Образное движение и развитие эмоциональной сферы детей в коррекционной группе

Кухта Ольга
Образное движение и развитие эмоциональной сферы детей в коррекционной группе

I часть. Вводная.

Эмоциональное состояние ребенка имеет особое значение в психическом развитии. Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, который является показателем отношения человека к предметам и явлением действительности.

Положительные эмоции: радость, веселье, удовольствие, интерес –повышают активность, возможность восприятия нового, благотворно влияют на протекание физиологических процессов в организме. Укрепляют здоровье.

Отрицательные - страх, гнев, ненависть, нетерпение, беспокойство, жалость к себе выполняют обратные функции.

Чем лучше дети научатся осознавать и распознавать свои эмоции, тем более возрастает их способность к коммуникации (сопособности взаимодействовать с другими людьми).

Поэтому, задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

Особенно остро и актуально эта задача стоит в работе с детьми коррекционных групп.

Типичные для таких детей особенности в эмоциональном развитии:

1) неустойчивость эмоционально – волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности.

Причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности;

2) трудности в установлении коммуникативных контактов; дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками, у них могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Возможным объяснением этой особенности детей с нарушениями речи является тот факт, что большинство из них живут в условиях дефицита родительского тепла;

3) проявление эмоциональных расстройств: нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, суетливость, частую смену настроения.

Эмоциональный дискомфорт снижает активность познавательной деятельности, побуждает к стереотипным действиям;

4) симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, бедность психических процессов, гиперактивность. В зависимости от преобладания эмоционального фона можно выделить два вида органического инфантилизма: неустойчивый — отличается психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения; тормозной — отличается преобладанием пониженного фона настроения.

Музыкальные занятия, как нельзя лучше развивают у дошкольника эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни. Для того, чтобы добиться наибольшего результативности в этом направлении я использую ряд упражнений, которые попыталась классифицировать относительно существующих проблем.

а) Игры для распознавания эмоциональных переживаний, подражательные игры.

б) У большинства детей имеется негативный опыт взаимодействия с людьми, который препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения. Поэтому необходимо использовать коммуникативные игры:

в) в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается, и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли - речедвигательные упр.

г) этих детей отличает зажатость многих групп мышц, поэтому необходимы упражнения на расслабление и напряжение мышц:

В работе с детьми коррекционных групп я выделила для себя несколько правил:

1. Детям свойственна низкая степень устойчивости внимания, значит нужно специально организовывать и направлять внимание детей.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо многократное повторение упражнений.

3. В отличие от дошкольников общих групп, которые любят заниматься, дети с нарушениями речи интереса к учебным занятиям почти не проявляют. Некоторые прямо заявляют: «Я не хочу заниматься!» Надо обязательно предлагать задания как игру или испытание.

Высокая степень истощаемости детей может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. В любом случае происходит быстрая потеря интереса к работе и снижение работоспособности. Нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.

Однако, многие дети склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения, целенаправленности, целесообразности действий, применения волевых усилий. Требуется известная доля проницательности и разумной настойчивости, чтобы отличить «симулянта» от действительно утомленного ребенка.

Понимание общей логики поведения этих детей существенно облегчает работу с ними.

II часть. Показ упражнений детьми коррекционной группы.

1. «Здравствуйте» - коммуникативная игра, развивает внимание, слух, двигательную реакцию.

Музыкальный ряд: «Семь прыжков» датская народная мелодия.

2. «Мы попрыгаем» - упражнение на развитие общей моторики.

Музыкальный ряд: Е. Железнова «Аэробика для малышей» из серии «Музыкальные обучалочки».

3. «Улитка» напряжение разных групп мышц, ориентировка в пространстве, развитие координации движений.

Музыкальный ряд: Е. Железнова «Топ-топ, хлоп-хлоп» из серии «Музыкальные обучалочки».

4. «Охотник и заяц» - подражательное упражнение на распознание эмоциональных переживаний.

Перед началом игры воспитатель объясняет, сто вначале нужно маршировать, как охотники, а потом - сидеть тихо, как зайчики.

Музыкальный ряд: Е. Железнова «Аэробика для малышей» из серии «Музыкальные обучалочки».

5. «Пугало» - напряжение и расслабление мышц.

Музыкальный ряд: Е. Железнова «Аэробика для малышей» из серии «Музыкальные обучалочки».

10. «Фонарик» - коммуникативная игра, используемая для завершения занятия.

Дети встают в круг. Педагог предлагает подарить друг другу свой фонарик, поочередно соединяя ладошки, одновременно с этим произнося звук «з» («зажигаем фонарик)», пока круг не замкнется.

Музыкальный ряд: Ф. Шуберт «Аvе Маriy»

III часть. Тренинг. Выполняют взрослые.

1. «Сороконожка» - коммуникативная игра, направлена на развитие слухового внимания, ориентировку в пространстве, развитие координации движений.

Музыкальный ряд: Е. Железнова «Аэробика для малышей» из серии «Музыкальные обучалочки».

2. «Шапочка» - подражательная игра на распознание эмоциональных состояний, развитие воображения, раскрепощение.

Музыкальный ряд: Е. Железнова «Топ-топ, хлоп-хлоп» из серии «Музыкальные обучалочки».

3. «Соседи» - коммуникативная игра, овладение общей моторикой, снятие напряжения.

Музыкальный ряд: Е. Железнова «Топ-топ, хлоп-хлоп» из серии «Музыкальные обучалочки».

4. «У жирафов» - самомассаж.

Музыкальный ряд: Е. Железнова «Пальчиковая гимнастика» из серии «Музыкальные обучалочки».

5. «Целый час мы занимались» - игра для завершения занятия.

IV часть. Заключительная.

1. Самоанализ.

2. Оценка педагогов.

Публикации по теме:

«Эмоциональный комфорт детей в семье» • Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспосабливаться к той или иной ситуации. • Эмоции ребенка - это послание.

Проект «Театрализованная деятельность в ДОУ компенсирующего вида» Презентация дополняет проект "Театрализованная деятельность в ДОУ компенсирующего обучения" воспитателя Соколовой М. Н. Данное образовательное.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • ПДД
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Образное движение и развитие эмоциональной сферы детей в коррекционной группе
Опубликовано: 4 февраля 2014 в 15:12
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Новогоднее украшение для окна.
Доброго времени суток. Хочу поделиться легким в исполнении украшением для окон в преддверии новогодних праздников. В данный момент у меня дети младшего...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...