Мелкая моторика как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Марина Андросова
Мелкая моторика как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, увеличилось число детей с нарушением речи. Данная проблема не обошла и мою группу детей, в которой я работаю. Для решения той проблемы я решила использовать развитие мелкой моторики.

Вся жизнь ребёнка – игра. И поэтому, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально-приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам, как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов и средств в работе с детьми.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими как: игры с мелкими предметами - пазлы, мозаика, конструкторы, бусины; пальчиковые игры; игры с нестандартным материалом,

Мелкая моторика как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

массаж кистей и пальцев; лепка, игры с сыпучими материалами

игры с бумагой, ватой.

Систему работы можно представить в циклограмме:

•групповая и индивидуальная непосредственно-образовательная деятельность;

•образовательная деятельность в режимных моментах;

•самостоятельная деятельность.

В своей работе по развитию мелкой моторики отдаю предпочтение предметам из дерева (пазлы, пирамидки, головоломки, шнуровки и т. д.). В магазинах представлен довольно таки большой выбор.

О пользе деревянных игрушек:

1. Бесспорно, что деревянные игрушки являются экологически чистыми и безопасными. Во всем мире это общепринятый факт (кстати, деревянные игрушки в Европе очень дорогие).

2. Играя в деревянные игрушки малыши «подзаряжаются» энергией и теплом дерева. Всем нам известно, что знахари советуют слабому, больному человеку пойти в лес и «подержаться» там за дерево, которое даст ему силу и спокойствие.

3. Игрушки из дерева теплые и гладкие, они очень приятны на ощупь. Они замечательно развивают мелкую моторику рук. Учеными доказана прямая связь коры головного мозга с моторикой рук. Развивая моторику рук, малыш развивает и свое мышление.

4. Деревянная игрушка дает ребенку простор для творчества, и фантазии. Стимулирует его активные действия, подталкивает его исследовать.

5. Деревянные игрушки – это история наших предков, нашего народа. Именно такие игрушки не позволят исчезнуть нашим традициям и приобщают маленького человека к культуре.

6. Деревянные игрушки живут дольше, чем игрушки, изготовленные из других материалов, ведь они более стойкие к ударам и сломать их намного труднее.

7. Деревянные игрушки можно мыть в простом мыльном растворе. После мытья вытереть игрушку насухо.

Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша.

Проработав год по данной теме я осознала, что проблемы развития речи и мелкой моторики не возможно решить без единства с семьей. Провожу с родителями индивидуальные беседы, консультации о развитии мелкой моторики. Также планирую провести родительские собрания по ознакомлению с различными способами развития мелкой моторики.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук; сравнивая результаты в начале года и в конце года, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Диагностика образовательной области «Коммуникация» в конце года показала положительную динамику. Увеличилось количество детей с высоким уровнем, сократилось количество с низким уровнем развития речи.

Для совершенствования работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы:

- продолжить работу над развитием мелкой моторики в средней группе;

-пополнить копилку пальчиковых игр;

- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;

- осуществлять взаимодействие с семьей.

Публикации по теме:

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики Данная программа направлена на развитие мелкой моторики детей младшего и среднего дошкольного возраста. Отражает эффективные подходы к комплексному.

Пальчиковые игры. Пальчиковые игры. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Транспорт
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Мелкая моторика как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 декабря 2013 в 10:52
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Атрибуты из бросового материала для сюжетно-ролевой игры «Продуктовый магазин»
Сюжетно-ролевая игра – это настоящая практика ребенка, его реальная жизнь. Всем известно, что в условиях дошкольного учреждения ведущим аспектом...
Сервировка столов в группе раннего возраста
Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Важным моментом в правильной...
Фотоотчет «Экологический районный фестиваль «Земля в твоих ладошках»
В год экологии для формирования культуры, бережного отношения к природе и чувства патриотизма у детей на базе дошкольного учреждения № 13 "Весна" был...
Опыт «Какая вода быстро замерзнет — соленая или пресная?»
Цель исследования: определить различия в замерзании различных жидких веществ и продуктов Проблема : Почему вода в океане не замерзает? Материалы:...
Видеоотчет о фрагменте развлечения в старшей группе «Путешествие Нильса с дикими гусями»
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию маленький видеофрагмент с развлечения по сказке "Путешествие Нильса с дикими гусями". С этим материалом в...