Получи документы

Мастер-класс «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками»

Марина Мандрыгина
Мастер-класс «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками»

Цель: повышение компетентности участников мастер-класса в умении использовать системно – деятельностный подход в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Активизировать знания участников мастер-класса по использованию системно – деятельностного подхода с дошкольниками.

2. Показать участникам мастер-класса использование системно – деятельностного в практической деятельности педагога.

Публикация «Мастер-класс „Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками“» размещена в разделах

Оборудование: мультимедийный проектор, проекторный экран, презентация, емкости для воды, вода, апельсиновые корки, дощечки, скорлупа грецкого ореха, пенопласт, железная пластина, подносы, макет вулкана, сода, уксус, красная краска, моющая жидкость, листы бумаги, стаканчики с водой, гуашь, трубочки для коктейля, кисточки, краски.

Уважаемые коллеги, я рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Системно - деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками».

План работы нашего мастер-класса вы видите на слайде.

1. «Системно - деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками»

2. Практическая часть:

участие педагогов в проведении опытов;

составление опытов педагогами и их презентация.

3. Рефлексия

4. Оценка работы мастер-класса.

Однажды ученики спросили Мастера, можно ли за пару мелких монет накормить голодную семью.

- Можно, - ответил Мастер.

- Но, как? - удивились ученики, - Ведь за пару монет можно купить только несколько мелких рыбин.

Мастер усмехнулся и сказал :

- Если дать голодному человеку кусок рыбы - он съест и будет опять голодным. А если вручить удочку - сможет ловить рыбу и обеспечит пропитание себе и своей семье на долгое время.

(Старинная Китайская притча)

Поэтому смело, можно сказать: ФГОС дошкольного образования - это стандарт, который помогает учиться «ловить рыбу». В основу стандарта заложен системно – деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия образовательной деятельности воспитанников их возрасту и индивидуальным особенностям, представляющий разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого воспитанника (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающий рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Ещё в 1988г. группа отечественных учёных (Виталий Александрович Сластенин, Евгений Николаевич Шиянови др.) утверждала: «Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам передачи готовой информации, пассивности обучения воспитанников и, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности».

В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Для того, чтобы знания детей были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять детьми, развивать их познавательную деятельность.

Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т. е, активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умения:

ставить цель – например, узнать, почему на лесной поляне исчезли цветы.

решать задачи - как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезали: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и посадить их на лесной поляне.

отвечать за результат – все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т. д.

Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении : научить не знаниям, а работе.

Каждый педагог должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личным качествам. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", педагог должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы:

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

В системно-деятельностном подходе существуют правила :

Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

Веди ребенка от собственного опыта к общественному;

Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

Учи анализировать каждый этап работы;

Критикуя, стимулируй активность ребенка;

Будь не «НАД», а «РЯДОМ».

Главное достоинство системно – деятельностного подхода это исследовательско – экспериментальная деятельность. Она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В ходе экспериментально – исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь: почему железный шарик тонет, а деревянный – нет; что будет, если в стакан с водой насыпать земли и т. д.

МАСТЕР-КЛАСС

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть,

Лучше в сказке оказаться

Практикой самим заняться.

Ведущий: Живет в нашем лесу любопытный Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. Бежал, бежал Заяц-Коська по лесу, вдруг увидел Ручеёк.

Заяц-Коська: Здравствуй ручеёк, ты куда бежишь?

Ручеё к: Хочу попутешествовать, посмотреть далекие края.

Заяц-Коська: Вот здорово, побежали наперегонки.

Ручеё к: Побежали.

Ведущий: Бежали, они бежали. И вдруг увидели в воздухе переливающие всеми цветами радуги прозрачные шары.

Заяц-Коська: Что это такое и как они появляются?

Ручеё к: Это мыльные пузыри.

Ведущий: Заяц-Коська очень захотел сделать такие мыльные пузыри, но не знал как?

Ведущий: Давайте поможем Зайцу-Коське сделать разноцветные мыльные пузыри.

ОПЫТ №1

Педагоги делают мыльные пузыри

Ведущий: Вы знаете, что мыльные пузыри – «отличные художники». Сейчас я предлагаю порисовать мыльными пузырями и подарить свои рисунки, Заяцу-Коське такие пузыри будут жить долго и радовать его.

Звучит музыка. Педагоги рисуют.

Ведущий: Как вы думаете, что дает детям проведение опытов с мыльными пузырями? В чем здесь выражается деятельностный подход?

Ответы педагогов

Ведущий: Дети учатся самостоятельно делать мыльные пузыри, пускать их, сравнивать по величине, развивается познавательная активность, любознательность, воображение фантазия, творческое мышление.

Ведущий: Побежали ручеек и Заяц-Коська дальше и оказались у берега огромной реки. Ручеек слился воедино с рекой.

Заяц-Коська: Эй, Ручеёк, где ты?

Ручеё к: Тут я, теперь я с другими ручейками вместе. Так веселее. Посмотри, какая высокая гора стоит на другом берегу, перебирайся на другой берег и узнай, что это за гора.

Заяц-Коська: Как же мне перебраться через реку, чтобы попасть на другой берег?

ОПЫТ № 2

Ведущий: Посмотрите, что вы видите на ваших столах?

Ответы педагогов: на столе лежат апельсиновые корки, дощечки, пенопласт, железная пластинка, скорлупа от грецкого ореха, цветы из бумаги.

Ведущий: Как вы думаете, сможет ли с помощью этих предметов Заяц-Коська перебраться через реку? Проверим?

Играет музыка. Педагоги проводят опыт.

Заяц-Коська: На каких предметах я переплыл на другой берег?

Заяц-Коська: Почему?

Ответы педагогов: Потому что они не тонут.

Заяц-Коська: Молодцы! Очень много способов вы нашли.

Ведущий: Как здесь выразился системно-деятельностный подход?

Ответы педагогов

Ведущий: Дети самостоятельно определяют, что можно использовать, чтобы перебраться на другой берег, делают выводы.

Ведущий: А теперь уважаемые коллеги попробуйте определить цель и задачи данного опыта.

Ответы педагогов

Ведущий: Такие цель и задачи были поставлены мной при проведении данного опыта.

На слайде показаны цель и задачи опыта

Цель: Поддерживать интерес к исследовательской деятельности через проведение эксперимента.

Образовательная

1. Учить детей формулировать выводы.

Развивающая

2. Развивать познавательные процессы детей в ходе проведения поисково - исследовательской деятельности посредством эксперимента.

Воспитывающая

3. Воспитывать умение работать в коллективе.

Ведущий: Оказавшись на берегу Заяц-Коська увидел, что из горы шел дым, и лилась какая то красная жидкость.

Заяц-Коська: Ой, да это же вулкан!

Заяц-Коська: Что с ним происходит?

Ответы педагогов

Заяц-Коська: У вас на столе стоит макет вулкана. Предлагаю вам проделать опыт: извержение вулкана? Схема опыта показана на слайде.

1. Добавить 5 капель моющего средства, перемешать.

2. Всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.

Ведущий: Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан.

Ответы педагогов: Он извергается спокойно.

Ведущий: Какой можно сделать вывод?

Ответы педагогов

Ведущий: В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана извергаться пена – лава красного цвета.

Ведущий: Уважаемые педагоги, увидели ли Вы системно-деятельностный подход в проведении сегодняшних опытов?

Ответы педагогов

Ведущий: Системность подхода заключается в том, что шло постепенное усложнение опытов. Системно – деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике; формирует умение рефлексировать. Дети учатся применять алгоритмы, пытаются самостоятельно выходить из затруднительных положений.

Заключительная часть

Ведущий: Послушайте притчу «В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: «Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?» А сам подумал: «Если скажет «да», то я сомкну ладони. Если скажет «нет» - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: «Все в твоих руках». В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим детям, достигнут ли они, соответственных высот или они останутся нераскрытыми.

Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!

Рефлексия.

Составление синквейнов.

Чтобы обобщить материал нашего мастер – класса я предлагаю вам составить синквейн. Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.

Схема синквейна представлена на слайде

1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;

2 строка - два прилагательных –описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;

3 строка – три глагола – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;

4 строка - форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;

5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятие.

Ведущий: А вот какой синквейн составила я.

Синквейн представлен на слайде

Мастер-класс

Волнующий, интересный

Развивает, учит, вдохновляет

Мысли будоражит, уверенность будит.

Творчество!

Ведущий: В заключении прошу Вас оценить наш мастер-класс.

Если вы узнали, что-то новое и решили использовать, представленный материал в своей работе поднимите «солнышко»;

Если вам было все знакомо, и вы уже используете, этот материал в своей работе поднимите «облако»;

Если вы считаете, что ваше время было потрачено, зря поднимите «тучу».

ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Публикации по теме:

Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОССистемно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС В условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена.

Системно-деятельностный подход во взаимодействии педагога-психолога и учителя-логопеда в проектной деятельности Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Гнёздышко» Ярославского муниципального района «Системно-деятельностный.

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе. Дидактическая игра «Волшебные квадраты» Пример игры, адаптированной для решения задач познавательного развития дошкольников в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ. Хочу.

ФГОС ДО «Системно-деятельностный подход» В основу ФГОС ДО заложен системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту.

Мастер-класс «Комплексный подход в организации и проведении «оздоровительно-игрового часа» с дошкольниками»Мастер-класс «Комплексный подход в организации и проведении «оздоровительно-игрового часа» с дошкольниками» 30 января 2018 года на базе МБДОУ № 120 состоялась первая в этом учебном году Методическая мастерская по направлению «Физическое развитие.

Деятельностный подход в образовании дошкольников Мир стремительно меняется: научно – технический прогресс, новые идеи и технологии, конкуренция во всех сферах деятельности, непростые отношения.

Презентация «Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС в дошкольном отделении» Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС в дошкольном отделении. Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании.

Семинар-практикум «Системно — деятельностный подход в ДОУ, как основа реализация ФГОС» «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу Тема: Системно - деятельностный подход В ДОУ, как основа реализация ФГОС.

Системно-деятельный подход в ДОУ в рамках реализации ФГОС Е. А. Наумова, МКДОУ д/с №4 «Теремок» г. Семилуки Воронежской области. Системно – деятельный подход – это переход к построению стандартов.

Системно-деятельностный подход как основа построения современного урока Л. В. Позднякова СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА. Главное направление новых стандартов – усиление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками»
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 20:31
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД