МААМ-картинки

Мастер-класс по подготовке к обучению грамоте дошкольников

Ольга Кулакова
Мастер-класс по подготовке к обучению грамоте дошкольников

Работа по обучению грамоте в детском саду проводится в несколько этапов.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Начинаем работу со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе дается понятие «звук». Учим детей слушать звуки, которые нас окружают. Слушаем, как звучат музыкальные инструменты, различные предметы. Предлагаются игры: «Узнай, что звучит?», «Громко-тихо», «Где звучит колокольчик?» и др.

Публикация «Мастер-класс по подготовке к обучению грамоте дошкольников» размещена в разделах

На этом этапе учимся делить слова на слоги. Делаем это с помощью хлопков, шагов, приседаний и др. Применяем следующие дидактические пособия:

паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;

гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;

домино: количество точек соответствует количеству слогов и т. д.

Знакомя детей с понятием ударный слог, учим правило: Слог, который тянется дольше, называется ударным.

2. ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ.

Детям объясняем, что гласные звуки можно петь и тянуть, воздух свободно выходит изо рта. Обозначаем их красным цветом.

Начинаем мы с того, что …. У нас в гостях сегодня кукла Анна, она хозяйка красного замка. Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук в ее имени – Аааанна. Назовите первый звук. (А). Споем его… А теперь представьте, что у вас в руке клубочек, растяните ниточку и пропойте. аааа. Ниточка длинная, звук А можно петь и тянуть. Посмотрите, как широко открыт ротик, нет преграды для воздушной струи. Звук А – гласный, от слова голос. Гласные звуки живут в красном замке. Мы будем обозначать их красным кружочком. Знакомство с другими гласными звуками проходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

«Припоминание слов на заданный звук» (гласный звук должен быть под ударением – окна, а не окно, ослик, а не осел)

«Подари картинки» (подарим кукле Анне картинки, названия которых начинаются на звук А, а Инне – на И)

«Немые звуки»

«Фотография звука»

«Поймай звук» и т. п.

На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове. Во-первых, необходимо научить детей определять первый звук в слове. Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова, а потом в середине. Для этого используем «домик звука». Он может быть различным, например карточка, разделенная на три части (начало, середина и конец слова).

Вводится простейший звуковой анализ слов (ау, уа, иа, выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим на примере слова АУ (картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу). – Что кричит девочка? (АУ). Дети проговаривают слово, определяют первый звук, дают ему характеристику, обозначают красным кружочком. Определяют второй звук, дают ему характеристику, обозначают. Называют количество звуков в слове и их последовательность.

3. ЗНАКОМСТВО С СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ.

Начинаем со звуков, артикуляция которых очень резко отличается от артикуляции гласных (П, Т, К….) – воздух встречает преграду. Согласные звуки бывают твердыми и мягкими - это определяется на слух. Твердые звуки обозначаются синим кружочком, мягкие – зеленым. И живут эти звуки в соответствующем замке. Чтобы детям было понятнее, я использую игру «Камень – вата». На звук П поднять камень, на Пь – вату.

Запомните, что

всегда твердые согласные: Ш, Ж, Ц;

всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков голос спит, а при произнесении звонких – звенит. Прибегаем к тактильному контролю (ладошку на горлышко).

При знакомстве с каждым звуком дается его полная характеристика. Для того, чтобы детям было легче рассказывать о звуке, я использую схемы.

Работу по звуковому составу продолжаем.

Анализируем слоги из двух звуков: гласного и согласного (ПА, ПИ….).

• Слова из трех звуков (КИТ, КОТ).

• Слова из двух открытых слогов (ПАПА,)

• Слова из трех слогов.

Для звукового анализа предлагаются слова, написание которых не расходится с произношением.

4. ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ.

В своей работе мы произносим букву как звук, кратко.

Учим правило: МЫ ЗВУК ПРОИЗНОСИМ И СЛЫШИМ,

А БУКВУ МЫ ВИДИМ И ПИШЕМ.

При знакомстве с буквой, обязательно заучиваем стишок про букву. Запоминание образа буквы можно организовать различно: прописать в воздухе, выложить из палочек, веревочек и других средств, написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе, вырывать из бумаги образ буквы, вылепить из пластилина или теста букву, «Живые буквы» - изображать букву с помощью рук.

Свое теоретическое выступление хочу закрепить практической частью.

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква С».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:

1. Закрепить правильное произношение звука С, познакомиться с буквой С;

2. Тренироваться в определении места звука С в словах;

3. Тренироваться в делении слов на слоги;

4. Проводить звуко-слоговой анализ слов типа СУП, СОМ;

5. Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование:

• предметные картинки на звук С в начале, середине и конце слова;

• наборы для составления схем слогов и слов;

• тетради, карандаши, разрезные азбуки;

• демонстрационная карточка с буквой С.

Ход образовательной деятельности:

Образова-тельная область по ФГОС Содержание деятельности

Речевое развитие 1. Организационный момент

Отгадывание загадок: (после отгадывания – картинка выставляется на панно)

• Лежит под крылечком, хвост колечком. (Собака)

• Сто одежек— все без застежек. (Капуста)

• Хвост пушистый, мех ворсистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)

• Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолет)

- Послушайте: СССобака, капуСССта, лиСССа, СССамолет. Какой звук я выделила голосом? – Звук С.

- Правильно, сегодня мы с вами повторим звук С и выучим букву С.

Физическое развитие

Речевое развитие 2. Пальчиковая гимнастика.

Игра «Собака».

В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу,

ГАВ! ГАВ! ГАВ!

(Средний, безымянный и большой палец вытянуть вперед, соединить подушечки – это «мордочка» собачки. Указательный палец и мизинец – поднять вверх – это «ушки». Когда собачка лает – она раскрывает пасть – для этого нужно слегка разводить пальцы, изображающие мордочку собачки.

- Про кого наша пальчиковая игра? – ПРО СОБАКУ!

- Одна – СОБАКА, а когда их много, то это - … СОБАКИ!

- А как зовут детеныша СОБАКИ? – ЩЕНОК.

- А когда их много – это … ЩЕНКИ.

- А еще как можно назвать СОБАКУ? – ПЕС.

- Где спрятался звук С в слове СОБАКА? ПЕС? – В начале слова, в конце слова.

- Сколько слогов в слове СОБАКА? ПЕС? – 3слога, 1 слог.

Социально-коммуника-тивное развитие

Речевое развитие 3. Игра «4 лишний».

На панно: САМОЛЕТ, автобус, троллейбус, трамвай.

- Какая картинка лишняя? – САМОЛЕТ.

- Почему? – САМОЛЕТ – воздушный транспорт, все остальное – наземный.

- Какой первый звук в слове САМОЛЕТ? _- Звук С.

Речевое развитие 4. Характеристика звука С, артикуляция.

- Какой звук С? – Согласный, глухой, твердый, свистящий.

- Как мы произносим звук С? – Губки улыбаются, зубки заборчиком, язычок горочкой у нижних резцов, холодная струя воздуха выходит из ротика.

Произнесение звука С логопедом, детьми, хором, индивидуально.

Социально-коммуника-тивное развитие

Речевое развитие 5. Игра «Попугай».

СА-СО-СУ-СЫ АС-ОС-УС-ЫС

СО-СУ-СЫ-СА ОС-УС-ЫС-АС

СУ-СЫ-СА-СО УС-ЫС-АС-ОС

СЫ-СА-СО-СУ ЫС-АС-ОС-УС

(дети проговаривают слоги по цепочке).

Социально-коммуника-тивное развитие

Речевое развитие 6. Игра «Поймай звук».

Нужно хлопнуть, когда услышишь звук С.

А) из ряда звуков: А, С, Ш, Ж, С, О, М, С, З, С, И, С, К, С, Ш, С, Л, Р, С и т. п.

Б) из ряда слогов: СА, ША, ЖА, СУ, ЗУ, ЖУ, СЫ, ЖИ, ЗЫ, ЫС, ЫШ, АС, АШ и др.

В) из ряда слов: СОМ, ЩЕТКА, ЗАЙКА, СОБАКА, ШУМ, СТОЛ, САМОЛЕТ, ЗУБЫ, ЦАПЛЯ, ПОСУДА, ШУБА, КВАС, СОН, ЩЕЛЬ, САМОСВАЛ, ПОДНОС, ЗАКАТ.

Речевое развитие 7. Игра «Подари картинку кукле СОНЕ».

К нам в гости пришла Соня, она очень любит звук С, ведь на этот звук начинается ее имя. Давайте подарим ей картинки со звуком С:

А) сначала отбираем картинки со звуком С в начале слова;

Б) затем в конце слова;

В) на панно остаются картинки со звуком С в середине слова.

Физическое развитие 8. Физкультминутка.

«Страус».

Что за птица? Не летает! (махи руками через стороны вверх)

И как песни петь не знает. (пожимание плечами)

Перья пышные, как мех, (наклоны с отведением рук назад)

А бежит быстрее всех. (бег на месте).

- Про кого эта игра? – Про страуса.

- Где спрятался звук С в слове СТРАУС? - в начале и конце слова, здесь 2 звука С.

Речевое развитие 9. Знакомство с буквой С.

Рассматривание демонстрационной карточки, отыскивание буквы С в разрезной азбуке.

Стихотворение про букву С:

Полумесяц в небе темном,

Буквой С повис над домом!

Речевое развитие, познава-тельное развитие 10. Работа с разрезной азбукой, звукобуквенный анализ.

Проведем звукобуквенный анализ слова ЛИСА.

Произносим слово медленно, выделяя голосом каждый звук.

- Сколько слогов в слове? (2)

- Назовите первый слог. (ЛИ)

- Назовите первый звук в слоге ЛИ. (ЛЬ)

-Звук ЛЬ какой? (согласный, мягкий)

- Назовите второй звук в слоге ЛИ. (И)

- Звук И какой? (Гласный)

- Назовите второй слог в слове ЛИСА. (СА)

- Назовите первый звук в слоге СА. (С)

- Какой он? (Согласный твердый, обозначаем синим кружочком)

- Назовите второй звук в слоге СА. (А)

- Какой он? (Гласный, обозначаем красным кружочком)

- Сколько всего звуков в слове ЛИСА? (4)

- Сколько гласных звуков в слове ЛИСА? (2)

- Назовите их. (И, А)

- Какое мы знаем правило? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов)

- В слове ЛИСА 2 гласных звука и 2 слога.

- Сколько согласных звуков в слове ЛИСА? (2)

- Назовите их. (ЛЬ, С)

- Обозначьте звуки буквами.

- Прочитайте слово.

Речевое развитие 12. Печатание буквы С в тетрадях или по карточкам (см. приложение). Печатание слогов.

Речевое развитие 14. Итог занятия.

- какой звук повторяли?

- какую букву выучили?

- дайте характеристику этому звуку?

- расскажите про его правильную артикуляцию?

- какие еще согласные звуки знаете? Какие буквы помните?

Социально-коммуника-тивное развитие 15. Выполнение трудовых поручений по подготовке к образовательному процессу.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной группе Конспект итогового занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе. «Путешествие на воздушном шаре» [/b] Цель:.

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте «Грамматический турнир» Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте / для детей подготовительной группы/ Тема: «Грамматический турнир» Автор-составитель:.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «По следам Снежной королевы» Конспект Занятия по обучению грамоте На тему: «По следам Снежной Королевы» В подготовительной группе №1 «Карамельки» МБДОУ Нижнегорского.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» Задачи: 1. Обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях. Учить.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе ТЕМА: «Путешествие пчелки Майи» Цель: поощрять интерес к.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе (итоговое) Цель. Закрепление пройденного материала. Задачи. 1. Закрепить у детей понятие о слове; упражнять в самостоятельном назывании слов и четком.

Конспект по подготовке к обучению грамоте «Звук [е], буква Е» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, воспитатель Дашиева Л. Л. Тема: Звук [е], буква Е. Цель: создание.

Мастер-класс для родителей «Подготовка к обучению грамоте» Цель: повысить знания родителей о подготовке к обучению грамоте у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Задачи: - обучить.

Мастер-класс по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Цель: привлечение родителей к образовательному процессу по подготовке детей к школьному обучению. Задачи: - познакомить родителей с дидактическими.

Занятие по подготовке к обучению грамоте по Е. В. Колесниковой в подготовительной группе «Транспорт» Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте на тему : «Транспорт» (по Е. В. Колесниковой) Подготовительная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по подготовке к обучению грамоте дошкольников
Опубликовано: 20 апреля 2017 в 19:47
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД