МААМ-картинки

Мастер-класс занятия на тему: «Русская изба в гости приглашает» Подготовительная группа (12 фото)

Титова Юлия Сергеевна
Мастер-класс занятия на тему: «Русская изба в гости приглашает» Подготовительная группа

Цель: Познакомить детей с историей русского народа : бытом, обычаями, гостеприимством.

Задачи:

• Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, веретено, посуда, коромысло и т. д.).

Публикация «Мастер-класс занятия на тему: „Русская изба в гости приглашает“ Подготовительная группа» размещена в разделах

• Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками. Словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами: ухват, чугун, веретено, рубель, коромысло.

• Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.

• Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

• Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

• Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.

• Развивать творческие навыки в процессе лепки крендельки.

• Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и др., записи русских народных песен, народный костюм для хозяйки.

Ход ЗАНЯТИЯ

Звучит русская народная мелодия. Воспитатель с детьми приветствуют гостей. Одевает шаль, приглашает детей в русскую избу.

Мастер-класс занятия на тему: «Русская изба в гости приглашает» Подготовительная группа

Ю. С. – Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас. Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве буде».

– Что означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте.

Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи.

Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!

Ю. С. - Русь деревянная - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

(Звучит русская народная песня. «Во поле березонька стояла»»)

Фото «Русская изба в гости приглашает»

Ю. С. - Моя изба встречает вас красивыми деревянными углами.

И. С. – А мы отвечаем:

Дети отвечают на приветствие известными им пословицами:

«Домом жить – не лукошко шить»

«Хозяюшка в дому, что оладушек в меду»

«Домом жить – обо всем тужить»

«Что есть в печи – на стол мечи»

«Много гостей – Много новостей»

Хозяюшка просит объяснить детей, о чем говорят некоторые пословицы, затем сама подводит итог.

Ю. С. : А вы знаете почему Русь называли деревянной?

(Выслушивает ответы детей)

Давным-давно, на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и многое другое.

Ю. С. : Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка?

Дети: В печи готовится еда, пёчётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.

-Ребята, а я знаю пословицы о печи.

Давайте их проговорим:

«Когда в печи жарко – тогда и варко».

«Что есть в печи – все на стол мечи».

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

Ю. С. : Молодцы! Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.

В старину любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.

И,С. – О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». На печи можно было спать, или лежать греться – место на печи где спали люди называли лопати. Давайте ребята расскажем что мы знаем.

Максим П. 1-й ребенок: Печку называли – печь-матушка. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Топили печь дровами – березовыми, ольховыми. В печке готовили еду: щи, кашу, пекли пироги.

Ю. С. : Дети, а в чем готовили еду? (ответы) Правильно, в чугунке.

Мастер-класс занятия на тему:  Подготовительная группа - фото

Полина А. Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу. Еда, приготовленная в чугунке в русской печи была очень вкусная. (рассматривание чугунка)

Ю. С. - А с помощью чего доставали чугунок из печи? (с помощью ухвата) .

Рогат, а не бык

Пищу берет, а не сыт.

Фото №1 Цель Познакомить детей с историей

Даша М. : Ухват – это палка с надетой на нее металлической рогаткой. Он был нужен для перемещения чугунков в печи.

Ю. С. : Затем чугунок с пищей ставили на стол и все кушали приготовленную еду.

Маленький черпачок,

Красненький колпачок.

Три раза в день берется

И опять на место кладется.

(Рассматривание деревянных ложек.)

Линара Т. : Деревянные ложки и миски – посуда, которую люди делали из дерева своими руками. Ею пользовались во время еды.

Игра на деревянных ложках (звучит песня «Ах вы сени мои сени!»)

Фото №2 Русская изба русского народа бытом обычаями гостеприимством

Частушки.

Захар. Кто сказал – частушки вроде,

В наши дни уже не в моде?

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе!

Варя Я. Эх, как выйду я плясать,

Ножками задрыгаю –

Печь, кастрюли и ухват

По полу запрыгают.

Женя Г. Эх, раз, полтора,

Бежит печка со двора,

А за нею – чашки

От грязнули Машки.

Максим Л. Как у нашего Егора

Пузо стало, как пригорок –

Целый день он на печи

Уплетает калачи.

Оля Б. Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали!

Ю. С. : Ох, и рассмешили, ох, и развеселили. Какие все молодцы! Но не только на Руси плясали и пели, но и трудиться умели.

В-ль предлагает детям отгадать загадку:

«Верчусь по горнице сработаю моею

Чем больше я верчусь, тем больше я толстею»

(веретено)

А сейчас я покажу вам, как нужно работать веретеном. Сначала стригут овец, затем моют шерсть, сушат. Вот посмотрите, сначала нужно намочить пальчики, растянуть шерсть и скрутить её в тонкую нитку, потом пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку, начинаю прясть, а нитки наматываются вот сюда. Это называется веретено. Чем больше наматывается ниток, тем толще становится веретено. Посмотрите, что веретено делает? (Хозяйка крутит веретено.)

Дети: Крутится, вертится.

Хозяйка: Вот за то, что оно вертится, его и назвали веретеном. Давайте я вас научу нитку прясть. (Хозяйка берет шерсть и объясняет.)

Ю. С. : В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашей избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара.

Говорили так:

Сверху пар, снизу пар-

Шипит наш русский самовар

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем

Всех в гости приглашаем.

Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).

-Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие.

А на столе у меня посмотрите стоит утварь – раньше в старину так называли посуду. (миски, ложки, чугунки, горшки….)

Рассаживались за стол на лавки.

-Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).

- На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало.

- В старину темными зимними вечерами люди собирались в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, загадывали загадки.

Стоит толстячок, блестит бочок

Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

Он по горнице гуляет

Пыль и мусор собирает. (Веник)

В лесу родился, на руках крестился, на ногах умер. (Лапоть)

То назад-то вперед ходит-бродит пароход

Остановишь – горе! Продырявит море. (Утюг)

Посмотрите у меня есть такой утюг. Электричества не было! В утюг накладывали горячие из печи угли, утюг нагревался и гладили вещи.

Тело бело, душа льняная, маковка золотая. (Свеча)

Воду дед носил с утра,Каждый раз по два ведра, На плечах дугой повисло. Держит ведра. (коромысло)

Хотите попробовать, как при помощи коромысла носили воду ведь раньше не было воды в доме.

Такие вечера назывались посиделками.

Хороводную игру «Арина».

(Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина.

Ей завязывают глаза.

Все поют:

Дорогая Арина, встань выше овина,

Рученьки сложи, чье имя укажи!

Арина ходит, напевая:

Хожу, гуляю вдоль караваю,

Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной).

- Вот в такой обстановке наши предки сидели в одной из изб и пряли шерсть, вязали, плели лапти. А еще стряпали всякие вкусности: пряники, булочки, пироги.

А я вам предлагаю сделать крендельки к чаю.

В это время помощники выкладывают на стол тесто, досточки и лист для крендельков.

(Звучит легкая Русская народная песня)

-Ребята, перед вами доски, тесто и лист для крендельков. Сейчас мы с вами раскатаем крендельки (вспоминают последовательность изготовления). Дети выполняют не сложную работу.

Фото №3 Задачи Познакомить детей с избой жилищем крестьянской семьи с предметами старинного Фото №4 Конспекты занятий русского быта печь веретено посуда коромысло и т Фото №5 Публикация Мастер класс занятия на тему Русская изба в гости приглашает Подготовительная группа размещена в разделах Подготовительная группа Русская изба Русская изба

огда крендельки слеплены, они укладываются на лист и лист устанавливают в печь, где уже стоит лист с готовыми крендельками.

- А пока наши крендельки пекутся мы вспомним в каких русских народных сказках встречается печка?

(Емеля, разъезжающий на печке; Баба Яга грела свои косточки на печи; «Гуси - лебеди»; А Илья Муромец вообще 33 года на печи пролежал.)

Из печи достаются готовые крендельки, включается русская народная музыка, дети угощают гостей и угощаются сами.

Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Сами покушаете и друзей угостите.

– Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!

Конспекты занятий Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший мастер класс декабрь Обогатить словарь детей народными пословицами поговорками загадками частушками Словами которые использовались только в быту в русской избе новыми словами ухват чугун веретено рубель коромысло Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке
Публикации по теме:

Конспект занятия по художественному труду в подготовительной группе на тему «Русская изба» Задачи: Формировать первичные представления об особенностях построения русских изб, их украшениях; Познакомить детей с деревянным зодчеством,.

Конспект занятия «Русская изба» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 43 «Янтарный.

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе «Дом для домовёнка» в рамках проекта «Русская изба» Аппликация "Дом для домовёнка" Цели: Развивать композиционные умения, формировать умения наклеивать готовые формы, закреплять знания основных.

Конспект занятия по художественной литературе на тему «Сказка «Лиса и Журавль» (подготовительная группа)Конспект занятия по художественной литературе на тему «Сказка «Лиса и Журавль» (подготовительная группа) Конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) Провела Матвеева Т. В. Тема: Русская народная сказка «Лиса и Журавль».

Конспект занятия по развитию речи на тему «Звук [ы] и буква ы» (подготовительная группа) Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Звук (ы) и буква ы. Цель: уточнить артикуляцию звука (Ы, учить детей делить слово на части-слоги,.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием инновационных технологий «Русская изба» Цель: Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно - бытовой культуре русского народа (изба: её внешнее и внутреннее убранство;.

Конспект занятия по ручному труду на тему «Декоративная тарелочка» (подготовительная к школе группа) Конспект занятия кружка по ручному труду "Декоративная тарелочка" Цель: лепить из теста декоративную тарелочку, используя различные приемы.

Конспект занятия «Русская изба» во второй младшей группе Цель: - формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Задачи: 1. Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской.

Мастер-класс «Рисование осеннего пейзажа с использованием природного материала» (подготовительная группа)Мастер-класс «Рисование осеннего пейзажа с использованием природного материала» (подготовительная группа) Повязала Осень пестрый фартук И ведерко с красками взяла. Ранним утром,проходя по парку, Листья позолотой обвела. Хочу поделиться с вами.

Презентация «Русская изба» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Колокольчик» Осуществление и реализация проекта по патриотическому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс занятия на тему: «Русская изба в гости приглашает» Подготовительная группа
Опубликовано: 16 декабря 2018 в 20:50
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД