Лучший педагог года

Мастер-класс «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками»

Марина Мандрыгина
Мастер-класс «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками»

Цель: повышение компетентности участников мастер-класса в умении использовать системно – деятельностный подход в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Активизировать знания участников мастер-класса по использованию системно – деятельностного подхода с дошкольниками.

2. Показать участникам мастер-класса использование системно – деятельностного в практической деятельности педагога.

Публикация «Мастер-класс „Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками“» размещена в разделах

Оборудование: мультимедийный проектор, проекторный экран, презентация, емкости для воды, вода, апельсиновые корки, дощечки, скорлупа грецкого ореха, пенопласт, железная пластина, подносы, макет вулкана, сода, уксус, красная краска, моющая жидкость, листы бумаги, стаканчики с водой, гуашь, трубочки для коктейля, кисточки, краски.

Уважаемые коллеги, я рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Системно - деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками».

План работы нашего мастер-класса вы видите на слайде.

1. «Системно - деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками»

2. Практическая часть:

участие педагогов в проведении опытов;

составление опытов педагогами и их презентация.

3. Рефлексия

4. Оценка работы мастер-класса.

Однажды ученики спросили Мастера, можно ли за пару мелких монет накормить голодную семью.

- Можно, - ответил Мастер.

- Но, как? - удивились ученики, - Ведь за пару монет можно купить только несколько мелких рыбин.

Мастер усмехнулся и сказал :

- Если дать голодному человеку кусок рыбы - он съест и будет опять голодным. А если вручить удочку - сможет ловить рыбу и обеспечит пропитание себе и своей семье на долгое время.

(Старинная Китайская притча)

Поэтому смело, можно сказать: ФГОС дошкольного образования - это стандарт, который помогает учиться «ловить рыбу». В основу стандарта заложен системно – деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия образовательной деятельности воспитанников их возрасту и индивидуальным особенностям, представляющий разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого воспитанника (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающий рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Ещё в 1988г. группа отечественных учёных (Виталий Александрович Сластенин, Евгений Николаевич Шиянови др.) утверждала: «Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам передачи готовой информации, пассивности обучения воспитанников и, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности».

В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Для того, чтобы знания детей были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять детьми, развивать их познавательную деятельность.

Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т. е, активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умения:

ставить цель – например, узнать, почему на лесной поляне исчезли цветы.

решать задачи - как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезали: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и посадить их на лесной поляне.

отвечать за результат – все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т. д.

Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении : научить не знаниям, а работе.

Каждый педагог должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личным качествам. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", педагог должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы:

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

В системно-деятельностном подходе существуют правила :

Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

Веди ребенка от собственного опыта к общественному;

Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

Учи анализировать каждый этап работы;

Критикуя, стимулируй активность ребенка;

Будь не «НАД», а «РЯДОМ».

Главное достоинство системно – деятельностного подхода это исследовательско – экспериментальная деятельность. Она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В ходе экспериментально – исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь: почему железный шарик тонет, а деревянный – нет; что будет, если в стакан с водой насыпать земли и т. д.

МАСТЕР-КЛАСС

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть,

Лучше в сказке оказаться

Практикой самим заняться.

Ведущий: Живет в нашем лесу любопытный Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. Бежал, бежал Заяц-Коська по лесу, вдруг увидел Ручеёк.

Заяц-Коська: Здравствуй ручеёк, ты куда бежишь?

Ручеё к: Хочу попутешествовать, посмотреть далекие края.

Заяц-Коська: Вот здорово, побежали наперегонки.

Ручеё к: Побежали.

Ведущий: Бежали, они бежали. И вдруг увидели в воздухе переливающие всеми цветами радуги прозрачные шары.

Заяц-Коська: Что это такое и как они появляются?

Ручеё к: Это мыльные пузыри.

Ведущий: Заяц-Коська очень захотел сделать такие мыльные пузыри, но не знал как?

Ведущий: Давайте поможем Зайцу-Коське сделать разноцветные мыльные пузыри.

ОПЫТ №1

Педагоги делают мыльные пузыри

Ведущий: Вы знаете, что мыльные пузыри – «отличные художники». Сейчас я предлагаю порисовать мыльными пузырями и подарить свои рисунки, Заяцу-Коське такие пузыри будут жить долго и радовать его.

Звучит музыка. Педагоги рисуют.

Ведущий: Как вы думаете, что дает детям проведение опытов с мыльными пузырями? В чем здесь выражается деятельностный подход?

Ответы педагогов

Ведущий: Дети учатся самостоятельно делать мыльные пузыри, пускать их, сравнивать по величине, развивается познавательная активность, любознательность, воображение фантазия, творческое мышление.

Ведущий: Побежали ручеек и Заяц-Коська дальше и оказались у берега огромной реки. Ручеек слился воедино с рекой.

Заяц-Коська: Эй, Ручеёк, где ты?

Ручеё к: Тут я, теперь я с другими ручейками вместе. Так веселее. Посмотри, какая высокая гора стоит на другом берегу, перебирайся на другой берег и узнай, что это за гора.

Заяц-Коська: Как же мне перебраться через реку, чтобы попасть на другой берег?

ОПЫТ № 2

Ведущий: Посмотрите, что вы видите на ваших столах?

Ответы педагогов: на столе лежат апельсиновые корки, дощечки, пенопласт, железная пластинка, скорлупа от грецкого ореха, цветы из бумаги.

Ведущий: Как вы думаете, сможет ли с помощью этих предметов Заяц-Коська перебраться через реку? Проверим?

Играет музыка. Педагоги проводят опыт.

Заяц-Коська: На каких предметах я переплыл на другой берег?

Заяц-Коська: Почему?

Ответы педагогов: Потому что они не тонут.

Заяц-Коська: Молодцы! Очень много способов вы нашли.

Ведущий: Как здесь выразился системно-деятельностный подход?

Ответы педагогов

Ведущий: Дети самостоятельно определяют, что можно использовать, чтобы перебраться на другой берег, делают выводы.

Ведущий: А теперь уважаемые коллеги попробуйте определить цель и задачи данного опыта.

Ответы педагогов

Ведущий: Такие цель и задачи были поставлены мной при проведении данного опыта.

На слайде показаны цель и задачи опыта

Цель: Поддерживать интерес к исследовательской деятельности через проведение эксперимента.

Образовательная

1. Учить детей формулировать выводы.

Развивающая

2. Развивать познавательные процессы детей в ходе проведения поисково - исследовательской деятельности посредством эксперимента.

Воспитывающая

3. Воспитывать умение работать в коллективе.

Ведущий: Оказавшись на берегу Заяц-Коська увидел, что из горы шел дым, и лилась какая то красная жидкость.

Заяц-Коська: Ой, да это же вулкан!

Заяц-Коська: Что с ним происходит?

Ответы педагогов

Заяц-Коська: У вас на столе стоит макет вулкана. Предлагаю вам проделать опыт: извержение вулкана? Схема опыта показана на слайде.

1. Добавить 5 капель моющего средства, перемешать.

2. Всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.

Ведущий: Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан.

Ответы педагогов: Он извергается спокойно.

Ведущий: Какой можно сделать вывод?

Ответы педагогов

Ведущий: В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана извергаться пена – лава красного цвета.

Ведущий: Уважаемые педагоги, увидели ли Вы системно-деятельностный подход в проведении сегодняшних опытов?

Ответы педагогов

Ведущий: Системность подхода заключается в том, что шло постепенное усложнение опытов. Системно – деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике; формирует умение рефлексировать. Дети учатся применять алгоритмы, пытаются самостоятельно выходить из затруднительных положений.

Заключительная часть

Ведущий: Послушайте притчу «В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: «Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?» А сам подумал: «Если скажет «да», то я сомкну ладони. Если скажет «нет» - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: «Все в твоих руках». В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим детям, достигнут ли они, соответственных высот или они останутся нераскрытыми.

Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!

Рефлексия.

Составление синквейнов.

Чтобы обобщить материал нашего мастер – класса я предлагаю вам составить синквейн. Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.

Схема синквейна представлена на слайде

1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;

2 строка - два прилагательных –описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;

3 строка – три глагола – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;

4 строка - форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;

5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятие.

Ведущий: А вот какой синквейн составила я.

Синквейн представлен на слайде

Мастер-класс

Волнующий, интересный

Развивает, учит, вдохновляет

Мысли будоражит, уверенность будит.

Творчество!

Ведущий: В заключении прошу Вас оценить наш мастер-класс.

Если вы узнали, что-то новое и решили использовать, представленный материал в своей работе поднимите «солнышко»;

Если вам было все знакомо, и вы уже используете, этот материал в своей работе поднимите «облако»;

Если вы считаете, что ваше время было потрачено, зря поднимите «тучу».

ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Публикации по теме:

Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОССистемно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС В условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена.

Системно-деятельностный подход во взаимодействии педагога-психолога и учителя-логопеда в проектной деятельности Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Гнёздышко» Ярославского муниципального района «Системно-деятельностный.

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе. Дидактическая игра «Волшебные квадраты» Пример игры, адаптированной для решения задач познавательного развития дошкольников в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ. Хочу.

ФГОС ДО «Системно-деятельностный подход» В основу ФГОС ДО заложен системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту.

Мастер-класс «Комплексный подход в организации и проведении «оздоровительно-игрового часа» с дошкольниками»Мастер-класс «Комплексный подход в организации и проведении «оздоровительно-игрового часа» с дошкольниками» 30 января 2018 года на базе МБДОУ № 120 состоялась первая в этом учебном году Методическая мастерская по направлению «Физическое развитие.

Деятельностный подход в образовании дошкольников Мир стремительно меняется: научно – технический прогресс, новые идеи и технологии, конкуренция во всех сферах деятельности, непростые отношения.

Презентация «Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС в дошкольном отделении» Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС в дошкольном отделении. Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании.

Семинар-практикум «Системно — деятельностный подход в ДОУ, как основа реализация ФГОС» «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу Тема: Системно - деятельностный подход В ДОУ, как основа реализация ФГОС.

Системно-деятельный подход в ДОУ в рамках реализации ФГОС Е. А. Наумова, МКДОУ д/с №4 «Теремок» г. Семилуки Воронежской области. Системно – деятельный подход – это переход к построению стандартов.

Системно-деятельностный подход как основа построения современного урока Л. В. Позднякова СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА. Главное направление новых стандартов – усиление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками»
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 20:31
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД