соке апельсина содержится вещество лимопин, способное растворять резину.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить получить информацию из различных источников, например, «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «понаблюдать», «провести эксперимент», «найти информацию в Интернете», «связаться со специалистом». Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения.

…«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде» (А. И. Савенков).

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами исследовательской деятельности Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Использование мультимедийного ресурса в развитии любознательности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста Государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами ДОУ задачу по развитию у детей любознательности.

Конспект занятия на тему: «Ознакомление детей с поисковой познавательной деятельностью» (По теме: вода) вторая младшая Конспект занятия на тему : " Ознакомление детей с поисковой познавательной деятельностью " (По теме : вода) вторая младшая группа. Программа.

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры» МБДОУ Воротынский детский сад№4 «Солнышко» Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через.

Мастер-класс на тему «Использование метода интеллект-карт в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста» Цель. Продемонстрировать педагогам метод интеллект-карт для использования в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста. 1 часть.

Мастер-класс на тему «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного материала»Мастер-класс на тему «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного материала» Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

Мастер-класс «Организация экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» комбинированного вида г. Карабаша МАСТЕР-КЛАСС.

Психологические особенности и оптимизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Психологические особенности и оптимизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Игра – основной вид познавательной деятельности.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в поисково-исследовательской деятельности. Известно, что дошкольный детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность.

Развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста На протяжении всего дошкольного детства, на ряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс на тему: «Приёмы познавательной мотивации в поисковой деятельности детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 3 декабря 2016 в 00:29
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД