Папки-передвижки

Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности детей «Основные направления работы и оборудование центра науки»

Лариса Кондратьева
Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности детей «Основные направления работы и оборудование центра науки»

Введение

Прежде чем давать знания, надо

научить думать, воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

Развитие познавательной активности детей младшего и среднего дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность.

1. Организация детской экспериментальной деятельности в ОУ.

Опытническая деятельность детей младшего дошкольного возраста направлена на установление связи между живым и неживым в природе. Элементарные опыты, эксперименты помогают детям приобрести новые знания о том или ином объекте. Дети знакомятся со свойствами песка, глины, воды, снега, льда, воздуха, солнечных лучей, предметов, изготовленных из разнообразных материалов, жизнью растений.

Публикация «Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности детей „Основные направления работы и оборудование центра науки“» размещена в разделах

Исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которой дошкольники познают их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Более сложные опыты с ранее изученными объектами помогают выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. Дети продолжают знакомиться со свойствами песка, глины, воды, снега, льда, воздуха, солнечных лучей, качеством и свойствами разнообразных предметов, жизнью растений. В процессе познавательно-исследовательской деятельности обращается внимание детей на динамичность окружающего мира, на происходящие вокруг превращения.

2. Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста.

Дети младшего дошкольного возраста сами по себе являются исследователями, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Не менее важным моментом является проживание детьми наблюдаемых процессов и явлений. Эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира. Детская эмоция решает не только экспрессивную задачу (выражения собственного отношения, но и раскрывает смысл происходящего для ребёнка. Сказочные сюжеты и подвижные игры позволяют детям не только пережить, но и лучше изучить свойства окружающих предметов, различных процессов преобразований.

При знакомстве со свойствами песка дети учатся: сравнивать свойства сухого песка (сыпучесть, рыхлость) и мокрого песка (тяжёлый, липкий, тёмного цвета). Понять свойства глины (мягкость, пластичность, бьётся, размокает) детям помогает преобразование предметов из глины. При изучении свойств глины и песка используются игры: «Песочная страна», «Пирожки для любимой мамочки», «Дорожки и узоры из песка», «Глиняные человечки».

Изучая свойства песка и глины необходимо использовать следующее оборудование: песочные ящики с сухим песком, ёмкости с сухой глиной, пустые ёмкости, вода для смачивания песка, воронка, сито, формочки для изготовления куличиков, лопатки, палочки, дощечки для лепки, мелкие игрушки для обыгрывания постройки, салфетки, листы бумаги.

При знакомстве со свойствами воды: прозрачна, без запаха, без вкуса, льётся, принимает любую форму сосудов, бывает разноцветной и грязной. При изучении свойств воды используются игры: «Узнаем, какая бывает вода», «Вот так пузыри!», «Превращения воды».

Изучая свойства воды необходимо использовать следующее оборудование: прозрачные ёмкости с чистой и грязной водой, ёмкости с мыльной водой, стаканчики, разные сосуды, формочки, воронка, трубочки для коктейля, палочки с колечками на конце, катушки из-под ниток, чайные ложечки, мелкие игрушки, камушки, гуашь, кисточки для рисования, стекло.

При знакомстве со свойствами снега и льда дети учатся сравнивать свойства сухого снега (сыпучий, не липкий) и мокрого снега (липкий, понять свойства льда (прозрачный, ломается, холодный). От комнатного тепла лёд тает – образуется вода. При изучении свойств снега и льда используются игры: «Снежный колобок», «Снег в комнате тает», «Тающие льдинки», «Изготовление цветных льдинок».

Изучая свойства снега и льда необходимо использовать следующее оборудование: снег, лёд, холодная вода, лопаточки, формочки для игры со снегом, стаканчики, ёмкости, ведёрки, мелкие игрушки, нитки, краски, кисточки для рисования.

При изучении свойств воздуха детям даётся представление о том, что воздух есть в окружающем пространстве (прозрачный, невидимый, лёгкий). Изучая свойства воздуха используются игры: «Что в пакете?», «Реактивный шарик», «Живая змейка», «Вертушка».

При знакомстве со свойством воздуха необходимо использовать следующее оборудование: полиэтиленовый пакет, воздушный шарик, резиновые перчатки, мыльный раствор в ёмкости, тарелка, соломинка, нитки, пёрышки, ножницы, вата, горячая вода, 2 термометра, чайник, 2 свечи, «змейка», вертушки, «султанчики», полоски бумаги, листы бумаги, палочки.

При знакомстве со свойствами солнечных лучей детям даётся представление о том, что когда светит солнце, на улице становится теплее. Солнечный свет влияет на температурное состояние предметов, находящихся в тени и на обогреваемой солнечными лучами стороне. Вода под воздействием солнечных лучей испаряется. «Солнечный зайчик» возникает, если есть отражение света от блестящих поверхностей. Изучая свойства солнечных лучей используются игры: «Солнечные зайчики», «Греем ручки», «На солнышке теплее, а в тени холоднее», «Испарение воды».

Изучая свойства солнечных лучей необходимо использовать следующее оборудование: зеркала, сосуд с водой, баночки, пластины из нержавеющей стали, стаканчики, разноцветные стекляшки, салфетки из ткани чёрного и белого цвета, лист бумаги, карандаши, лейка с водой, мелкие игрушки, предметы, сделанные из разнообразных материалов, резиновые мячи.

При знакомстве детей с качеством и свойством разнообразных предметов дети учатся вычленять качество бумаги (мнётся, рвётся, режется, горит, намокает в воде, знакомятся со свойствами предметов, сделанными из дерева (твёрдые, не ломаются, лёгкие, не тонут, определяют свойства и качество предметов, сделанных из пластмассы (не прозрачна, нагревается, гнётся при взаимодействии с теплом, ломается при воздействии силы, горит, учатся узнавать вещи, сделанные из резины и определяют её качества (гладкая, мнётся, эластична, упругая, хрупкая, под воздействием тепла становится липкой. Изучая свойства и качества разнообразных предметов используются игры: «Бантик из бумаги», «У матрёшки в гостях», «Секрет пластмассового кубика», «Мой весёлый звонкий мяч».

Изучая свойства разнообразных предметов необходимо использовать следующее оборудование: разные виды бумаги, ножницы, спички, ёмкость с водой, пустые ёмкости, кукла, деревянные брусочки, предметы, сделанные из дерева (ложки, карандаши, матрёшки, стул, мелкие игрушки, предметы, сделанные из резины (ленты, мелкие игрушки, трубки, мячики, салфетки, карандаши, листы бумаги.

Изучая жизнь растений дети учатся вычленять благоприятные факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло, свет, почва, воздух). При изучении жизни растений используются игры: «Растения любят свет», «В тепле и в холоде», «Как увидеть движение воды через корни», «Расти, расти лучок».

При знакомстве детей с жизнью растений необходимо использовать следующее оборудование: лук, земля, коробка из прочного картона, ёмкости с водой, ёмкость с водой, окрашенной пищевыми красителями, пустые ёмкости, лейка, комнатные растения, веточки деревьев (берёза, тополь, липа).

В познавательно-исследовательской деятельности интегрируются рассказы педагога, наблюдения за его действиями, исследовательская активность детей, рисование, игры, слушание сказок, что обеспечивает развивающий эффект.

3. Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста.

Исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста предоставляет ребёнку самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают детям приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого ребенок познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Превращение является важнейшим из мыслительных действий, именно поэтому в процессе познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста необходимо обратить внимание на динамичность окружающего мира, на происходящие вокруг превращения.

Продолжаем изучение свойств песка и глины с последующим преобразованием данных веществ в новых условиях. При изучении песка и глины используются игры: «Посадим дерево», «Волшебный материал», «Следы на песке», «Глиняные человечки».

Продолжаем изучение свойств воды, с последующим преобразованием данного вещества в новых условиях. При изучении воды используются игры: «Уроки Мойдодыра», «Делаем облако», «Мыло-фокусник», «Окрашивание воды».

При изучении свойств снега и льда используются игры, помогающие понять свойства снега с преобразованием его в твердом и жидком состоянии. Необходимо использовать игры, помогающие понять способы преобразования: «Приключения веселого Снеговика», «Играем со снегом», «Лёд-фокусник», «Необычное рисование», «Узнаем, какой бывает снег весной», «Приключения веселой капельки», «Вот так сосульки!», «Пускаем лодочки».

Исследование свойств солнечных лучей эффективно через использование игр: «Веселые лучики», «Нашим ручкам на солнышке тепло», «Черное и белое», «Куда делась вода?».

При изучении качества и свойств разнообразных предметов с последующим преобразованием их в новых условиях, необходимо использовать игры: «Веселые кораблики», «Мы-фокусники», «Игрушки из ниток», «В тепле и в холоде», «Волшебная рукавичка», «Секрет пластилинового человечка», «Веселая полоска», «Деревянный город», «Угадай-ка», «Узнай все о себе, мячик».

Продолжаем изучение благоприятных факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений. Необходимо использовать игры: «Что любят растения?», «Где живут зернышки?», «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении?», «Дыхание растений».

4. Вывод

Все виды экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Дети с удовольствием экспериментируют, проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия, для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы

Публикации по теме:

«Познание окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности» Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский 1 слайд Китайская пословица гласит: «Расскажи –.

Умные игры Актуальность: Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности детей «Основные направления работы и оборудование центра науки»
Опубликовано: 1 апреля 2015 в 22:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД