Лучший педагог года

Мастер-класс «Развитие математических способностей дошкольников через развивающие игры с логическими блоками Дьенеша»

Елена Гулькова
Мастер-класс «Развитие математических способностей дошкольников через развивающие игры с логическими блоками Дьенеша»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему : Развитие математических способностей дошкольников через развивающие игрыс логическими блоками Дьенеша

и палочками Кюизенера»

Одна из задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое.

Публикация «Мастер-класс „Развитие математических способностей дошкольников через развивающие игры с логическими блоками Дьенеша“» размещена в разделах

Сегодня на смену жесткой учебно- дисциплинарной модели воспитания пришла личностно – ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей.

Главной задачей ставиться развитие логико – математических способностей дошкольников через применение новейших методик и разработок в дошкольной педагогике

Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.

Реализация данной технологии построена на применении наиболее эффективных игровых и учебно – игровых пособий.

Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.

Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или».

В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у дошкольников развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют память, внимание, восприятие.

Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий.

Развивающие игры и упражнения с палочками Кюизенера – на основе В. П. Новиковой, Л. Д. Комаровой, Л. И. Тихоновой.

Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек поможет дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).

Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.

Все игры и упражнения не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени.

Цель: развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр : «Логических блоков Дьенеша» и «Цветных палочек Кюизенера».

Задачи:

Образовательные:

- формирование базисных математических представлений;

- формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы, овладение навыками моделирования.

Развивающиеся :

- активизировать умственную деятельность детей;

- развивать основные умственные операции: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение и т. д;

- развивать основы творческого мышления;

- развивать эмоционально – волевую сферу;

- развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

- повышать интерес детей к математике;

- воспитывать интерес к интеллектуальным играм;

- воспитывать нравственно – волевые качества личности.

В технологии использованы различные формы организации детской деятельности:

- развивающие игры;

- творческие задания;

- фронтальная работа с демонстрационным материалом;

- самостоятельная работа детей с раздаточным материалом;

- постановка и разрешение проблемных ситуаций;

- сюжетная подача материала.

Логико - математические игры проводятся в непосредственно – образовательной деятельности ФЭМП и во второй половине дня.

Технология по работе с логико- математическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера» разработана на основе методических пособий:

Комарова Л. Д. «Как работать с палочками Кюизенера?»

Новикова В. П., Тихонова Л. И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»

Носова Е. А., Михайлова З. А. «Логико – математическое развитие дошкольников»

Финкельштейн Б. Б «Давайте вместе поиграем», «Страна блоков и палочек», «На золотом крыльце», «Кростики» - Посудная лавка.

Альбомы для блоков Дьенеша :

- «Для самых маленьких» 2-3 года;

- «Лепим нелепицы» с 4 лет;

- «Поиск затонувшего клада» 3-8 лет;

- «Спасатели приходят на помощь» 5-8 лет.

Альбомы для палочек Кюизенера:

- «Волшебные дорожки» 2-3 года;

- «Дом с колокольчиком» 3-5 лет

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур

(Приложение 1, слайд 2) :

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); б) четырех цветов (красный, синий, желтый, зелёный); в) двух размеров (большой, маленький); г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенера разработал универсальный дидактический материал по развитию у детей математических способностей (Приложение 1, слайд 3). Палочки Кюизенера, их еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и др. Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной

активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Начать играть в палочки Кюизенера можно даже с малышом полутора-двух лет. На первых ознакомительных заданиях можно начать с изучения цветов.

Занимаясь со счетными палочками Кюизенера, малыш сможет легко освоить основы счета, наглядно знакомится с механизмами сложения и вычитания, умножения и деления, учится сравнивать и соотносить части и целое.

Помимо занятий, нацеленных на развитие математических способностей, развитие логического и пространственного мышления, а также формирования эталонов цвета и величины, можно при помощи всё тех же палочек устроить настоящие уроки творчества. Из разноцветных элементов пособия можно выкладывать самые разнообразные мозаичные рисунки, развивая тем самым пространственное и творческое мышление.

Сегодня я познакомлю вас с некоторыми методами работы с логическими блоками и палочками Кюизенера. Давайте, превратимся в детей!

Ход практической части

Задания на основе логических блоков Дьенеша

• Сегодня утром я пришла в детский сад и увидела этот сундук, хотела открыть, но на нем замок (Приложение 1, слайд 4).

• Давайте попробуем его открыть и посмотреть, что в сундуке.

• Замок то не простой, наверное, это какая-то загадка (Приложение 1, слай 5). - Найдите в коробках фигуры-ключи и положите на замок (заранее заготовлен из картона).

• какой формы твой ключ? (красный, квадратный, большой, тонккий)

• какой ключ у тебя? (желтый, треугольный, большой, тонкий)

• а у тебя какой ключ? (синий, круглый, маленький, толстый)

Открываем сундучок, а там письмо: «Здравствуйте, ребят! Это пишут вам математические человечки. У нас беда! Злая колдунья Бастинда выкрала нашу королеву Математики и спрятала ее в своем замке в высокой башне! Без вашей помощи нам не обойтись, ведь мы слишком маленькие, а путь далек и труден. Злая Бастинда заколдовала города, леса и горы, чтобы их расколдовать нужно, выполнить сложные задания, которые под силу только вам! Математические человечки» (Приложение 1, слай 6)

• Поможем математическим человечкам вернуть их королеву и разрушить все колдовские чары злой колдуньи Бастинды?

• Смотрите путь и правда очень далек (Приложение 1, слай 7).

• Что же нам можно придумать, чтобы побытрее добратья до замка?

• А давайте, построим автомобиль из геометричеких фигур! (Приложение 1, слайд 8).

• Автомобили собраны, а значит можно отправляться в путь! И первый пункт назначения

– это … (Приложение 1, слайд 9)

• Смотрите, ребята, перед нами обрыв и мы не можем дальше двигаться (Приложение 1,

слайд 10).

• Что же нам делать?

• Правильно, можно построить мост из блоков, да так чтобы рядом не было одинаковых фигур по форме и цвету (педагоги выкладывают цепочку на столе).

• Мост построен, можно ехать дальше! (Приложение 1, слайд 11)

• Смотрите, мы прибыли, в какой то город! (Приложение 1, слайд 12). В этом городе есть домики, а жители города — сказочные фигуры — они поссорились, т. к. колдунья Бастинда заколдовала их, чтобы они не могут договориться друг с другом, кто на каком этаже будет жить. Давайте расселим фигуры по заданным свойствам (у педагогов на листах напечатаны такие же домики как на слайде, Приложение 1, слайд 13).

Объяснение свойств: (Приложение 1, слайд 14) :

• Цвет блока обозначается пятнами (красный, синий, желтый);

o Величина блока – силуэтом домика (большой, маленький)

o Форма – контурами

o Толщина – условным изображением человеческих фигур (толстый и тонкий)

• Вот какие вы молодцы! Расколдовали сказочные фигуры, теперь они будут дружны, и никогда не будут ссориться!

• Отправляемся дальше в путь! И следующий пункт нашего назначения… (Приложение

1, слайд 15)

Задания на основе палочек Кюизенера.

• Ребята, куда это мы попали? (Приложение 1, слайд 16)

• Бастинда заколдовала обезьян, уменьшив их рост, и теперь они не могут забраться на пальмы за бананами, а им так хочется кушать.

• Нужно бедным помочь, но как? Чтобы это исправить, нам необходимо построить лестницу и сорвать с пальмы все.

• Постройте лестницу, начиная с самой маленькой палочки – белой, а закончите самой большой – оранжевой (Приложение 1, слайд 17).

Объяснение: наименьшая палочка в наборе - белый кубик длиной 1 сантиметр, все розовые палочки длиной два сантиметра, голубые – три, желтые – пять и т. д.

• Вот и сплавились мы еще одним заданием, теперь обезьянки будут сытыми и счастливыми (Приложение 1, слайд 18).

• Куда же мы поедем дальше? (Приложение 1, слайд 19)

• Вот и замок с башней злой колдуньи! Королева Математики сидит в комнате на самом верхнем этаже этой башни (Приложение 1, слайд 20, чтобы до ее добраться, нужно

подобрать шифр к кодовому замку: назовите по порядку числа, которые обозначает каждая палочка, тогда замок будет открыт, и мы сможем войти в башню.

• Вот мы и добрались до королевы Математики! (Приложение 1, слайд 21) Теперь нам нужно как то отправить ее в свою страну? Что же нам такое придумать?

• Давайте построить ковер – самолет, на котором и полетит королева!

• За основу мы возьмём палочку жёлтого цвета (Приложение 1, слайд 22). Каждый ряд составьте из двух других палочек. Ряды не должны повторяться.

• Сколько белых палочек поместится в жёлтой? (5)

• Чему равна жёлтая палочка? (Пяти)

«Прочитайте» ковёр числами (пять – это один и четыре, два и три, три и два, четыре и один).

• Молодцы! Королева спасена!

• Но как же мы будем добираться до дома, ведь дальше железная дорога, а на автомобилях мы по ней ехать не можем? (Приложение 1, слайд 23)

• Постройте поезд так, чтобы было десять вагонов, и они располагались от самого маленького до самого большого.

• Каким по порядку стоит голубой вагон?

• Вагон, какого цвета стоит шестым?

• Какой по порядку вагон стоит между черным и синим?

• Вот и вернулись мы в наш детский сад!

В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы:

- Сегодня я узнала.

- Было интересно.

- Было трудно, но.

- Я научилась.

- У меня получилось.

- Я смогла.

- Меня удивило.

- Мне захотелось.

А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс : свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили нового. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и объединим все в единое и скажем друг другу "Спасибо!"

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!

Публикации по теме:

«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.

Логические игры с «Блоками Дьенеша»Логические игры с «Блоками Дьенеша» «Учимся - играя!» (логические игры с "Блоками Дьенеша") Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это.

Фотоотчет «Игры с блоками Дьенеша»Фотоотчет «Игры с блоками Дьенеша» Для детей 1 младшей группы мы стараемся создать все условия для их успешного умственного развития. Фундамент сенсорного и умственного развития.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры с блоками Дьенеша» Дидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из форм развития общих способностей дошкольников. Способности - это индивидуальные психологические.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша»План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие математических способностей дошкольников через развивающие игры с логическими блоками Дьенеша»
Опубликовано: 9 октября 2020 в 09:41
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД