МААМ-картинки

Мастер-класс «Взаимодействие с тревожными детьми»

Юлия Юрьевна Солод
Мастер-класс «Взаимодействие с тревожными детьми»

Свое выступление я хочу начать с письма.

Открытое письмо тревожных детей.

«В-в-воспитатели!

Мы боимся приходить в детский сад, но и дома оставаться одни тоже боимся.

Мы боимся, что у нас что-то получится не так, как вы хотите, что мы не успеем выполнить задание, не сможем быстро пообедать, и тогда нас будут ругать…

Мы боимся, что нас вечером не заберут родители: ведь вдруг они попадут в несчастный случай…

Ох, от всех этих «боимся» у нас постоянно болит то живот, то голова. А вот сейчас, кажется, поднимется температура…

Публикация «Мастер-класс „Взаимодействие с тревожными детьми“» размещена в разделах

Не кричите на нас, пожалуйста, говорите поменьше и тихим голосом. Похвалите нас и не забудьте сказать ласковое слово, не называйте нас по фамилии…

Мы ждем, что вы нам поможете и поддержите нас».

Как вы думаете от кого это письмо? Почему вы так решили? Какие чувства вызывает это письмо? Какие особенности вас тронули?

Работа с тревожными детьми часто недооценивается, ввиду того, что тревожные дети – это часто «удобные» дети.

Хочу привести такую метафору: «Почему дети знают насекомых, но не знают и не различают деревья?» - Насекомые издают много звуков, двигаются, а деревья, молча стоят.

Так и с детьми, мы обращаем внимание на агрессивных и гиперактивных детей, а тревожные остаются в стороне, но они не меньше нуждаются в помощи.

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают. Следует разделять понятия «тревога» и «тревожность». Тревога – это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Единичные, то есть не часто возникающие, проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность». Тревога состоит из множества эмоций, одной из составляющих является страх.

Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи «возрастные страхи».

В 2 года дети чаще боятся, например, посещения врача, а начиная примерно с трехлетнего возраста число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходят страхи символические, такие, как страх темноты и одиночества. В 6-7 лет ведущим становится страх своей смерти, а в 7-8 – страх смерти родителей.

Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван:

1. негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;

2. неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

3. противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители.

Критерии определения тревожности у ребенка :

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

4. Раздражительность.

5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех направлениях:

• по повышению самооценки;

• по обучению ребенка способам снятия мышечного напряжения;

• по отработке навыков владения с собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Повышение самооценки ребенка.

Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников.

Для того чтобы помочь детям повысить самооценку необходимо:

оказывать им поддержку,

проявлять искреннюю заботу о них,

как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам,

называть по имени,

хвалить в присутствии других детей и взрослых,

сравнивать результаты данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад,

желательно избегать заданий, которые выполняются за определенное фиксированное педагогом время,

спрашивать в середине занятия,

не следует торопить и подгонять с ответом,

давать ребенку необходимо длительный срок для ответа, стараясь не повторять свой вопрос, в противном случае, ответ будет нескоро, так как каждое повторение вопроса будет восприниматься как новый стимул,

при обращении установить визуальный контакт, обращение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия,

желательно в группе детского сада проводить беседы с детским коллективом, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях, испытываемых ими в тех или в иных ситуациях, подобные беседы помогают осознать, что и у сверстников существуют проблемы, сходные с их собственными, такие обсуждения способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка.

А сейчас в рамках мастер-класса, предлагаю попробовать простую, но интересную методику, цель которой повышение самооценки.

Тест «Волшебная страна чувств» (Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева)

Цель: исследование психоэмоционального состояния.

Инвентарь: цветные карандаши (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный, заготовки карты волшебной страны.

Время работы: 10 мин.

Перед каждым участником раскладываются восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики.

Участникам зачитывается следующий текст.

Далеко-далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Вина, Грусть, Злость, Страх, Обида и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем, каждое чувство: живет в доме определенного цвета. Кто-то: живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом.

Каждый день, как встает солнце, жители занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильны, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои дома разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда - всю краску унес ветер.

Инструкция: У вас есть цветные карандаши. Пожалуйста, помогите жителям и раскрасьте их домики.

Спасибо, вы не только восстановили страну, но и помогли жителям найти свои дома. Но как, же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Посмотрите — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.

Только вы, как человек, восстановивший страну, можете раскрасить карту. Для этого возьмите, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли вам восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту.

Обработка результатов

Символически силуэт делится на 5 зон:

• голова и шея - символизируют ментальную деятельность;

• туловище до линии талии, исключая руки - символизируют эмоциональную деятельность;

• руки - символизируют коммуникативные функции;

• тазобедренная область - символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний;

• ноги - символизируют чувство «опоры», уверенность в себе, возможность «заземления» негативных переживаний.

Таким образом, данная методика показывает нам актуальное психоэмоциональное состояние.

6 – 8 домиков (75%-100%) раскрашены адекватными цветами, распределены по «Карте страны» гармонично – норма психоэмоционального состояния.

3 – 5 (38%-62%) домиков раскрашены неадекватными цветами, распределение по «Карте страны» вызывает дисгармонию – уровень психоэмоционального состояния ниже нормы.

Выводы: методика «Волшебная страна чувств» позволяет не только определить в каком актуальном эмоциональном состоянии ребенок пребывает, но и является хорошей коррекционной техникой направленной на выброс негативных эмоциональных состояний, раскрытие ресурса личности, развитие саморегуляции, формирование умения выражать свои мысли, развитие фантазии и воображения.

Исследуя «карту», мы узнаём, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.

Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжений.

Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение – и мышечное, и эмоциональное – можно научить их:

выполнять релаксационные упражнения,

использовать игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком,

полезным играм с песком, глиной, с водой,

выполнять различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др. ,

использовать элементы массажа и простое растирание тела,

устраивать импровизированные маскарады, шоу, просто раскрашивать лица, что помогает детям расслабиться.

Вашему вниманию предлагаю упражнение «Ласковый мелок». Упражнение способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.

Существует хорошее развлечение – рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено.

Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, так как они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому я предлагаю модификацию данной игры.

Упражнение «Ласковый мелок»

Цель: снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений.

Содержание: Рисуем и пишем на спине друг у друга. При этом не нужно задавать условие, чтобы ребенок угадывал изображаемое. Взрослый говорит ребенку: «Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Похоже?»

После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Даже если работа по повышению самооценки ребенка и по обучению его способам снижения мышечного и эмоционального напряжений уже проведена, нет гарантии, что оказавшись в реальной жизненной или в непредвиденной ситуации ребенок будет вести себя адекватно. В любой момент ребенок может растеряться и забыть все, чему его научили. Именно поэтому отработку навыков поведения в конкретных ситуациях мы считаем необходимой частью работы с тревожными детьми. Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем.

Наиболее широкие возможности для работы в этом направлении предоставляет взрослым ролевая игра.

Играя роль слабых персонажей, ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх. А используя прием доведения данной роли до абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны, относиться к нему как к менее значимому.

Исполняя роль сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что он (как и его герой) способен справляться с трудностями.

Предлагаю немного поиграть, чтобы прочувствовать все особенности этого направления работы по развитию уверенного поведения.

Игра «Дрессировщики»

Цель: развитие уверенности в себе, умения работать в паре.

Ведущий предлагает детям «отправиться в цирк». Дети делятся на пары: один играет роль зверя, второй - дрессировщика.

Задача каждой пары – придумать и показать свой номер всей группе.

Задача остальных детей – догадаться, какое животное представляет дрессировщик.

Таким образом, работа по всем трем направлениям может проводиться либо параллельно, либо, в зависимости от выбранного взрослым приоритета, постепенно и последовательно.

Благодарю за внимание!

Буклеты «Взаимодействие с тревожными детьми»

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога с расторможенными и вспыльчивыми детьми» Изучив достаточно много литературы по данному вопросу, пришла к выводу, что «изобрести новый велосипед» мне не удастся, поэтому остановлюсь.

Мастер-класс по созданию подвески на стену «Свинка «Марфушенька — Душенька». Взаимодействие с родителямиМастер-класс по созданию подвески на стену «Свинка «Марфушенька — Душенька». Взаимодействие с родителями Нужно ли родителям принимать участие в конкурсах, выставках группы и детского сада? Непременно! Совместно с детьми папы и мамы готовят.

Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Моя презентация проекта называется «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Какими.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Взаимодействие воспитателя с детьми в ДОУ»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Взаимодействие воспитателя с детьми в ДОУ» Муниципальное Дошкольное Образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» р. п Романовка, Романовского района Саратовской области 15.11.2019.

Взаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культурыВзаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культуры Конституция РФ (1993 г.) провозгласила Россию правовым государством (ст. 1, ч. 1). Правовое государство — демократическое государство, организация.

Взаимодействие с родителями. Мастер-класс к международному Дню семьи.Взаимодействие с родителями. Мастер-класс к международному Дню семьи. Как заметил известный французский писатель Антуан де Сент- Экзюпери, "единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения",.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс «Взаимодействие с тревожными детьми»
Опубликовано: 25 января 2023 в 20:24
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД